Лизинг и кризис
Риски для лизинговых компаний и их клиентов
Финансовый кризис затронул все сферы жизни. Лизинговая деятельность также зависит от состояния мировой финансовой системы, а потому и на нее кризис оказал негативное воздействие. Насколько это опасно для лизинговых компаний и их клиентов, мы поинтересовались у двух профессионалов крупных лизинговых компаний Нелли Сусловой (фирма «РУСЛизинг») и Екатерины Новиковой (фирма «Ресо-лизинг»).
Отрицательные моменты кризиса
Согласно статистике 70% кредитов российских банков составляли денежные средства для лизинговых компаний. В настоящее время большинство банков не предоставляют кредиты на срок до трех лет и значительно сократили лимиты кредитования. В результате сокращается число вновь заключаемых с лизингополучателем сделок. «Ситуация пока не смертельная, но и не простая. Заключенные ранее договоры лизинга в большинстве своем имеют долгосрочный характер – 3…5 лет и даже больше. Поэтому поступающих лизинговых платежей на какое-то время хватит для того, чтобы переждать нынешние неприятности. Однако этот период не бесконечен», – сказала Нелли Суслова. Екатерина Новикова считает самым неприятным, что «негативные явления кризиса перекинулись из финансового сектора экономики в реальный сектор производства, участниками которого являются большинство лизингополучателей. Понизился уровень платежеспособности лизингополучателей. В такой ситуации у некоторых лизингодателей возникла угроза дефолта по их обязательствам перед банками». Лизинг используется для обновления основных средств производства. Но если производство останавливается, то и основные средства становятся ненужными. По словам многих производственников, в последние месяцы количество заказов неуклонно снижается. За те работы, которые уже выполнены, получить причитающиеся деньги подчас невозможно, разве что по решению суда. Взаимные неплатежи приводят не только к масштабным сокращениям персонала, но и к вынужденному отказу от средств производства. Получается, что у лизингополучателей нет возможности оплачивать дальнейшие лизинговые платежи, и они возвращают технику.
Типичными моментами кризиса являются следующие факты. Во-первых, как и при любом кризисе, выживают сильнейшие. Дело в том, что наиболее крупные лизинговые компании имеют свои эксклюзивные источники финансирования. У них на фоне всеобщего кризиса только повышается количество клиентов. Второй момент скорее негативный: в отсутствие достаточного количества российких лизинговых компаний рынок активно заполняется западным капиталом, который через дочерние и зависимые лизинговые компании занимает все большую долю на нашем рынке.
Положительного исхода развития событий для лизингополучателей в 2009 г. оба профессионала лизинговых компаний не видят. Лизинг становится дешевле только при снижении процентов по заемным средствам.
К сожалению, в 2009 г. лизинговые проценты скорее всего еще вырастут.
Примеры для размышления от Н. Сусловой
«Возьмем, к примеру, нашумевшую историю с авиаперевозчиками «КрасЭйр». Если они оказались не в состоянии платить за топливо и выполнять свою прямую деятельность по перевозке пассажиров, то как они оплачивали платежи по самолетам, взятым в лизинг? Верно, никак. В результате судебные иски, банкротство и прочие неприятности. И как повлияет это на работу лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко.»? Взыскать с компании-банкрота нечего. Забрать авиатехнику можно, но что с ней делать дальше? Продавать? Кто же купит, если ни у кого нет денег… А шагающие экскаваторы, которые сырьевики Кузбасса возвращают лизингодателям за долги? Где их можно использовать еще? И если их негде и некому использовать, то какой в них прок для лизинговой компании? А тюменский Север, заставленный грузовой и дорожно-строительной лизинговой техникой, которую ставят на прикол не потому, что нет работы, а потому, что за эту работу не платят? Все эти неутешительные примеры экономики в целом не могут не влиять на состояние отдельно взятой лизинговой отрасли».
Виды лизинга
Существуют разные виды лизинга: возвратный, оперативный, финансовый. Финансовый кризис затронул каждый, но в разной мере. В большей степени пострадал наиболее развитый в России финансовый лизинг. Доля привлеченных кредитных ресурсов в нем доходит до 80%. Немалую роль в сделке финансового лизинга играет время поставки предмета лизинга, а выбранное лизингополучателем имущество может быть как за пределами страны, так и производиться на заказ, что осложняет процедуру залога этого имущества и соответственно поиск ресурсов для кредитования сделки. Но если финансовое состояние лизингополучателя позволяет ему использовать финансовый лизинг, то после выплаты всех лизинговых платежей и выплаты суммы остаточной стоимости право собственности на лизинговое имущество переходит к нему, и он может распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе продать по рыночной стоимости.
