24.07.2018

Конференция ОАО «АСМ-холдинг»: Грузовой транспорт России в 2018 году

11 июля состоялась конференция ОАО «АСМ-холдинг» «Перспектива развития производства и рынка пассажирского и грузового автотранспорта в России в 2018–2025 годах». В ходе конференции выступавшие подвели итоги работы предприятий по выпуску грузовых автомобилей, автобусов и коммерческой техники (LCV) за пять месяцев 2018 г., а также проанализировали возможные сценарии развития рынка и производства пассажирского и грузового автотранспорта в России в 2019–2025 гг. с учетом экспортного потенциала производителей и мер поддержки отрасли со стороны Правительства РФ.

В настоящее время продукция автомобильной промышленности составляет в ВВП страны всего 0,37%. В советское время доля автомобильной промышленности в ВВП составляла около 2,7%. А с сельскохозяйственным машиностроением примерно 4,2%. В основном эти отрасли были сосредоточены в России и Белоруссии. При таком регрессе не совсем понятно, как правительство собирается вывести российскую экономику на пятое место в мире.

Объем господдержки автомобильной отрасли за девять последних лет вырос в 324 раза! За этот же период добавленная стоимость отрасли выросла в 4,2 раза. Каждый добавленный в стоимость автопрома рубль включает в себя 56 коп. господдержки. В 2009 г. этот показатель составлял 1 коп. За последние девять лет в отрасли потеряно 113 тыс. рабочих мест. В отрасли вместе с производством компонентов сейчас занято около 500 тыс. человек. В советское время в автомобильной промышленности было около 1,5 млн рабочих мест.

Таким образом, экономика страны становится все более сырьевой. А это противоречит всем указаниям президента.

Однако данные статистики свидетельствуют, что по сравнению с тем же периодом 2017 г. имеет место некоторый рост производства коммерческих автомобилей.

На 5% выросло производство грузовых автомобилей. Но при этом производство отечественных моделей автомобилей сократилось на 1%, а производство иностранных марок выросло на 41,6%.

Рост производства легких коммерческих автомобилей (LCV) составил 5,6%.

Производство коммерческой техники в России в январе-мае 2018 г.
Янв-май 2018 г. Янв-май 2017 г. Изменение (%)
Грузовые автомобили (включая шасси и легкие грузовики) 57002 54264 +5
– отечественные марки 46041 46525 -1
– иностранные марки 10961 7739 +41,6
Легкие коммерческие автомобили (LCV) 43765 41463 +5,6

 

Из графика видно, что с 2016 г. имел место рост производства и экспорта грузовых автомобилей.

За тот же период пяти месяцев 2017–18 гг. по странам СНГ отмечается рост производства грузовых автомобилей в России на 5%, в Беларуси – на 29%. На Украине и в Казахстане – снижение на 35 и 3,9% соответственно.

Производство грузовых автомобилей в странах СНГ в январе-мае 2018 г.
Янв-май 2018 г. Янв-май 2017 г. Изменение (%)
Россия 57002 54264 +5
Беларусь 4133 3201 +29,1
Украина 106 163 -35
Казахстан 365 380 -3,9

Из графика «Структура рынка грузовых автомобилей, включая LCV», где данные приводятся по отгруженным автомобилям, в России за пять месяцев 2018 г. объем иномарок российской сборки увеличился, а отечественных марок несколько сократился.

Из графика «Продажи грузовых автомобилей, включая легкие грузовики» также виден рост в 2016–17 гг., но в 2018 г. специалисты «АСМ-Холдинга» прогнозируют некоторое уменьшение объемов. Но вот по данным «Регистрации грузовых автомобилей в России за январь–май 2017–18 гг.» виден рост на 25%. По данным регистрации грузовых автомобилей в ГИБДД, дифференцированным помесячно, за январь–май 2017–18 гг., также виден явный рост в 2018 г.

Из таблицы «Топ-10 марок грузовых автомобилей за пять месяцев 2018 г.» видно, что первые позиции занимают КАМАЗ и ГАЗ. Также обращает на себя внимание существенное увеличение числа зарегистрированных автомобилей Scania (на 37,9%).

Таблицы «Парк грузовых автомобилей в России на начало 2018 г.» показывают, что средний возраст автомобилей по парку составляет 20 лет, а грузовиков экологического класса ниже Euro 4 – 87%.

Если российское правительство примет, как планирует, закон, запрещающий въезд в центры городов автомобилей с двигателями ниже Euro 3, очень много автомобилей не смогут въезжать и возникнут большие сложности с транспортом и перевозками. Поэтому, прежде чем принимать такие законы, правительство должно тщательно проанализировать, к чему это может привести.