Тест-драйв самосвала IVECO Trakker
Корешки
Самосвальное шасси было собрано на испанском заводе IVECO с расчетом на эксплуатацию в сложных дорожных условиях, для чего получило усиленную раму с лонжеронами, выполненными из высокопрочных швеллеров толщиной 10 мм, высотой 289 мм с полкой 80 мм. Рама броневой толщины способна воспринимать многотонные динамические скручивающие и изгибающие нагрузки при движении по технологическим дорогам, при погрузке и разгрузке и прохождении поворотов на скорости, с легкостью обеспечивая грузоподъемность 30 т. Конструкцию рамы разрабатывали с учетом богатого опыта производства и эксплуатации самосвалов Magirus, Astra, IVECO, IVECO-AMT. На эту раму можно положиться в любой ситуации.
В отличие от дорожных грузовиков с их 10-литровыми Cursor 10 моторная линейка для самосвалов Trakker включает три варианта двигателя Cursor 13 от FPT Industrial экологического уровня Euro 5:
- мощностью 410 л.с. (301 кВт), с крутящим моментом 2100 Н·м, с турбиной фиксированной геометрией и перепускным клапаном;
- мощностью 450 л.с. (332 кВт), с крутящим моментом 2200 Н·м, с турбиной с изменяемой геометрией;
- мощностью 500 л.с. (368 кВт), с крутящим моментом 2300 Н·м, с турбиной с изменяемой геометрией.
Шестицилиндровые рядные двигатели с рабочим объемом 12 880 cм3, четырьмя клапанами на цилиндр и насос-форсунками с электронным управлением впрыском оснащают штатным декомпрессионным моторным тормозом, который позволяет снижать скорость движения, не используя рабочие тормоза, что существенно увеличивает их межсервисный интервал. В основе работы моторного тормоза лежит перекрытие подачи топлива и перевод таким образом двигателя в режим компрессора. Для самосвалов, работающих в циклическом режиме на подъеме инертных материалов из карьера или грузового порта, моторный тормоз вносит ощутимый вклад в экономию на тормозных накладках.
Выпуск выведен в вертикальный глушитель из нержавеющей стали – шасси предназначено для эксплуатации в холодном климате и укомплектовано «субарктическим зимним пакетом», в том числе автономным жидкостным отопителем кабины.
Вертикальный глушитель – интересное конструктивное решение, которое полностью соответствует практике эксплуатации в холодном климате и, кроме того, экономит ценное пространство вдоль рамы, которого у 4-осного шасси совсем немного. У кузовостроителя есть все возможности обыграть эту конструктивную особенность и использовать ее как преимущество, о чем чуть ниже.
Снизу блок радиаторов и передняя часть поддона закрыты съемной защитой, своей толщиной вселяющей уверенность в завтрашнем дне. Чуть выше, в бампере, предусмотрено буксирное устройство, закрытое номерным знаком. Сам бампер состоит из нескольких стальных и пластиковых частей. Встроенные в него фары головного света прикрыты решетками.
Двигатели могут агрегатировать с 16-ступенчатой механической КП. Под заказ доступны роботизированные КП 12AS 2330TD и 16AS 2630TO. Наш самосвал оснащен «младшим» в линейке двигателем мощностью 410 л.с. и 16-ступенчатой механической КП ZF 16S 2220TO. Мощности в сочетании с 16-ю передачами достаточно для трогания с полной нагрузкой и подъема из карьера, однако работа с такой коробкой требует от водителя определенного навыка, нарабатываемого продолжительное время. Принимая во внимание, что водителю приходится работать рычагом КП непрерывно в течение смены, роботизированная или автоматическая коробка была бы на самосвале уместнее механической. Пора не только тахографы и систему «ЭРА-ГЛОНАСС» делать обязательными, роботизированная или автоматическая КП принесла бы водителям больше пользы, а также и перевозчикам, так как упростила бы наем водителей. Что удерживает перевозчиков от перехода на автоматизированные трансмиссии, так это понятное желание сэкономить.
На шасси установлены стандартные «ивековские» ведущие мосты с барабанными тормозами и блокировками межосевого и межколесных дифференциалов. Колеса ошинованы дорожными шинами размером 385/65 R22.5. Под заказ также доступны мосты Kessler, рассчитанные на эксплуатацию в условиях горных разработок.
Подъем в кабину по трем ступенькам, для удобства по обеим сторонам дверного проема предусмотрены поручни. Из трех вариантов кабины – дневной, спальной и высокой спальной – самосвал получил самый компактный дневной вариант, дающий кузовостроителю возможность установить максимально длинный кузов, а значит, ниже центр тяжести и лучше устойчивость полностью груженного самосвала.
Водительское кресло на пневматической рессоре, с полным набором регулировок – высоты, вылета, наклона сиденья, наклона спинки и подпора спины в трех местах. Сиденье и спинка выполнены с боковой поддержкой. Слабым местом водительского и пассажирского кресел оказалась легко пачкающаяся тканевая обивка.
Рулевая колонка регулируется по наклону, в более богатой комплектации еще и по вылету. Четырехспицевое рулевое колесо, облитое мягким пластиком, снабжено крупными клавишами управления громкостью магнитолы и просмотра данных бортового компьютера на небольшом дисплее на комбинации проборов. Остальные приборы – спидометр, тахометр, указатели уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости – выполнены в виде привычных циферблатов.
Передняя панель выполнена полукругом для удобного доступа к переключателям. Под панелью рычажок стояночного тормоза и рядом, под рукой, рычаг КП. Также предусмотрены полезные в быту кармашки и подстаканники. В целом кабина современна, комфортабельна и дизайном не уступает легковому автомобилю, а иные даже превосходит. Большая площадь остекления и богатый набор зеркал обеспечивают хороший обзор, включая «мертвые» зоны перед бампером и под правой дверью.
Вершки
20-кубовый самосвальный кузов традиционного прямоугольного сечения со скошенным передним и прямым задним бортом и усилителями бортов, которые помимо усилительной функции служат каналами системы подогрева выхлопными газами. К качеству сборки, сварки и окраски претензий нет – все выполнено аккуратно.
Задний борт внешнего прилегания выполнен с усилением по периметру и по центру, что важно, если экскаватор своим ковшом помогает тяжелому самосвалу стартовать. Судя по виду заднего борта, тот еще не переживал подобного испытания. В закрытом положении борт фиксируется двумя замками. Кузов укомплектован съемным ссыпным лотком для более аккуратной выгрузки в бункер асфальтоукладчика, который можно было бы снять перед перевозкой щебня, чтобы не портить его товарного вида. Силовые профили кузова образуют систему подогрева груза выхлопными газами, которые отбираются после глушителя.
По отзывам причастных лиц, список особенностей привязки кузова к шасси этим не ограничивается.
Параметр | Значение |
Модель | AD410T41 |
Колесная формула | 8x4 |
Вместимость кузова, м3 | 20 |
Колесная база, мм | 4250 |
Передняя колея, мм | 2040 |
Задняя колея, мм | 1827 |
Рабочий объем двигателя, л | 12,9 |
Мощность двигателя, л.с. | 410 |
Крутящий момент, Н·м | 2100 при 1000 мин-1 |
Тормоза, перед./ зад. | барабанные/ барабанные |
Подвеска, перед./ зад. | механическая/ механическая |
Коробка передач | МКП-16 |
Емкость топливного бака, л | 300 |
Тип топлива | дизельное |
Габаритные размеры, мм | 8447x2550x3147 |
Полная масса, кг | 41 000 |