Возвратный лизинг, с одной стороны, объединяет в одном лице продавца лизингового имущества и лизингополучателя, поэтому нет проблем по времени поставки предмета лизинга. С другой стороны, возвратным лизингом и раньше пользовались весьма осторожно. Предвзятое отношение налоговой инспекции к этому виду сделок хорошо известно. «Позволю себе предположить, что в ближайшем будущем этот фактор риска только усилится. Так что недобор налогов в бюджет по результатам 2008 г. гарантирован. Традиционные методы «закручивания гаек» со стороны ФНС в результате плохой собираемости налогов также хорошо известны. У нас ведь вместо презумпции невиновности существует вполне узаконенная «презумпция виновности» налогоплательщика – любая мелочь и спорная ситуация трактуются как уклонение от уплаты налогов. А договоры возвратного лизинга как раз и подпадают под категорию хотя и вполне законных, но уж больно «подозрительных» с налоговой точки зрения сделок», – прокомментировала Н. Суслова ситуацию. Однако если лизингополучателю необходимы оборотные средства для осуществления его деятельности, он может использовать этот тип лизинга, продать имущество лизинговой компании и получить его обратно в собственность по окончании срока лизинга и уплаты всех лизинговых платежей.
Как ни странно, в сфере оперативного лизинга в настоящий момент, наоборот, происходит своеобразный подъем. Причина в том, что техника, которая дается в лизинг, уже приобретена лизинговой компанией на свой страх и риск или осталась у нее от предыдущего должника. Получается, что лизингодателю не надо покупать технику специально для конкретного лизингополучателя. И тот факт, что по окончании лизингового договора право собственности на предмет лизинга не перейдет к клиенту в нынешних условиях, никого не пугает – клиенты предпочитают привязываться к сроку окончания своих подрядных работ. Зато клиент, используя этот тип лизинга, уменьшает текущую нагрузку по лизинговым платежам и сумму аванса по сделке.
«Одного универсального вида лизинга для любого лизингополучателя сегодня нет. И даже сейчас, делая выбор между финансовым, возвратным или оперативным лизингом, необходимо учитывать цель этой сделки, ее экономическую составляющую», – подытожила Е. Новикова.
Аренда как альтернатива оперативному лизингу
Гражданский кодекс изначально трактует лизинг как разновидность арендных отношений, а в последней редакции ФЗ «О лизинге» даже определение «оперативного лизинга» отсутствует. Потому на практике юридические, бухгалтерские и налоговые вопросы оперативного лизинга решаются по арендным принципам. Очевидно, что накопление практического опыта достаточно скоро даст импульс и для закондательных инициатив, которые позволят привести в соответствие теорию и практику лизинговой работы. Так что оперативному лизингу, возможно, удастся увеличить и без того немалую рыночную долю. В настоящее же время аренда является альтернативной формой финансовых отношений.
Надежды лизингодателей
У многих крупных лизинговых компаний уже есть опыт существования во время кризиса. В 1998 г. они уже проходили через такой период и восстановились. «Паника возникает у тех, – говорит Н. Суслова, – кто не знает, что делать и не мыслит категориями долгосрочного планирования. Опять же, и запас прочности у всех компаний разный. Именно эти два фактора – накопленный запас прочности и видение перспективы определяют сегодня процесс естественного отбора на рынке лизинга».
Самое главное, что благополучие лизинговой отрасли напрямую связано с нормализацией экономики страны в целом. Поэтому сфера лизинга стабилизируется тогда же, когда и общая экономика страны. Более того, лизинг является действенным механизмом для восстановления экономики после кризиса благодаря его привлекательности для производственного сектора по сравнению с банковским кредитом.
Советы для потенциальных лизингополучателей дорожно-строительной техники
1. Прежде всего – это оценка рентабельности проекта!
• Просчитать, действительно ли у компании есть потребность в новой технике с учетом имеющегося объема работ и с коррекцией на его возможное падение.
• Обязательно иметь гарантию заказов на выполнение объемов работ, причем как можно на более длительный период.
• Быть готовым к оплате аванса по лизинговой сделке не ниже 25% стоимости техники.
2. Проверить фирму-подрядчика! Тщательно изучить подписываемые документы!
«В последнее время активизировались «нечистые на руку» подрядные организации, которые, пользуясь общей напряженной ситуацией, затягивают подрядные организации в схемы, по которым в дальнейшем невозможно получить деньги. При этом потраченная солярка и неоплаченный труд машинистов так и остаются бременем на компании, честно выполнившей работы по подряду», – комментирует Н. Суслова.