Секретная стратегия Volvo Truck Corporation
Компания, входящая в группу Volvo AB, начав свою деятельность в России в 1973 году, успешно продолжает ее, предлагая новую бизнес-концепцию, при разработке которой проведен тщательный анализ требований и предпосылок, определяющих повседневную деятельность транспортных организаций. Главная идея новой бизнес-концепции заключается в том, чтобы предложить компаниям безопасность, хорошую экономию и решения, учитывающие все возможные проблемы – от простоев техники до эффективности работы водителей.
![]() |
Функции многих транспортных предприятий не ограничиваются перевозками, и новая бизнес-концепция Volvo, по словам Роара Исаксена, старшего вице-президента Европейского подразделения Volvo Trucks, рассматривает высокую надежность техники и быстрый доступ к сервисному обслуживанию в качестве основных задач компании: «Многие клиенты требуют, чтобы время доставки автомобиля в сервисный центр составляло не более 40 минут и чтобы помощь можно было получить немедленно после обращения».
Сервисное обслуживание становится такой же важной частью бизнес-концепции Volvo, как и продажи грузовых автомобилей. Для компаний, занятых местными и региональными перевозками, специально разработана и запущена программа по всеевропейскому сервисному обслуживанию, которая реализуется через сеть из 1100 представительств и сервисных центров компании Volvo, размещенных по всей Европе. Это означает, что каждая такая дилерская точка превратится в комплексный сервисный центр, где клиент сможет получить любую необходимую помощь.
Основой предложения Volvo стали два абсолютно новых грузовых автомобиля – Volvo FL и Volvo FE, которые можно индивидуально конфигурировать для местных и региональных перевозок. При их разработке основными были требования по снижению общих затрат на обслуживание и по надежности в эксплуатации. Особо учитывались показатели безопасности и загрязнения окружающей среды, поскольку 90% воздействия на окружающую среду происходит во время эксплуатации транспортного средства. Чтобы повысить уровень безопасности водителя в случае столкновения, обе модели FL и FE проходят тесты на столкновение в соответствии со шведскими стандартами. Компания проводит и собственные крэш-тесты на столкновение машин с препятствием.
До момента презентации обеих моделей информация о них сохранялась в строжайшей тайне, а презентацию компания провела в июне... на одной из шведских военных баз.
![]() |
Грузовики Volvo FL предназначены для скоростных перевозок с полной массой 12...18 т в городе. Наконец-то автомобили с полным приводом, которые Volvo строит с 1992 года, включены в серийную производственную программу. Двухосные модификации (12, 15 и 18 т) базируются на шасси, позаимствованных у Renault Midlum, трехосные шасси с колесной формулой 6х2 и 6х4 – на шасси Renault Premium. Двигатели рабочим объемом 7,2 л построены еще на основе разработок германской фирмы Deutz, их мощность – от 240 л.с. (при 920 Н·м) до 280 л.с. (при 1050 Н·м). В качестве опции на грузовики FL можно установить двигатель от серии FE мощностью 320 л.с. Благодаря системе избирательной каталитической нейтрализации отработавших газов – SCR, в которой для снижения содержания оксидов азота в газах используется реагент, известный под названием AdBlue, двигатель D7E соответствует требованиям Euro 4. Более того, также доступен вариант двигателя D7E, соответствующий стандарту Euro 5, благодаря чему в Центральной Европе и некоторых столичных регионах можно получить дополнительные экономические преимущества. На рынках за пределами Европы двигатель D7E также доступен в варианте в соответствии со стандартом Euro 3.
