Обновленный Caterpillar 730 Еjector с саморазгрузкой

Валерий Васильев

На весенней презентации в Испании компания Caterpillar продемонстрировала усовершенствованную модель 28-тонного шарнирно-сочлененного самосвала 730 Еjector с оригинальной системой разгрузки кузова. Самосвал оснащен рядным шестицилиндровым электронно-управляемым дизелем Caterpillar C11 Acert мощностью 317 л.с., который отвечает строгим нормам современных экологических стандартов. Большие возможности открывает автоматическая 6-ступенчатая коробка передач, оснащенная электронно-программируемыми устройствами. Ее главным достоинством является плавное и точное переключение передач под нагрузкой в соответствии с частотой вращения коленчатого вала двигателя во всем силовом диапазоне.

Межколесные и межосевые дифференциалы снабжены механизмами принудительной блокировки. Направляющие элементы передней подвески выполнены в виде качающейся А-образной рамы с трехточечным креплением. Подвеска задних мостов – балансирная и оснащена резиновыми блоками в качестве упругих элементов. Тормозная система двухконтурная с дисковыми рабочими механизмами, охлаждаемыми маслом.

Между кабиной и кузовом самосвала находится связывающий их шарнир вильчатой формы, к которому с левой и правой стороны крепятся силовые гидроцилиндры рулевого управления двустороннего действия. За счет этого машина управляется принудительным складыванием секций в горизонтальной плоскости.

У кабины с основным и дополнительным сиденьями большая площадь остекления и круговой обзор. Кабина со встроенной системой кондиционирования установлена на раме и подрессорена резиновыми подушками. Рабочее место водителя находится над передней осью самосвала, что объясняется меньшей амплитудой вертикальных и поперечных колебаний, действующих на него, и лучшим обзором всех зон. С этой же целью радиатор вынесен на заднюю стенку кабины. Воздух, поступающий к водителю, фильтруется, а его давление для предотвращения попадания пыли поддерживается избыточным. Панель приборов информативна и находится в зоне наилучшей видимости. Органы управления размещены в логической последовательности и в секторе досягаемости полувытянутой руки. Удобное сиденье водителя установлено на индивидуальной пневмоподвеске.

Усилия, прикладываемые к рулевому колесу, оптимальны. Уровень шума в кабине при движении с максимальной скоростью не превышает 76 дБ (А). Внешний дизайн, определяемый плавно сопряженными поверхностями, отличает завершенность форм. Бортовой дисплей информирует водителя о необходимости технического обслуживания, о параметрах работы двигателя, гидравлической, тормозной и электрической систем. Максимальная скорость грузовика полной массой 51 т достигает 55,3 км/ч. Самосвал оборудован устройствами, которые удовлетворяют требованиям стандартов ISO и SAE по защите водителя при опрокидывании машины (ROPS) и защите водителя от падающих предметов (FOPS).

Главная особенность машины грузоподъемностью 28,1 т – ее кузов, а точнее система разгрузки. Если у обычного шарнирно-сочлененного самосвала опрокидывание кузова на угол 67...70° происходит за счет действия одноступенчатых гидроцилиндров, расположенных по бокам грузовой платформы, то здесь применяется совсем иная конструкция. Глубокий кузов вместимостью 16,9 м3, изготовленный из стали с высокой ударной вязкостью, всегда остается в горизонтальном положении. Перевозимые песок, гравий, грунт и т. п. разгружаются с помощью выталкивающей плиты, которая передвигается посредством роликов и направляющих устройств, расположенных на днище и в верхней части кузова. Не более 15 с требуется мощному телескопическому гидроцилиндру, чтобы плита, находясь у переднего борта, переместила груз к заднему борту. Задний борт выполнен откидным.

Такое техническое решение дает возможность разгружать груз порциями, более тонким и ровным слоем прямо на ходу, что сокращает рабочий цикл и расходы по разравниванию бульдозерами, позволяя применять менее мощные машины. В свою очередь подвижная плита, снабженная специальным выступом, предотвращает налипание материала на стенки кузова. Благодаря более низкому центру тяжести автомобиля повышается его устойчивость при разгрузке на косогорах, строительных площадках, имеющих мягкие грунты или неровную поверхность. Наконец, сравнительно небольшая габаритная высота самосвала обеспечивает его уверенную работу под линиями электропередачи и конвейерными системами, в туннелях, горных выработках, словом, везде, где необходимо уложиться в габаритную высоту 4...4,5 м.

Новый грузовик может работать самостоятельно или в комплексе с другими шарнирно-сочлененными самосвалами и отлично подходит для строительства дорог и обратной засыпки.