Движение – это жизнь. Даже если только вниз – вверх

Николай Протасов
Подъемные приспособления, называемые обычно гидробортами, в последние годы все чаще можно увидеть на коммерческих автомобилях. Популярность данного оборудования обусловлена тем, что использование гидроборта значительно сокращает время погрузки-разгрузки товаров, уменьшает риск получения травм по время погрузо-разгрузочных работ, позволяет производить погрузку-разгрузку товаров одним человеком, уменьшает риск повреждения товаров.
 
 
 
Мод. DL 1500 S в специальной комплектации, учитывающей особенности эксплуатации транспортными группами крупных торговых  сетей
 
 
 
 
 
 
 
 
Стальной вариант платформы – универсальность и ремонтопригодность в одном конструктивном решении
 
 
 

Производители гидробортов предлагают пользователям различные модификации гидробортов в зависимости от особенностей груза и характера погрузочно-разгрузочных работ.

1. Консольные гидроборта. Самая распространенная модель гидроборта, у которой платформа располагается за дверями фургона или может использоваться непосредственно в качестве дверей фургона.

2. Выдвижные (слайдеры) и подворачивающиеся гидроборта. Данные гидроборта монтируются под рамой транспортного средства в случае отсутствия необходимости использования гидроборта при каждой операции разгрузки-погрузки. Гидроборт в транспортном положении находится под рамой грузовика, что обеспечивает свободный доступ к дверям фургона, и если необходимо быстро разгрузить товар, для которого возможно не использовать гидроборт, то достаточно просто открыть двери фургона. В случае с консольным гидробортом пришлось бы сначала опускать платформу гидроборта и только потом открывать двери фургона.

3. Колонные гидроборта. В отличие от консольных и выдвижных гидробортов, которые крепятся к раме грузовика, данные гидроборта монтируются на раму заднего проема фургона. Соответственно данные модели гидробортов могут использоваться на грузовиках с малым свесом рамы грузовика.

Современные гидроборта конструктивно мало чем отличаются от первых, появившихся в Европе в 1970-е годы, но однозначно современные стали легче, производительнее, требуют менее тщательного и более редкого техобслуживания, а также компании-производители предлагают к ним все больше опций. Это ограничители скатывания груза для установки на платформу (роллстопы), различные варианты внешнего и внутреннего управления гидробортом (ножное управление, пульт управления для размещения внутри фургона, радиоуправление), различные системы безопасности (индикаторы открытой платформы, датчики перегруза, датчик горизонтального положения платформы), системы автономного питания гидроборта для возможности работы гидроборта не от электрической системы грузовика (используется обычно на прицепах, когда прицеп отсоединяется от грузовика) и многое другое.

К сожалению, в России использование электроники в гидробортах, все больше распространяющееся на Западе, не нашло широкой популярности у пользователей, во-первых, из-за высокой стоимости таких гидробортов в сравнении с гидробортами, в которых используются простые электрические схемы, а во-вторых, из-за меньшей надежности электронных систем в наших условиях эксплуатации и высокой стоимости их замены.

Гидроборта ZEPRO шведской компании Z-Lyften Produktion AB (известной под брендом ZEPRO и принадлежащей концерну Cargotec) продаются по всему миру с момента появления на свет первого прототипа, изготовленного в 1970 г. В России этот бренд успешно продается уже более 14 лет. Конструкция гидробортов ZEPRO, изначально разработанная для сурового северного скандинавского климата, обеспечивает надежность и стабильность работы гидробортов при очень низких температурах.

    ZEPRO предлагает следующие серии гидробортов:
  • гидроборта для установки на цельнометаллические фургоны грузоподъемностью 500 кг;
  • консольные гидроборта г/п  от 450 до 2500 кг;
  • выдвижные и подворачиваемые гидроборта г/п от 1000 до 2500 кг;
  • колонные гидроборта г/п от 1000 до 2500 кг.

