Лизинг – лучший путь обновить основные фонды

А. Москвин

В развитых странах 40...50% инвестиций в основные фонды проводится через механизм финансовой аренды (лизинга). В России удельный вес лизинга в общем объеме таких инвестиций в 2004 году равнялся 7,5%, а в инвестициях в оборудование и транспортные средства – 16,1%. В 2005 году эти показатели, по опубликованным данным, составили около 9 и 18% соответственно. Среднегодовой прирост лизинговых операций за последние восемь лет достигает 33,7%.

Лизинг помогает предприятиям распределять и снижать финансовую нагрузку, значительно уменьшать налоги на имущество и прибыль (вся сумма лизинговых платежей относится на себестоимость производимой продукции), а применение механизма ускоренной амортизации позволяет быстрей обновлять производственные активы. С помощью этого эффективного финансового инструмента удается разорвать замкнутый круг, когда отечественные потребители готовы приобретать российскую технику при условии, что производители отдадут ее в кредит, а те со своей стороны готовы выдать необходимое ее количество с условием предоплаты поставок покупателем. И те, и другие остро нуждаются в значительных оборотных средствах для организации производства техники и ее эксплуатации. Условия финансовой аренды способны объединить интересы производителя и потребителя.

Хорошо известны преимущества лизинга перед обычным кредитованием. Так, при финансовой аренде не требуется дополнительного обеспечения в виде 100%-ной гарантии возврата кредита и процентов по нему. В качестве залога (обеспечения) выступает сам предмет лизинга. Задолженность по лизинговому договору учитывается на забалансовых счетах и не ухудшает показатели ликвидности в части соотношения собственных и заемных средств.

Лизинг позволяет соблюсти «золотое правило финансирования», согласно которому период внешнего финансирования должен соответствовать сроку использования актива, тогда как срок банковского кредита значительно меньше срока эксплуатации техники. Для реализации инвестиционного проекта через финансовую аренду достаточно иметь 10...30% собственных средств. Процесс заключения сделки значительно проще и быстрее банковского кредитования, при этом лизингополучатель освобождается от таких трудоемких процедур, как учет имущества, начисление амортизации, выплата соответствующих налогов, управление долгом перед кредитной организацией. Крупные лизинговые компании предоставляют клиентам целый комплекс дополнительных услуг, включая маркетинговое исследование рынка, подбор необходимого оборудования, консалтинг в разных областях, в том числе в области налогового планирования, обеспечение обслуживания техники и своевременного ремонта, выплата страховых обязательств.

Высококонкурентная среда в Москве и Санкт-Петербурге побудила крупнейших игроков рынка финансовой аренды искать индивидуальный подход к каждому лизингополучателю и разрабатывать специальные отраслевые программы, которые, в частности, учитывают сезонную специфику финансирования организаций. Компании, работающие на федеральном уровне, несут конкурентные преимущества двух столиц в регионы, где традиционно выше и ставки лизинговых платежей, и размер первоначального взноса. В результате на местах лизинг становится с каждым годом все более доступным за счет привлечения дешевых кредитных ресурсов международных финансовых институтов и долгосрочных взаимовыгодных отношений лизинговой компании с ведущими поставщиками техники.

Интересен в этом отношении сегмент лизинга дорожно-строительной техники. Износ парка оборудования и техники в дорожном хозяйстве достиг порогового уровня и уже превысил 70% при семикратном снижении коэффициента обновления основных фондов с 1994 года. Неудовлетворительное техническое состояние более половины российских автодорог выступает мощным стимулом к скорейшему обновлению основных средств в отрасли. В результате такого стечения обстоятельств под действием рыночных механизмов именно в этом сегменте сформировался наиболее комфортный для лизингополучателей пакет инвестиционных предложений, который постепенно находит спрос и в смежных отраслях. Условия лизинговой сделки с авансовым платежом порядка 7...9% от стоимости имущества и среднегодовым удорожанием от 7% еще пару лет назад представлялись невозможными.

Сегодня на таких условиях работает флагман лизинга дорожно-строительной техники – компания «Росдорлизинг», завершившая в этом году процедуру акционирования. Логика межотраслевого развития инструмента финансовой аренды обеспечила этой компании выход за рамки не только дорожного сегмента, но и собственно лизинга как вида деятельности. Последний год руководство компании проводило политику диверсификации лизингового портфеля и, добившись заметных успехов, выступило с программой комплексного переоснащения российской экономики, в которой преимущества лизинга соединены с популярной ныне идеей технопарков.

С учетом всех налоговых, инвестиционных, организационных и инновационных преимуществ механизм финансовой аренды сегодня окончательно доказал свою большую эффективность по сравнению с банковским кредитованием. Какие бы виды промышленного оборудования, техники, подвижного состава ни требовалось обновить отечественному предприятию – это, несомненно, предмет для лизинговой сделки.