Решетчатый гусек существенно расширяет возможности автокрана. Приобретайте его вместе с машиной – отдельно будет дороже

Золотая середина
Автокраны грузоподъемностью 25 т: особенности конструкции и эксплуатации

Для большинства работ, связанных с обслуживанием объектов жилищно-коммунального хозяйства, а также в секторе малоэтажного строительства, вполне достаточно применения автокранов грузоподъем-­ ностью 25 т.

Автокраны грузоподъемностью (г/п) 25 т – это некая «золотая середина» среди грузоподъемной техники, создаваемой на автомобильном шасси. Так, если 16-тонники, которые являются «легкой кавалерией», привлекают клиентов по большей части своей относительно невысокой стоимостью, то, переплачивая около миллиона рублей за 9 т дополнительной грузоподъемности, эксплуатирующая организация не только расширяет круг выполняемых задач, но и получает в свои руки достаточно маневренный и, что еще более важно, относительно небольшой по массе автокран. Причем 25-тонная спецмашина может базироваться как на шасси грузовиков дорожной гаммы (и в том числе двухосных), так и на полноприводных трехосниках с односкатной ошиновкой.

Для работы на объектах, имеющих хорошие подъездные пути, достаточно автокрана на шасси дорожных версий грузовиков

Это очень важное обстоятельство, так как грузоподъемность машин-вездеходов с односкатной ошиновкой уступает грузоподъемности грузовиков дорожной гаммы. До бесконечности снижать массу крановой установки конструкторы не могут, так как это приведет к серьезному увеличению ее стоимости, что по нынешним временам просто оттолкнет клиентов. Соблюдение требований по осевой нагрузке особенно важно, если учесть, что контроль за данным параметром сего­дня, как никогда, ужесточился, выросли и штрафы за нарушения в сфере нагрузки на дороги. Примечательно, что многие производители автокранов, рекламируя свою продукцию, ставят на буклетах стилизованные значки-воблеры с надписью «без штрафов» и изображением оси.

Итак, делаем первый вывод: 25-тонники базируются в основном на вездеходных шасси.

Кабина шасси со спальным местом актуальна для организаций, которые отправляют технику на заработки в другие регионы

Длина стрелы

Часто эксплуатирующие организации, заказывая автокран, приобретают и запасной крюк, что обойдется заметно дешевле, чем крюк, приобретенный отдельно

Если рассматривать длину стрелы интересующих нас спецмашин, то можно говорить о значениях в пределах 21–30 м. Как видим, разрыв составляет почти 10 м! Пожалуй, именно в сегменте 25-тонников можно подобрать машину со стрелой, достаточной для выполнения большинства распространенных задач. Высотные характеристики спецмашин могут быть улучшены использованием дополнительных секций – решетчатых гуськов. В большинстве случаев это 7-, 9- и даже 10-метровые удлинители. Приобретать их лучше в комплекте с автокраном, включая в перечень оборудования. Дооснащение спецмашины в процессе ее эксплуатации обойдется дороже. Прежде чем остановить выбор на крановой установке с наиболее подходящей для ваших целей длиной стрелы, следует внимательно ознакомиться с грузовысотной характеристикой и экстраполировать ее на круг выполняемых спецмашиной задач.

Вполне возможно, что техника с более короткой стрелой окажется намного выгоднее по стоимости, чем с кран с длинной «удочкой». При этом для выполнения поставленных задач потребуется лишь одна дополнительная перестановка автокрана на площадке. Стоит также обратить внимание на возможность использования в качестве дополнительного оборудования люльки, в которой можно доставлять на нужную высоту рабочий персонал. Такая опция будет полезна как при работе машины на строительстве различных объектов, так и при ликвидации аварий на промышленных сооружениях.

Что касается такого важного с точки зрения конструкторов параметра стрел, как профиль их сечения, скажем так: для эксплуатирующей организации важна не конфигурация стрелы, а грузовысотная характеристика машины и ее конечная стоимость. Что касается ремонтопригодности стрел, то чем проще их профиль, тем дешевле восстановление. А вообще современные автокраны, оснащенные приборами безопасности, не допустят работы спецмашины в критических для нее режимах по нагрузке и тем самым обеспечат надежную работу механизма на долгие годы. Главное – не отключать систему безопасности, чем часто грешат некоторые владельцы техники, пытаясь пусть и кратковременно заменить более мощный, скажем, 32-тонный автокран машиной меньшей мощности – 25-тонником.