Гидроборта ZEPRO предлагаются как со стальной, так и с алюминиевой платформой. В легкой серии гидробортов г/п до 750  кг предлагаются только алюминиевые платформы, так как данные гидроборта устанавливаются на малотоннажные грузовики, где масса навесного оборудования имеет значение. В средней и тяжелой серии гидробортов предлагаются на выбор стальные или алюминиевые платформы. Для изготовления стальных платформ используется высокопрочная сталь Domex, которая при массе на 50% меньше обеспечивает ту же прочность, что и платформы из обычной стали.

Все стальные элементы конструкции гидроборта ZEPRO, в том числе и цилиндры, проходят тщательную антикоррозионную обработку и окрашивают в порошковых камерах.

На долю двух самых популярных моделей консольных гидробортов ZEPRO Z10-135 и Z15-150 грузоподъемностью 1000 кг и 1500 кг соответственно приходится более 90% продаж.

Модель Z10-135 имеет три цилиндра: один цилиндр подъема и два цилиндра поворота. Такая конструкция создана с целью уменьшения массы гидроборта и его стоимости. Особое внимание при создании этой модели уделялось сбалансированности конструкции при использовании трех цилиндров. Гидростанция расположена в отдельном корпусе для возможности крепления высоко на раме автомобиля. Это важно для малотоннажных машин, так как они обычно достаточно низкие. В данном случае чем выше расположена гидростанция, тем меньше грязи в нее попадает. Популярность этой модели на рынке в течение долгого времени доказывает успешность ее конструкции.

Модель Z15-150 имеет четыре цилиндра. Гидростанция встроена в несущую балку гидроборта, что обеспечивает снижение уровня шума при работе, защиту от влаги и грязи, а также удобство монтажа.

В стандартную комплектацию всех гидробортов ZEPRO входят предохранительные клапаны на цилиндрах подъема и поворота, внешний пульт управления с подогревом, внутренний пульт управления на спиральном кабеле.

По словам специалистов ООО «Палфингер Кран Рус», в России нет однозначного наименования грузоподъемного устройства, устанавливаемого в задней части кузова автомобиля. За рубежом эти устройства носят названия: по-английски – tail lift (хвостовой подъемник), по-немецки – ladebordwand (задний борт с подъемником). В России распространены наименования «гидроборт», «гидролифт», «гидролопата» и др.

Наибольшее распространение в европейских странах получили консольные гидроборта, кроме Великобритании, где распространены колонные гидроборта. В России также наибольшим спросом пользуются консольные гидроборта г/п 1000 и 1500 кг.

В Советском Союзе подобные грузоподъемные устройства успеха не имели, и сейчас на рынке тоже нет известных отечественных производителей. В настоящее время есть несколько предприятий, позиционирующих себя как производители гидробортов, но их продукция не распространена. Гидроборта иностранного производства занимают практически весь рынок, их доля продаж составляет более 95%.

Немецкая компания MBB PALFINGER GmbH, входящая в состав австрийского концерна Palfinger AG, производит гидроборта с середины прошлого века. В настоящее время продуктовый ряд включает гидроборта трех видов: стандартные (г/п от 500 до 3000 кг), складные подворачиваемые гидроборта (от 1000 до 2000 кг) и складные втягиваемые (от 1000 до 3000 кг). Основные модели, поставляемые на российский рынок, – стандартные гидроборта с консольной платформой. Они пользуются наибольшим спросом и имеют самую низкую цену из всей предлагаемой линейки.

Гидроборта MBB могут быть представлены в стандартном и облегченном исполнении, для автомобилей и прицепов с коротким свесом кузова, оснащаться алюминиевыми или стальными платформами шириной 1750–2580 мм и длиной 1200–2800 мм. Доступны модификации: 19 стандартных гидробортов, 10 складных подворачиваемых и 13 складных втягиваемых. Гидроборта MBB Palfinger устанавливаются на любые грузовые автомобили как отечественного, так и иностранного производства с погрузочной высотой от 1100 до 1700 мм. Все модификации имеют большое количество опций и дополнительных аксессуаров.

