14.02.2023

Музей транспорта Москвы завершил реставрацию троллейбуса ЗиУ-5Д 1970-х годов

Спустя 30 лет после окончания службы транспортное средство вновь вернется на улицы города и будет выполнять регулярные сезонные экскурсионные рейсы для туристов на музейном маршруте «Т» по центру столицы. Водить его будут профессиональные шоферы Мосгортранса, техобслуживанием будут заниматься на СВАРЗе.

Музейный маршрут был запущен 4 сентября 2020 г. Кольцевой маршрут «Т» проходит от площади Трех вокзалов мимо станции метро «Красносельская», по Нижней Красносельской улице, Елоховской площади с Богоявленским собором, Новорязанской улице и мимо гаража Константина Мельникова, где в конце 2024 г. откроется постоянная экспозиция Музея Транспорта Москвы, а затем обратно вдоль Казанского вокзала к станции метро «Комсомольская». Время в пути по полному кругу займет около 20 минут. С 1 апреля 2022 г. работа маршрута «Т» была временно приостановлена в связи с началом работ по благоустройству улиц Басманного района, в том числе, по переустройству контактной сети троллейбуса и кабельной линии. Движение на музейном маршруте возобновится в этом году.

«Ретротроллейбус ЗиУ-5Д поступил к нам в состоянии, требующем капитальной реставрации. Наши партнеры из реставрационной автомастерской ООО «ДизЭТ» (г. Иваново), восстанавливавшие троллейбус, практически полностью заменили детали каркаса, удалили очаги коррозии на крыше и раме машины, произвели замену обшивки кузова, осуществили перешивку сидений пассажирского салона, а также произвели замену обшивки стен и потолка пассажирского салона. К этой реставрации мы отнеслись с особенным вниманием - ЗиУ-5Д станет новым лицом музейного маршрута «Т», то есть не просто экскурсионно-музейным экспонатом на улицах города, но и полноценным средством передвижения для пассажиров. Поэтому помимо восстановления исторического облика мы сделали всё для того, чтобы наш экспонат был безопасным и комфортным для перевозки людей», - рассказала директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

В ближайшее время на троллейбусе будут установлены современные зеркала заднего вида для удобства эксплуатации машины, размещен логотип троллейбусного парка по правому борту, при выходе на музейный маршрут «Т» появится информация в маршрутоуказателе.

Семейство машин ЗиУ-5 выпускали с 1959 по 1972 год на заводе им. Урицкого (Тролза) в г. Энгельс Саратовской обл. До конца 1970-х это был основной троллейбус в городах СССР. За весь период выпустили в сумме более 16 тысяч ЗиУ-5, до наших дней сохранились единицы таких машин.

Музейный экспонат поступил на работу в 6-й троллейбусный парк, где 9 лет отработал на линии. В конце 1980-х ЗиУ-5Д был переоборудован под агитационную машину «Безопасность движения», а затем в учебный троллейбус. Закончив трудовую биографию в 1993 г. он стал последним троллейбусом данной модели, эксплуатировавшимся в Москве.

У троллейбуса стальной сварной несущий каркас и внешние панели из алюминиевого листа — они крепились к каркасу самолетными заклепками. Салон ЗиУ-5Д вмещает до 122 пассажиров, троллейбус оснащался 95-киловаттным тяговым электродвигателем. Реставрация троллейбуса длилась более 1,5 лет. Большую часть времени занял поиск оригинальных материалов и деталей. Часть уникальных деталей были изготовлены мастерами-реставраторами самостоятельно. При реставрации экспоната использовались чертежи из архива СВАРЗ.

Напомним, что в августе 2020 г. столичные власти закрыли последние в городе регулярные троллейбусные маршруты в связи с переходом на электробусы. Ранее Москва была мировым лидером по протяженности троллейбусной сети.