Секретная стратегия Volvo Truck Corporation

В. Тищенко

Компания, входящая в группу Volvo AB, начав свою деятельность в России в 1973 году, успешно продолжает ее, предлагая новую бизнес-концепцию, при разработке которой проведен тщательный анализ требований и предпосылок, определяющих повседневную деятельность транспортных организаций. Главная идея новой бизнес-концепции заключается в том, чтобы предложить компаниям безопасность, хорошую экономию и решения, учитывающие все возможные проблемы – от простоев техники до эффективности работы водителей.

Функции многих транспортных предприятий не ограничиваются перевозками, и новая бизнес-концепция Volvo, по словам Роара Исаксена, старшего вице-президента Европейского подразделения Volvo Trucks, рассматривает высокую надежность техники и быстрый доступ к сервисному обслуживанию в качестве основных задач компании: «Многие клиенты требуют, чтобы время доставки автомобиля в сервисный центр составляло не более 40 минут и чтобы помощь можно было получить немедленно после обращения».

Сервисное обслуживание становится такой же важной частью бизнес-концепции Volvo, как и продажи грузовых автомобилей. Для компаний, занятых местными и региональными перевозками, специально разработана и запущена программа по всеевропейскому сервисному обслуживанию, которая реализуется через сеть из 1100 представительств и сервисных центров компании Volvo, размещенных по всей Европе. Это означает, что каждая такая дилерская точка превратится в комплексный сервисный центр, где клиент сможет получить любую необходимую помощь.

Основой предложения Volvo стали два абсолютно новых грузовых автомобиля – Volvo FL и Volvo FE, которые можно индивидуально конфигурировать для местных и региональных перевозок. При их разработке основными были требования по снижению общих затрат на обслуживание и по надежности в эксплуатации. Особо учитывались показатели безопасности и загрязнения окружающей среды, поскольку 90% воздействия на окружающую среду происходит во время эксплуатации транспортного средства. Чтобы повысить уровень безопасности водителя в случае столкновения, обе модели FL и FE проходят тесты на столкновение в соответствии со шведскими стандартами. Компания проводит и собственные крэш-тесты на столкновение машин с препятствием.

До момента презентации обеих моделей информация о них сохранялась в строжайшей тайне, а презентацию компания провела в июне... на одной из шведских военных баз.

Грузовики Volvo FL предназначены для скоростных перевозок с полной массой 12...18 т в городе. Наконец-то автомобили с полным приводом, которые Volvo строит с 1992 года, включены в серийную производственную программу. Двухосные модификации (12, 15 и 18 т) базируются на шасси, позаимствованных у Renault Midlum, трехосные шасси с колесной формулой 6х2 и 6х4 – на шасси Renault Premium. Двигатели рабочим объемом 7,2 л построены еще на основе разработок германской фирмы Deutz, их мощность – от 240 л.с. (при 920 Н·м) до 280 л.с. (при 1050 Н·м). В качестве опции на грузовики FL можно установить двигатель от серии FE мощностью 320 л.с. Благодаря системе избирательной каталитической нейтрализации отработавших газов – SCR, в которой для снижения содержания оксидов азота в газах используется реагент, известный под названием AdBlue, двигатель D7E соответствует требованиям Euro 4. Более того, также доступен вариант двигателя D7E, соответствующий стандарту Euro 5, благодаря чему в Центральной Европе и некоторых столичных регионах можно получить дополнительные экономические преимущества. На рынках за пределами Европы двигатель D7E также доступен в варианте в соответствии со стандартом Euro 3.

Говорит Мэтс Францен, менеджер разработки двигателей отделения производственной стратегии и планирования компании Volvo Trucks: «Современная концепция с системой впрыска топлива Common Rail и распределительный вал с центральным расположением обеспечивают компактность и бесшумную работу двигателя. Нам удалось совместить это с превосходной управляемостью, экономией топлива и низким уровнем выбросов. Новый 7-литровый двигатель способен обеспечить высокий крутящий момент в широком диапазоне оборотов и отличается хорошей приемистостью, облегчая управление и разгон с холостых оборотов». Коробки передач либо 6-, либо 9-ступенчатые (последние – двухдиапазонные) механические фирмы ZF. Автоматической 6-ступенчатой коробкой передач Powertronic фирмы Allison оснащены не только тяжелые серии FL10 и FL12, но и более легкие машины FL7. Все три КП с «овердрайвом»: передаточные числа высшей передачи (а у «автомата» – двух последних) составляют меньше единицы. Это позволяет экономить топливо при движении по хорошей дороге. «Автомат» на грузовике – явление редкое (за четыре года компания продала лишь 500 таких грузовиков), но, по мнению шведов, автоматическая КП очень удобна для строительных автомобилей. Вариантов кабины три: дневная, повышенной комфортности и кабина с двумя рядами сидений.