Наиболее востребованы модели 1000K и 1500K грузоподъемностью 1000 и 1500 кг на плече 750 и 1000 мм соответственно и их облегченные варианты 1000AQ и 1500KL той же грузоподъемности, но на плече 600 мм.

Также в модельном ряду присутствуют складные втягиваемые гидроборта 750 KUZFM и 1000 KUZFM с возможностью установки на легкие и средние коммерческие автомобили.

Преимуществами продукции MBB Palfinger являются высокое качество, надежность, адаптация конструкции к российским условиям, специальное антикоррозионное покрытие как механизма подъема, так и грузовых платформ, хромированные рабочие поверхности гидроцилиндров. Все модели гидробортов оснащаются двумя гидроцилиндрами подъема-опускания и двумя гидроцилиндрами открытия-закрытия платформы. Последние сконструированы по принципу двойного действия, обеспечивают высокую надежность и гарантируют открытие-закрытие платформы при очень низких температурах. Гидростанция размещена внутри несущей балки и хорошо защищена от внешних воздействий. Гидроборта оснащаются удобным влагонепроницаемым, закрываемым специальной крышкой основным пультом управления и дополнительным двухкнопочным, на витом кабеле, размещаемым в кузове.

Одним из участников рынка гидробортов в России является бельгийская компания Dhollandia, имеющая полувековую биографию. Одной из целей компании является разработка грузоподъемного механизма для любого автомобильного транспортного средства с учетом минимальных потерь его грузоподъемных, аэродинамических и ходовых характеристик.

Модельный ряд гидробортов компании включает гидроборта как с алюминиевой, так и со стальной платформой. Высота платформы для алюминиевого варианта достигает 2500 мм, а для стального – 3000 мм. Все платформы оснащены противоскользящей поверхностью. Грузоподъемность всего модельного ряда гидробортов Dhollandia лежит в диапазоне от 350 до 16 000 кг и включает различные виды исполнения. Гидроборт DH-LM – консольный вид подъемника, наиболее распространенная конструкция гидробортов в Европе, да и в России. Гидроборт DH-SM – подъемник типа «слайдер», в транспортном положении располагается под днищем фургона, обеспечивая беспрепятственный доступ к дверям фургона. Гидроборта в качестве опций комплектуют различными проводными и дистанционными системами управления, автоматическими и механическими системами безопасности груза и пассажиров, системами световой, звуковой и отражательной сигнализации.

Для улучшения эксплуатационных показателей в приводе конструкции всех гидробортов Dhollandia используются четыре гидроцилиндра. Два подъемных цилиндра обеспечивают максимальную поперечную устойчивость при работе, а два поворотных изменяют и фиксируют угол наклона платформы, причем регулировка наклона возможна в любом положении. Имеющаяся механическая tilt-система осуществляет автоматический доворот платформы при касании кронштейнами платформы поверхности земли. В аналогичных моделях у конкурентов порой используется два, реже три цилиндра. Все узлы и агрегаты гидробортов располагаются таким образом, что позволяют без затруднений добраться до них, произвести диагностические и ремонтные работы. Функция аварийного управления дает возможность при выходе из строя одной из систем беспрепятственно извлечь груз из фургона. Модель DH-LM чаще устанавливают на грузовые фургоны и облегченные грузовики общей массой до 7,5 т. В транспортном положении поднятая платформа является дополнительным запорным устройством при попытке несанкционированного открытия дверей фургона. Также есть возможность установки подъемника на цельнометаллические фургоны как зарубежного производства, так и отечественного.

Отдельную ячейку в модельном ряду гидробортов занимают пассажирские (для людей с ограниченными возможностями) и колонные подъемники. Конструкция пассажирских подъемников позволяет монтировать их на различные цельнометаллические фургоны, минивэны, автобусы за короткий промежуток времени. Основная часть таких подъемников в транспортном положении располагается внутри транспортного средства.

