
Рынок и производство с/х тракторов в России в 2015 г.
Начавшееся еще в предыдущие годы заметное падение объемов продаж сельскохозяйственных тракторов (далее – тракторов) на отечественном рынке, в основном из-за сокращения объемов производства тракторов большинством производителей, а также углубления кризисных явлений в экономике страны и введения санкций зарубежным странами, к сожалению, в 2015 г. продолжилось и еще больше усугубило негативную ситуацию в отечественном тракторостроении, о чем свидетельствуют материалы данной статьи.
Рынок тракторов в России в январе–декабре 2015 г. по сравнению с соответствующим периодом 2014 г. заметно снизился с 44 188 до 26 852 шт. (на 39,2%), при этом существенно уменьшились объемы продаж тракторов практически всех наименований, в том числе отечественных с 3447 до 2610 шт. (на 24,3%); иномарок российской сборки с 2255 до 1473 шт. (на 34,7%); тракторов МТЗ российской сборки от 2574 до 2455 шт. (на 4,6%); иномарок импортных новых с 14 038 до 5814 шт. (на 58,6%); тракторов импортных из республик Беларусь и Казахстан с 18 248 до 11 709 шт. (на 35,8 %) (см. табл. 1).

Наименование | Объем продаж, шт. | Объем продаж, % | Разница % | ||
---|---|---|---|---|---|
2014 г. | 2015 г. | 2014 г. | 2015 г. | ||
Отечественные тракторы (включая мини-тракторы «Уралец») | 3447 | 2610 | 7,8 | 9,7 | -24,3 |
Иномарки российской сборки | 2255 | 1473 | 5,1 | 5,5 | -34,7 |
Тракторы МТЗ российской сборки | 2574 | 2455 | 5,8 | 9,1 | -4,6 |
Иномарки импортированные новые | 14 038 | 5814 | 31,8 | 21,7 | -58,6 |
Иномарки импортированные б/у | 3626 | 2791 | 8,2 | 10,4 | -23,0 |
Тракторы, импортированные из Беларуси и Казахстана | 18 248 | 11 709 | 41,3 | 43,6 | -35,8 |
Итого | 44 188 | 26 852 | 100 | 100 | -39,2 |
Более других уменьшились поставки на российский рынок иномарок российской сборки; иномарок импортированных новых, а также тракторов из Беларуси и Казахстана.
Если рассматривать выпуск тракторной техники заводами и предприятиями России, занимающимися производством тракторов, низкие объемы которого являются главной причиной значительного снижения объемов продаж тракторов на отечественном рынке, особенно в 2015 г., то следует отметить, что итоговые производственные показатели заводов в рассматриваемый период, в том числе предприятий – изготовителей отечественных тракторов, а также тракторов МТЗ, иномарок российской сборки, тракторов других производителей, несмотря на принимаемые целым рядом заинтересованных организаций меры, тем не менее продолжали ухудшаться.