Для быстрой и эффективной местной и региональной перевозки грузов с полной массой 18...26 т предназначен грузовик Volvo FE. «Предлагая Volvo FE, мы предлагаем то, что нужно многим современным компаниям для предоставления быстрых и эффективных транспортных услуг.

Это современный продукт, нечто среднее между новым Volvo FL и универсальным Volvo FM», – говорит Ульф Андреассон, менеджер моделей FL и FE отделения производственной стратегии и планирования подразделения Volvo Trucks. Компания предлагает эту модель как тягач с колесной формулой 4x2 и как автомобиль с неподвижным кузовом (4х2, 6x2 или 6x4). Благодаря универсальной конструкции шасси можно приспособить к конкретным запросам по монтажу кузова для разных областей применения, таких как региональная доставка грузов, строительные работы и вывоз бытовых отходов, чем упрощается весь производственный процесс. Более того, грузовой автомобиль можно далее специализировать для соответствующего применения, выбрав один из вариантов комплектации оборудования. Например, легкий в управлении 18-тонный Volvo FE с двумя мостами в комплектации эффективен на вывозе твердых отходов. Короткая колесная база обеспечивает удобство управления, короткий задний свес рамы предоставляет более чем достаточно места для установки мусорного пресса. Благодаря 6-ступенчатой автоматической коробке передач с электронным ограничителем переключателя скорости частые остановки и разгоны становятся простыми, удобными и безопасными операциями. Возможность безопасно управлять автомобилем в условиях ограниченного пространства очень важна: водитель должен контролировать все происходящее вокруг автомобиля. Поэтому существует опция, предусматривающая установку заднего окна, дополнительных окон в нижней части обеих передних дверей и за ними, а также камеры заднего вида. Таким образом можно улучшить ближний обзор и максимально исключить недоступные для обзора участки.

Вариантов кабины три: дневная, повышенной комфортности и кабина с двумя рядами сидений, причем все – с тремя вариантами комплектации оборудования для разных областей применения. Принципиально новый силовой привод превращает этот грузовик в особенно удобное и экономичное средство транспортировки. Новый 7-литровый двигатель D7E представляет собой 6-цилиндровый рядный турбодизель с системой впрыска Common Rail. Для Volvo FE диапазон мощности такого двигателя шире: 240 л.с. (при 920 Н·м), 280 л.с. (при 1050 Н·м) или 320 л.с. (при 1200 Н·м).

Во многих отношениях концепция универсального шасси Volvo FE схожа с более тяжелым Volvo FM. Шасси с двумя мостами предназначены для полной массы до 19 т, с тремя мостами – для полной массы до 26 т. Предлагаются и три разных варианта высоты шасси, два варианта высоты рамы, а также различные комбинации подвесок и топливные баки разной вместимости.

Если эти грузовики предназначены для использования в странах Европейского Союза, их комплектуют двигателем стандарта Euro 4 или Euro 5, а если для стран Восточной Европы и Азии, то силовым агрегатом Euro 3. Обе модели грузовиков оборудованы дисковыми тормозами с электронным управлением – системой EBS компании Volvo, которая не только обеспечивает более короткий тормозной путь, но и позволяет дополнительно интегрировать систему ESP (опция), предотвращающую ситуации потери сцепления с поверхностью дорожного покрытия в случае резкой смены траектории движения при избежании столкновения или движения по скользкой дороге.

Система EBS также предоставляет возможность встраивания функции трогания на подъеме, которая предотвращает откат грузового автомобиля при начале движения на подъеме. При начале движения тормоз остается включенным и автоматически отключается, когда крутящий момент двигателя достигает достаточного значения для начала движения. Есть и функция Brake Blending (совместная работа тормозных систем). Выбор подвески остается за потребителем. Она может быть или рессорная, или полностью пневматическая, или, наконец, смешанная: спереди – рессоры, сзади – воздушные баллоны.

И, наконец, о принципиально важной, новаторской особенности шасси обоих семейств: они подготовлены для самостоятельного монтажа кузова-надстройки, выполняемого потребителем. Их оборудуют кронштейнами, отверстиями для установки буксирного прибора и противоподкатными брусьями. Все электрические и электронные системы автомобиля уже на заводе приспособлены для подсоединения к системам надстройки.