Интересны наработки Dhollandia в области колонных лифтов. Использование подъемников такого типа предполагает выполнение погрузочно-разгрузочных работ выше уровня пола транспортного средства, а также для загрузки двухуровневого фургона.

Развитая сервисная сеть компании и значительный объем запасных частей – все это направлено на повышение качества и возможности обслуживания гидробортов и снижение простоя автомобиля.

Все большей популярностью в мире пользуются гидроборта, платформы которых в транспортном положении закрывают лишь одну створку задних дверей. Преимущества очевидны – выгрузить какой-либо малогабаритный груз из фургона экспедитор может не задействуя платформу лифта. Однако в России такие гидроборта спросом не пользуются. Из общего количества проданных гидробортов именно таких моделей продано менее 0,5%.

Широкий модельный ряд предлагает один из крупнейших производителей гидробортов в Европе и лидер рынка Германии – немецкая компания BА..R Cargolift, богатая история которой насчитывает более 30 лет. На российском рынке компания с 2009 г. представлена дочерней фирмой OOO «Бер Карголифт РУС» c наличием уже в Москве склада гидробортов и запчастей.

Ассортимент выпускаемой продукции представлен моделями г/п от 600 до 3000 кг. Основными преимуществами продукции являются повышенный запас мощности, максимальное удобство в работе благодаря полной комплектации в серийном оснащении и адаптация конструкции к российским условиям эксплуатации.

Одним из инновационных решений является гидроборт модели VanLift FreeAccess для установки на цельнометалические фургоны. Грузоподъемность данной модели составляет 600 кг при собственной массе гидроборта всего 175 кг. Модель разработана для компаний, профессионально занимающихся доставкой различных фасованных грузов на шасси с цельнометаллическими фургонами. Благодаря раскладывающейся платформе пользователю предоставляется возможность использовать автомобиль также для перевозки тяжелых грузов и европоддонов.

Ножное управление, встроенное в алюминиевую платформу, входит в стандартную комплектацию гидробортов BА..R Cargolift, что позволяет выполнять погрузку-разгрузку крупногабаритных грузов силами одного работника. Небольшая масса высоких алюминиевых платформ и испытанная временем надежная несущая конструкция гидробортов BА..R Cargolift увеличивают полезную грузоподъемность автомобиля и позволяют экономить деньги. Кроме 4-цилиндровых моделей компания BА..R Cargolift предлагает также на выбор в виде экономварианта 2-цилиндровые гидроборта, которые по грузоподъемности ничем не уступают 4-цилиндровым моделям, а в сравнении технических показателей в своем классе грузоподъемности даже превосходят 4-цилиндровые модели конкурентов.

В производстве легких гидробортов преуспела немецкая компания Dautel. На заводе в городке Лайнгартен (Leingarten) производят лифты серии DLB. Их средняя масса – около 0,2 т, они пользуются спросом у курьерских компаний. Надежнейшая конструкция способна консольно удерживать груз массой 0,5–0,75 т.

