Под заливку становись! Цистерны для перевозки различных материалов

Сергей Красовский
Чтобы перевозить различные жидкости и гранулированные материалы, перевозчику необходимо приобрести специальный подвижной состав – цистерны. Чтобы бизнес был эффективным и приносил максимальную прибыль, нужно грамотно выбрать подвижной состав. О том, как это сделать, и пойдет речь в данной статье.
 
Под «бочку» в большинстве случаев требуется высокое седло. Помните это при подборе тягача
Осевые агрегаты большинства цистерн (прицепы и полуприцепы) имеют пневматическую подвеску
«Бочка» автогудронатора изготовлена из металла, обладающего хорошей стойкостью к воздействию агрессивной среды
Для полной выгрузки сыпучих материалов, перевозимых в цистернах, применяются мощные гидроцилиндры, монтируемые в передней части «бочки»
Цистерны автотопливозаправщиков могут иметь сечение либо круглое, либо «чемоданного» типа. В последнем случае достигается снижение центра тяжести машины
При необходимости подачи в цистерну сжатого воздуха ее оснащают мощным компрессором, который приводится автономным двигателем
Цистерны могут оснащаться самым различным навесным оборудованием, и в итоге они превращаются, например, в вакуумную технику

Стоит ли говорить, что перевозка гранулированных и мелкодисперсных материалов, а также всевозможных технических и пищевых жидкостей есть бизнес обособленный и весьма своеобразный. Перевозчики, не учитывающие данное обстоятельство, часто, вторгаясь в новый для себя сегмент, попадают впросак. Типичная картина: цистерна, новая или бывшая в эксплуатации, приобретенная транспортной компанией под проект по расширению бизнеса, встала на прикол по причине нерегулярности или полного отсутствия заказов на перевозку.

Ничего удивительного в этом нет. «Бочки» в основном привязаны к химическим, в том числе сырьевым и пищевым предприятиям, где действуют производственные линии, остановка которых зачастую просто убийственна для завода. Чтобы предприятие функционировало, необходим постоянный поток грузоперевозок. А поскольку сегмент экономики «непрерывного цикла» даже в кризис просел не так заметно, как, скажем, производство коммерческой техники, то обслуживающие заводы транспортные компании часто оказываются зависимыми от своих партнеров не только по причине договорных обязательств, но и зачастую по причине других связей, в том числе родственных. Частный бизнес не отдает прибыль в чужие руки – это непререкаемый закон. На основании вышесказанного можно сделать вывод: прежде чем приобретать цистерну, необходимо просчитать загрузку подвижного состава с запасом, то есть учитывая худший вариант развития событий.

Кроме того, зондируя рынок на предмет поиска потенциальных клиентов, стоит учитывать, что бо’льшая их часть заказывает перевозку грузов, относящихся к классу опасных. А это означает, что транспортная компания будет вынуждена получить разрешение на перевозку опасных грузов, что не так-то просто и связано с дополнительными финансовыми затратами. Только учтя упомянутые выше нюансы, имеет смысл переходить к выбору подвижного состава.

И задача эта, несмотря на кажущуюся простоту, имеет массу тонкостей, так как каждая цистерна в отличие от, скажем, распространенных многофункцио­нальных «шторников», которые тягают многочисленные седельные тягачи, предназначена для перевозки строго определенного вида (нескольких видов) жидких или сыпучих грузов. Первый шаг при выборе подвижного состава состоит в том, чтобы определиться, пищевые или непищевые продукты будут перевозиться в «бочках». Так, перевозка одного и того же химического вещества спирта, который может быть как пищевым, так и техническим, теоретически невозможна в одной и той же емкости. Однако не стоит забывать, что спирт, который предназначен для технических целей, это сырье для химического производства и является для человека опасным ядом. А это означает, что любые его остатки (жидкие или парообразные), не удаленные из цистерны, вступят в химическую реакцию с веществом, залитым после опорожнения емкости.

Допустим, сегодня перевозчик везет со спиртзавода технический спирт, а завтра в ту же емкость заливает пищевой. Спору нет, современные методики очистки внутренностей цистерн и высокоэффективные химические средства, применяемые при данном процессе, гарантируют высокую степень удаления перевозимых продуктов. Однако стоит ли рисковать, тем более когда речь идет о человеческих жизнях? Само собой разумеется, аналогичный подход к перевозкам справедлив и по отношению к сыпучим материалам. Например, мука может быть пшеничной, а может являть собой продукт помола опасных для здоровья человека минералов, поэтому возить муку также нужно определенного типа, чтобы не допустить попадания ядов в сырье для пищевой промышленности. Итак, прежде всего определяем характер перево­зок, а именно планируем работать на рынке перево­зок пищевых или непищевых продуктов.