Так, данные табл. 2 свидетельствуют о массовом (на 70% предприятий) снижении в 2015 г. выпуска тракторов, поставляемых на российский рынок.
Предприятие-изготовитель | Изменение выпуска тракторов в 2015/2014 гг., % |
---|---|
ООО «ВМТЗ», г. Владимир | – |
ОАО «ТК ВгТЗ», г. Волгоград | 52,7 |
ОАО «Промтрактор», г. Чебоксары | 48,2 |
ЗАО «ПетТЗ», г. Санкт-Петербург | 196,0 |
ЗАО «Агротехмаш», г. Тамбов | 65,3 |
OOO «Спецстроймаш», г. Тихвин | 221,1 |
ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец», г. Санкт-Петербург | 120,0 |
ОАО «Ярославский завод «Стройтехника» | 42,9 |
ОАО «НПК «Уралвагонзавод» | 100 |
Сборка тракторов «Беларус» | |
ОАО «ПО Елабужский автозавод» | 21,9 |
Торговый дом «МТЗ-ЕлАЗ» | 65,2 |
ОАО «Нижнеломовский электромеханический завод» | – |
ФГУП ПО «Старт им. М.В. Проценко» | 77,8 |
ООО «Тракторный центр «Подшипникмаш», Краснодарский край | 82,4 |
ОАО «САРЭКС» | 38,2 |
ООО «Тульский механический завод» | – |
ОАО «Смолспецтех» | – |
ООО «Смолтра» | 175,0 |
ОАО «Бузулукский механический завод» | 49,1 |
ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» | 462,4 |
ЗАО «Агротехснаб» | 100,0 |
ЗАО «Шимановский машзавод «Кранспецбурмаш» | 26,9 |
ОАО «Комбайнмашстрой» | 21,4 |
Сборка тракторов ХТЗ | |
Торговый дом ХТЗ, г. Белгород | 91,1 |
Сборка тракторов ПТЗ | |
ООО «АСМ-Алтай» | 287,2 |
Сборка тракторов иностранных компаний | |
ООО «СиЭнЭйч-КАМАЗ-Индустрия» | 35,3 |
ООО «Клаас» | 95,8 |
ООО «Ростсельмаш» | 33,6 |
ООО «Самэ Дойц-Фар Руссиа Агрикалчерел Машинери» | – |
ООО «Джон Дир» | 9,9 |
ОАО «Камский тракторный завод» | 38,2 |
В результате общего снижения выпуска тракторов на подавляющем большинстве предприятий объемы их производства в 2015 г. составили (вместе с промышленными тракторами) всего 6303 шт., в том числе сельскохозяйственных 5207 шт., что соответственно на 19,6 и 19,3% меньше аналогичных данных 2014 г., при этом упали объемы производства иномарок российской сборки (3357 шт. вместо 4980 шт. в 2014 г. – на 32,6%) и сборки тракторов из тракторокомплектов МТЗ (2328 шт. вместо 2765 шт. в 2014 г. – на 15,8%). И это несмотря на то, что на некоторых предприятиях отмечен рост производства тракторов, в том числе на ЗАО «ПетТЗ» (в 1,9 раза), на ООО «Спецстроймаш», г. Тихвин (в 2,2 раза), на ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец», г. Санкт-Петербург (в 1,2 раза), на OOO «Смолтра» (в 1,75 раза), на ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» (в 4,6 раза).

Взятый в отечественном тракторостроении курс на импортозамещение в настоящее время реализуется недостаточно, поскольку в общем количестве тракторов, произведенных в 2015 г., доля отечественных моделей остается пока на низком уровне (46,8%), тогда как доля тракторов из тракторокомплектов МТЗ составляет 36,9%, доля из тракторокомплектов ХТЗ – 8,5 %, доля из комплектов иностранных марок (Versatile, New Holland, Agrotron, Axion, Xerion, John Deere и др.) – 7,8%, то есть остается все еще значительной.
Однако стоит отметить, что производство тракторов Versatile модели 2375 перенесено из Канады в Россию. Первые машины сойдут с конвейера Ростсельмаша уже летом 2016 г. Массовое производство планируется начать в 2017 г.
Что касается отгрузки тракторов, то она в целом в 2015 г. снизилась на 14,3% по сравнению с 2014 г., всего в 2015 г. отгружено 7086 шт. тракторов.
Таким образом, спад производства тракторов во всех сегментах рынка России продолжился и в 2015 г., в том числе из-за общего нездоровья и кризисных явлений в российской экономике, тяжелой макроэкономической ситуации в стране, девальвации отечественной валюты, роста кредитных ставок до запредельных уровней, и как следствие, уменьшились закупки тракторов аграриями на местах, в том числе крупными с/х предприятиями.