Модельный ряд грузоподъемных бортов Dautel охватывает не только широкий спектр различных вариантов грузоподъемности (от 0,5 до 3 т), но и включает в себя большое разнообразие типов бортов, различающихся по виду складывания. Помимо стандартного вида консольного гидроборта с цельным вариантом исполнения платформы данный производитель предлагает целую линейку моделей типа «слайдер». Гидроборт такого типа позволяет универсально подходить к процессу погрузки и разгрузки, при необходимости исключая лифт из работы (загрузка с дебаркадеров), что позволяет использовать тяжелые средства разгрузки, такие как, например, вилочный погрузчик. Dautel GmbH предлагает более семи решений исполнения борта такого типа, в т. ч. для прицепов и полуприцепов с различными вариантами грузоподъемности и видом складывания платформ. Своеобразной производной от гидроборта типа «слайдер» является гидроборт так называемого «подворачивающегося типа», в линейке Dautel он носит название Folder. Данный тип грузоподъемных бортов позволяет применять принцип универсальности на малых и среднетоннажных грузовиках, имеющих небольшой задний свес. Dautel также преуспела в разработке сопутствующих решений для применения грузоподъемных бортов на автопоездах. Предлагаемые устройства по электропитанию гидробортов обеспечивают их автономную работу в составе прицепа (полуприцепа), а также оптимальный заряд аккумуляторов прицепа. Возвращаясь к стандартным консольным моделям с цельной платформой, стоит отметить, что Dautel предлагает помимо алюминиевых варианты со стальной платформой, а это немаловажно с точки зрения ремонтопригодности. Весьма жесткие, порой не вписывающиеся в рекомендуемые производителем рамки условия эксплуатации, которые имеют место в различных крупных торговых сетях, выводят вопрос ремонтопригодности платформы гидроборта на первый план. Упоминая особые условия эксплуатации в России, нужно сказать о том, что все подъемные механизмы лифтов Dautel подвергаются катафорезной обработке, что позволяет успешно сопротивляться проявлению коррозии в течение нескольких лет. Стоит также отметить весьма универсальный подход к такой характеристике, как подъемный момент лифта. Начиная с грузоподъемности 1500 кг Dautel предлагает так называемый вариант лифта L с уменьшенным расстоянием до центра тяжести груза и доступной ценой, что позволяет оптимально распределить денежные вложения в данное оборудование частным предпринимателям и небольшим организациям, занимающимся грузоперевозками. Следуя примеру всех немецких производителей, Dautel предлагает весьма высокий начальный уровень комплектации своих бортов, который включает в себя защитный кожух основного блока управления, сигнальные огни на платформе и дублирующее ножное управление. Компания Dautel относится к числу производителей, которые очень тщательно подходят к вопросу сервиса своей продукции. Данный подход не обошел стороной и Россию. Несмотря на то, что компания не так давно официально присутствует на российском рынке, уже создана и активно развивается сервисная сеть с достаточно обширной географией, сервисные центры которой имеют свои склады запасных частей, подготовленный персонал и даже выездные бригады, позволяющие обеспечить первичный сервис непосредственно по месту нахождения автомобиля с грузоподъемным бортом.

В прошлом году на российский рынок вышел итальянский производитель гидробортов – компания Anteo, которая имеет многолетний опыт в разработке и производстве гидродинамических компонентов для самых известных европейских производителей продукции машиностроения, производит широкий ассортимент гидробортов и продает их во всем мире.

    Производство гидробортов началось в 1989 г., и с тех пор компания Anteo быстро стала одним из лидеров рынка национального и мирового уровня. Конструкция гидробортов Anteo соответствует требованиям ЕС по безопасности и надежности. Ассортимент гидробортов компании один из самых обширных на рынке и включает:
  • консольные г/п 500–4000 кг с платформой из алюминия либо из стали;
  • выдвижные г/п от 750–3000 кг с платформой из алюминия либо из стали;
  • подворачивающиеся г/п 500–3000 кг с алюминиевой платформой;
  • колонные г/п 500–1000 кг с алюминиевой платформой;
  • целый ряд гидробортов и лифтов для малотоннажного транспорта и специальных целей.

Для условий России и стран СНГ в стандартную комплектацию гидробортов внесены дополнительные элементы, повышающие надежность их работы в свойственных для нашей страны непростых условиях эксплуатации. Среди них в первую очередь необходимо отметить малошумный силовой блок в стальном влагозащищенном корпусе, релейную электросхему управления с позолоченными контактами, главный пульт управления с подсвеченной панелью в защитном корпусе с усиленной влагозащитой и дополнительный проводной пульт управления в кузове, механизированное открывание платформы (без пружин в гидроцилиндрах), покрытие всех стальных деталей методом гексакрилового электрокатафореза (KTL), гидравлическое масло для холодного климата (до  –39 °С).