Определившись с этим, переходим ко второму важному пунк­ту. Нужна вам обычная «бочка», или емкость должна иметь хорошую термоизоляцию, то есть быть термосом. Так, перевозка ряда пищевых продуктов, скажем того же молока, требует поддержания в цистерне при его транспортировке определенного температурного режима. Особенно соблюдение температурного режима важно, когда компания-перевозчик работает в жарком регионе России, где палящее солнце днем разогревает корпус цистерны до температуры, при которой на металле можно жарить яичницу. Не менее востребованы «термосы» и при перевозках некоторых химических соединений, например гудрона, сжиженного газа или некоторых видов растворителей.

И если в первом случае горячая жидкость должна по возможности сохранить свою первоначальную температуру в процессе перевозки, то в других термоизоляция должна не допустить заметного повышения температуры содержимого емкости, так как интенсивное газовыделение и растущее давление на стенки металлического сосуда способны привести к его разрушению. И это несмотря на наличие предохранительных клапанов. Последние, даже имеющие высокую пропускную способность, могут не успевать сбрасывать растущее с большой скоростью давление. Кроме того, любой выброс в атмосферу ядовитых химических соединений есть повод для экологических организаций оштрафовать транспортника. А уж о том, чтобы соответствующие службы нагрянули в его офис, позаботятся конкуренты. В борьбе за заказы все методы хороши.

Теперь, когда перевозчик решил две первые задачи, самое время определиться с типом материала, из которого будет изготовлена цистерна. По сути, есть три основных варианта. Первый – корпус «бочки» изготавливается из высокопрочной стали. Второй – цистерны собираются из проката нержавейки. Третий – емкости варятся из алюминиевых листов, точнее, из особо прочных сплавов крылатого металла.

Первый тип материала является самым распространенным. Его неоспоримыми преимуществами являются сравнительно невысокая цена конечного изделия, широкий спектр цистерн, предназначенных для самых разнообразных транспортных задач. И это не случайно. Дело в том, что сталь, из которой изготавливаются цистерны, является всего лишь остовом, на который могут наноситься различные защитные покрытия. Это могут быть как эмали, полимерные покрытия, различные оксидные пленки, а также особые сорта резины. Одним словом, сваренная из «чернушки» и обработанная особым методом цистерна способна перевозить в своем нутре практически все что угодно. Главное, чтобы она была для этого предназначена и имела соответствующую запись в технической документации.

Казалось бы, нужен ли иной материал для изготовления «бочек»? Да, нужен, так как у цистерн первого типа есть один важный недостаток – относительно большой собственный вес. Чем он больше, тем меньше полезного груза может быть залито или засыпано в емкости и тем меньше составит гонорар перевозчика за выполнение транспортной задачи. Напомним, что, несмотря на то, что цистерна может комплектоваться осевыми агрегатами, способными нести большую нагрузку, нарушать максимально допустимую нагрузку на ось перевозчик не имеет права, в противном случае первый же весовой контроль выявит перегруз, и транспортная компания будет оштрафована.

В качестве компенсации упомянутого выше недостатка можно принять тот факт, что подвижной состав, полностью изготовленный из конструкционной стали, процентов на 15–30 дешевле, чем из «нержавейки» или алюминиевого сплава. Это существенно. Не случайно, что данное обстоятельство подчас имеет решающее значение при выборе подвижного состава, причем не только когда речь идет о новой, но и бывшей в эксплуатации технике. Кроме того, металлическая цистерна в эксплуатации может оказаться дешевле своих конкурентов, и все потому, что для ее ремонта достаточно простейшего сварочного аппарата, какие имеются в любой мастерской, занимающейся ремонтом коммерческой техники.

Напомним, что в процессе эксплуатации, особенно по дорогам плохого качества, в наиболее напряженных местах конструкции цистерны появляются трещины, через которые происходит потеря жидкого груза. Оперативное устранение бреши позволит быстро вернуть подвижной состав на линию и тем самым избежать финансовых потерь.

(Продолжение следует)

компании по теме статьи
компании по теме статьи