Доля колесных иномарок, импортированных зарубежными фирмами, составляющая 32,1%, складывается из поставок в Россию в 2015 г. тракторов различных типоразмеров из более 20 стран (табл. 3).
Страна-поставщик | Новые | Б/у | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
2015 г. | 2014 г. | Изм., % | 2015 г. | 2014 г. | Изм., % | |
Китай | 4100 | 11027 | –62,8 | 87 | 73 | 19,2 |
Япония | 7 | 24 | –70,8 | 2582 | 3405 | –24,2 |
Украина | 610 | 916 | –33,4 | 1 | 0 | – |
Франция | 254 | 66 | 284,8 | 7 | 1 | 600,0 |
Венгрия | 190 | 186 | 2,2 | 0 | 0 | – |
Германия | 105 | 248 | –57,7 | 25 | 16 | 56,3 |
Индия | 120 | 5 | 2300,0 | 0 | 0 | – |
Корея | 95 | 198 | –52,0 | 3 | 27 | –88,9 |
США | 41 | 550 | –92,5 | 49 | 65 | –24,6 |
Италия | 14 | 124 | –64,5 | 5 | 5 | 0 |
Литва | 35 | 40 | –12,5 | 1 | 0 | – |
Финляндия | 20 | 79 | –34,7 | 9 | 14 | –35,7 |
Турция | 21 | 131 | –84,0 | 1 | 3 | –66,7 |
Канада | 6 | 36 | –83,3 | 12 | 4 | 200,0 |
Великобритания | 8 | 84 | –90,5 | 4 | 11 | –63,6 |
Чехия | 9 | 4 | 125,0 | 1 | 0 | – |
Австрия | 1 | 0 | – | 0 | 0 | – |
Польша | 0 | 0 | – | 1 | 0 | – |
Остальные | 0 | 82 | – | 0 | 2 | – |
Всего | 5666 | 13 800 | –58,9 | 2791 | 3626 | –23,0 |
Видно, что наибольшими объемами поставок новых тракторов зарубежных компаний на российский рынок отличались в последние годы, в том числе и в 2015 г., такие страны, как Китай, Украина и Франция, а б/у – Япония, Германия и США, которые, в том числе из-за введения против России экономических санкций, заметно снизились по сравнению с предыдущим 2014 г., в частности, из Украины, Германии, США, Италии, Финляндии, Канады, Великобритании, а б/у – из Японии, Кореи, США, Финляндии и Великобритании.
Это не могло не отразиться негативно на итоговых объемах поставок в 2015 г. на рынок России новых (5666 против 13 800 шт. в 2014 г.) и б/у (2791 против 3626 шт. в 2014 г.) тракторов как из дальнего, так и ближнего зарубежья.

Наряду с импортом тракторов на внутренний рынок Россия осуществляла также экспортные поставки новых тракторов на внешние рынки, однако экспорт, так же как и другие показатели российского тракторостроения, в целом оказался в 2015 г. ниже (на 28,5%) экспортных поставок 2014 г., хотя отдельные предприятия, такие как ОАО «Бузулукский механический завод» и др., обеспечили в 2015 г. бóльшие, чем в 2014 г., поставки по импорту, например, в Киргизию, Туркмению и Узбекистан (табл. 4).
Компания-производитель | 2015 г. | 2014 г. | ||
---|---|---|---|---|
шт. | $ | шт. | $ | |
Тракторы, всего | 347 | 8 778 757 | 485 | 17 782 796 |
Из них: | ||||
тракторы сельскохозяйственные | 233 | 4 076 968 | 413 | 13 294 657 |
В том числе: | ||||
ЗАО «ПетТЗ» | – | 285 565 | – | 1 142 448 |
ОАО «ТК ВгТЗ» | – | 0 | – | 43 525 |
ОАО «САРЭКС» | – | 66 277 | – | 7 389 855 |
ОАО «Череповецкий литейно- механический завод» | – | 91 965 | – | 0 |
ОАО «Бузулукский механический завод» | – | 677 886 | – | 213 435 |
Таким образом, углубление кризисных явлений и санкций в России в 2015 г. не могло не сказаться негативно как на объемах производства и продаж тракторов, так и на количественном импорте и экспорте тракторной техники.