По желанию заказчика гидроборта возможно доукомплектовать различными опциями типа ножного и радиоуправления, световой и звуковой сигнализации о работе гидроборта, гидравлических и механических стабилизаторов, устройства защиты аккумулятора грузовика от чрезмерной разрядки и т. д.

Компания Anteo также предлагает гидроборта с запатентованной термоизолированной платформой '<коэффициент теплопередачи менее 0,4 Вт/(м2.К)'>, позволяющей использовать ее вместо дверей в изотермических автофургонах. Такое решение позволяет сэкономить значительное время при погрузке-разгрузке автомобиля, обычно затрачиваемое на опускание платформы, открытие-закрытие дверей, подъем платформы в убранное положение.

На отечественном вторичном рынке гидробортов преобладают те же бренды, что и на рынке первичном. Причем есть данные, которые говорят о том, что спрос на б/у гидроборта и лифты в определенной степени превышает предложение. На первичном рынке мы этого пока не ощущаем.

Гидроборт, уже побывавший в эксплуатации, но находящийся в хорошей технической «форме», можно приобрести за 30–40% от стоимости нового изделия. Транспортные фирмы все шире используют в своей практике б/у гидроборта, заметно повышая тем самым качество услуг, улучшая условия труда своих работников и увеличивая производительность, экономя время на погрузке-разгрузке.

Чаще всего приобретаются б/у изделия компаний BА..R Cargolift, Dautel, Dhollandia, Hubfix. Популярностью по причине простоты и надежности конструкций пользуются гидроборта ZEPRO. Причем спросом пользуются в основном устройства г/п от 0,5 до 1,0 т, предназначенные для установки на машины служб доставки и развозные грузовики.

Конечно, техническое состояние реализуемых на вторичном рынке гидробортов далеко неоднородно. Наибольшему износу подвергаются элементы гидропривода, гидравлические рукава, штуцерные соединения, другие элементы гидравлики. В этой связи эксперты не советуют ориентироваться при покупке только на цену, подыскивая гидроборт подешевле. Хотя, по оценкам тех же экспертов, в России примерно в 70% случаев основным критерием при выборе б/у гидроборта выступает его стоимость.

При выборе гидроборта кроме грузоподъемности, материала и размеров платформы следует обращать внимание на следующие моменты.

1. Собственная масса гидроборта. Чем он ниже, тем большую полезную грузоподъемность будет иметь автомобиль. Это особенно важно, когда базовая машина малотоннажная, и в меньшей степени этот показатель отражается на производительности мощных грузовиков.

2. Геометрия шасси и фургона. При выборе модели гидроборта обязательно необходимо проверить, встанет ли выбранная модель на конкретный грузовик. Для этого обычно используются CAD-программы или программное обеспечение, предоставленное производителем гидроборта.

3. Характер груза и производимых работ. Данная информация поможет подобрать необходимую комплектацию гидроборта, которая будет удовлетворять запросы пользователя и обеспечит корректную работу оборудования.

4. Гарантия, предоставляемая на гидроборт. Здесь следует обращать внимание не только на срок предоставляемой гарантии, но и на условия ее предоставления: наличие не только замены неисправного компонента, но и оплаты работ по гарантийному ремонту и ее размер. Также следует внимательно ознакомиться с ограничениями предоставления гарантии.

5. Стоимость запчастей. Покупая относительно недорогую модель гидроборта одного производителя по сравнению с аналогичной моделью другого производителя, впоследствии можно столкнуться с тем, что стоимость запчастей у данного производителя будет существенно выше.

6. Сервисная сеть и склады запчастей. Неисправность гидроборта ведет к выводу грузовика из работы, что может сказаться весьма негативным образом на работе торговых сетей, которые зависят от каждодневных поставок товара точно в срок. Наличие развитой сервисной сети и складов запчастей обеспечит быстрый возврат грузовика в строй.

Если приобретение гидроборта состоялось, то для увеличения эксплуатационного срока его службы надо выполнять все требования по ТО, рекомендуемые его производителем, а также, что чаще всего нарушается, не превышать максимально допустимых нагрузок.