 Автокран г/п 25 т КС-55727-7 «Машека», собранный на шасси трехосного грузовика МАЗ

Шасси повышенной проходимости

Среди машин рассматриваемого класса особое место занимает техника, базирующаяся на шасси полноприводных грузовиков. Такие автокраны способны решать намного больший круг задач, так как могут обслуживать объекты, расположенные вдали от дорог общего пользования. Согласно данным опроса эксплуатирующих организаций Подмосковья, на балансе которых стоят автокраны на полноприводных шасси грузовиков, машины практически всегда имеют загрузку, обеспечивающую их рентабельность. В регионах, где дорожная сеть развита слабо, полноприводные краны востребованы еще больше. По счастливому стечению обстоятельств большинство выпускаемых российскими заводами 25-тонных крановых установок по своей массе не превышают предельно допустимой нагрузки на массовые полноприводные шасси грузовиков отечественного производства. Все это делает спецмашины доступными по цене для большинства эксплуатирующих компаний. Лидером в сегменте российских вездеходов является грузовик «Урал». Этим объясняется большое количество автокранов, созданных на его базе. Приведем яркие тому примеры.

Среди 25-тонных автокранов, базирующихся на полнопривод­ном шасси грузовиков, интерес представляют стреловые автомобильные краны КС-55713-3К-2 производства АО «Клинцовский автокрановый завод». Так, указанная выше модель изготавливается на трехосном шасси автомобиля-вездехода Урал-5557, который имеет такие важные для движения по бездорожью опции, как система регулировки давления в шинах (СРДВШ) и блокировки колесных дифференциалов. Именно они вкупе с оптимальной развесовкой по осям обеспечивают отменную проходимость спецмашины даже в условиях полного бездорожья. А это в свою очередь делает автокран привлекательным для компаний, которые выполняют заказы в сегменте строительства, прокладки нефтепроводов, газопроводов, а также используются на разработках месторождений полезных ископаемых. Максимальная длина трехсекционной телескопической стрелы составляет 24 м.

Кабина крановщика – важный элемент конструкции автокрана. Не экономьте на удобстве оператора: чем лучше условия его работы, тем выше его производительность

Одной из важных особенностей крановой установки является возможность телескопирования стрелы с грузом на крюке. Это позволяет оператору выполнять ряд специфических операций, например таких, как перемещение грузов в проемах среди смонтированных конструкций. Дополнительные возможности установке дает решетчатый гусек, имеющий длину 7,5 м. Он может устанавливаться под углами 0 и 30° по отношению к основной стреле, что расширяет зону обслуживания. Отдельного внимания заслуживает опорный контур размерами 4,9х5,8 м. Благодаря ему кран может производить работы с грузами в круговой зоне 360°. При этом оператор имеет возможность минимизировать количество перестановок машины, что существенно экономит время выполнения работ и сокращает затраты владельца.

Своя модель 25-тонника на вездеходном шасси есть и у ОАО «Галичский автокрановый завод». Автокран КС-55713-3, смонтированный на шасси автомобиля-вездехода Урал-4320, имеет массу 22,2 т, что позволяет машине с односкатной ошиновкой всех осей довольно уверенно передвигаться даже по сложному бездорожью. Как мы уже говорили выше, отменную проходимость шасси обеспечивают система регулировки давления в шинах и блокировка колесных дифференциалов. Кран оснащается трехсекционной телескопической стрелой длиной 9,7–21,7 м. Существенно расширить возможности установки поможет 9-метровый решетчатый гусек. Максимальный опорный контур составляет 4,2х5,6 м. При необходимости крановщик может проносить грузы в проемы конструкций, однако следует помнить, что масса груза, при которой допускается выдвижение секций стрелы, составляет 4 т.

Часто эксплуатирующие организации, заказывая автокран, приобретают и запасной крюк, что обойдется заметно дешевле, чем крюк, приобретенный отдельно

Интересным вариантом автомобильного крана на вездеходном шасси Урал-5557-82M является КС-55732 «Челябинец» производства «Челябинского механического завода». Рассматриваемая нами мод. КС-55732-28 оснащается 4-секционной стрелой длиной 28,1 м. В качестве опционного оснащения отметим возможность комплектации установки решетчатыми гуськами длиной 7 и 10 м. С ними максимальная высота подъема составит 34,5 и 37,3 м соответственно. Эта машина имеет очень интересное дополнительное оборудование в виде съемной двухместной монтажной люльки. Благодаря ей автокран превращается в стреловой гидравлический подъемник и позволяет выполнять самые различные работы, требующие подъема людей на высоту до 30,4 м. Конструкторы предусмотрели возможность поворота люльки относительно кронштейна подвески на 360°. Это обеспечивает дополнительное удобство, например, при выполнении различного рода фасадных работ.

Автокран должен быть оборудован системой защиты от контакта с линиями электропередачи

Само собой разумеется, поскольку речь идет о подъеме в люльке людей, спецустановка имеет соответствующие системы безопасности. Например, автокран оснащен датчиком скорости ветра – анемометром, с помощью которого автоматика фиксирует наличие опасных порывов ветра. А именно о таких идет речь применительно к возможностям крановой установки. Устойчивость крана обеспечивает опорный контур размером 5,75х6,0 м. И наконец, последнее: благодаря относительно невысокой массе крановой установки и оптимальной развесовке по осям масса, приходящаяся на переднюю ось и заднюю тележ­ку грузовика, составляет 7,32 и 14,85 т соответственно. Модель также может комплектоваться гуськом длиной 10 м.

У дилеров «Ивановского автокранового завода» можно купить автомобильный кран КС-45717-1Р «Овоид» г/п 25 т, который смонтирован на внедорожном шасси Урал-4320 с колесной формулой 6х6. (Сейчас завод не работает, и продукция не реализуется). Современный профиль стрелы и применение для ее изготовления качественных, прочных, легких сталей позволили создать 4-секционную конструкцию длиной 30,7 м. Аналогичными показателями в рассматриваемом нами классе машин могут похвалиться немногие конкуренты, и то по большей части приходящие в Россию из-за границы. Примечательно, что для выполнения ряда работ на высотах бóльших, чем может обеспечить основная стрела, используется 9-метровый гусек с возможностью наклона по отношению к стреле на 30°. Удлинитель предлагается в качестве опционального оборудования. Если владелец сталкивается с необходимостью увеличивать длину стрелы регулярно, то имеет смысл заказать гусек при приобретении спецмашины. Так покупка обойдется дешевле, нежели доукомплектовывать кран в процессе его эксплуатации.

 Стрела автокрана в походном положении должна надежно фиксироватьсяАвтокраны, работающие в северных регионах, имеют холодостойкие уплотнения штоков цилиндров, а их гидросистемы заправляются соответствующими маслами

Сдача в аренду

Отдельным и весьма неплохим источником извлечения прибыли является сдача машин в аренду. Такая услуга позволит минимизировать простои техники и получить дополнительную прибыль. Если оценивать спрос на аренду 25-тонных автокранов, то стоит отметить, что данная техника практически всегда есть в наличии на рынке услуг, и чтобы заинтересовать клиента, вам придется в некоторой мере демпинговать, снижая расценки на аренду спецмашины примерно на 1–2 тыс. руб. от стоимости рабочей смены. По-другому обеспечить загрузку сдаваемым в аренду 25-тонникам не удастся. Важно учитывать, что длительность первой рабочей смены закладывается из расчета семи часов работы автокрана. При этом, если машина задерживается на объекте более одной смены и при этом никуда не перемещается, то вторая смена идет из расчета 8 ч.

Оплата аренды может быть как наличными средствами, так и по безналичному расчету. Первый способ выгоднее для частного клиента, так как его финансовые затраты будут ниже. Для ориентира: 7-часовая смена, оплачиваемая наличными, обойдется клиенту в среднем в 12 000 руб. (11 тыс. за смену – демпинг). Разумеется, в договоре оплаты необходимо учитывать и стоимость подачи машины на объект. Здесь расценки могут колебаться в пределах нескольких сотен рублей в зависимости от удаленности объекта и типа шасси автокрана. Для того чтобы иметь некую точку отсчета, скажем, что приход автокрана на шасси дорожного грузовика к месту проведения работ, которое удалено от МКАД на расстояние 65 км, обойдется примерно в 6500–7500 руб. Итого общая сумма, которая будет указана в договоре аренды длительностью в одну смену, будет равна 18 500–19 500 руб.

Если за рабочую смену выполнить намеченный объем работ не удалось, то аренду можно продлить на требуемое количество часов. Оплачивать каждый из них придется по ставке 1300–1400 руб. за каждый дополнительный час. Если предполагается работать в темное время суток, стоит позаботиться о дополнительном освещении. Осветительные вышки придется заказывать отдельно. Цена на аренду света свободная. Если заказ автокрана предусматривает работу техники в две смены, с ночевкой крановщика на объекте, то на плечи клиента ляжет забота об организации ночлега – в кабине автокрана, даже если она оборудована спальным местом, полноценно не отдохнуть.

Автокран г/п 25 т подходит для погрузки, разгрузки, а также для монтажа надстроек и другого оборудования
компании из статьи
компании по теме статьи
компании из статьи
компании по теме статьи