Говорит Мэтс Францен, менеджер разработки двигателей отделения производственной стратегии и планирования компании Volvo Trucks: «Современная концепция с системой впрыска топлива Common Rail и распределительный вал с центральным расположением обеспечивают компактность и бесшумную работу двигателя. Нам удалось совместить это с превосходной управляемостью, экономией топлива и низким уровнем выбросов. Новый 7-литровый двигатель способен обеспечить высокий крутящий момент в широком диапазоне оборотов и отличается хорошей приемистостью, облегчая управление и разгон с холостых оборотов». Коробки передач либо 6-, либо 9-ступенчатые (последние – двухдиапазонные) механические фирмы ZF. Автоматической 6-ступенчатой коробкой передач Powertronic фирмы Allison оснащены не только тяжелые серии FL10 и FL12, но и более легкие машины FL7. Все три КП с «овердрайвом»: передаточные числа высшей передачи (а у «автомата» – двух последних) составляют меньше единицы. Это позволяет экономить топливо при движении по хорошей дороге. «Автомат» на грузовике – явление редкое (за четыре года компания продала лишь 500 таких грузовиков), но, по мнению шведов, автоматическая КП очень удобна для строительных автомобилей. Вариантов кабины три: дневная, повышенной комфортности и кабина с двумя рядами сидений.
Для быстрой и эффективной местной и региональной перевозки грузов с полной массой 18...26 т предназначен грузовик Volvo FE. «Предлагая Volvo FE, мы предлагаем то, что нужно многим современным компаниям для предоставления быстрых и эффективных транспортных услуг.
![]() |
Это современный продукт, нечто среднее между новым Volvo FL и универсальным Volvo FM», – говорит Ульф Андреассон, менеджер моделей FL и FE отделения производственной стратегии и планирования подразделения Volvo Trucks. Компания предлагает эту модель как тягач с колесной формулой 4x2 и как автомобиль с неподвижным кузовом (4х2, 6x2 или 6x4). Благодаря универсальной конструкции шасси можно приспособить к конкретным запросам по монтажу кузова для разных областей применения, таких как региональная доставка грузов, строительные работы и вывоз бытовых отходов, чем упрощается весь производственный процесс. Более того, грузовой автомобиль можно далее специализировать для соответствующего применения, выбрав один из вариантов комплектации оборудования. Например, легкий в управлении 18-тонный Volvo FE с двумя мостами в комплектации эффективен на вывозе твердых отходов. Короткая колесная база обеспечивает удобство управления, короткий задний свес рамы предоставляет более чем достаточно места для установки мусорного пресса. Благодаря 6-ступенчатой автоматической коробке передач с электронным ограничителем переключателя скорости частые остановки и разгоны становятся простыми, удобными и безопасными операциями. Возможность безопасно управлять автомобилем в условиях ограниченного пространства очень важна: водитель должен контролировать все происходящее вокруг автомобиля. Поэтому существует опция, предусматривающая установку заднего окна, дополнительных окон в нижней части обеих передних дверей и за ними, а также камеры заднего вида. Таким образом можно улучшить ближний обзор и максимально исключить недоступные для обзора участки.
Вариантов кабины три: дневная, повышенной комфортности и кабина с двумя рядами сидений, причем все – с тремя вариантами комплектации оборудования для разных областей применения. Принципиально новый силовой привод превращает этот грузовик в особенно удобное и экономичное средство транспортировки. Новый 7-литровый двигатель D7E представляет собой 6-цилиндровый рядный турбодизель с системой впрыска Common Rail. Для Volvo FE диапазон мощности такого двигателя шире: 240 л.с. (при 920 Н·м), 280 л.с. (при 1050 Н·м) или 320 л.с. (при 1200 Н·м).
Во многих отношениях концепция универсального шасси Volvo FE схожа с более тяжелым Volvo FM. Шасси с двумя мостами предназначены для полной массы до 19 т, с тремя мостами – для полной массы до 26 т. Предлагаются и три разных варианта высоты шасси, два варианта высоты рамы, а также различные комбинации подвесок и топливные баки разной вместимости.
Если эти грузовики предназначены для использования в странах Европейского Союза, их комплектуют двигателем стандарта Euro 4 или Euro 5, а если для стран Восточной Европы и Азии, то силовым агрегатом Euro 3. Обе модели грузовиков оборудованы дисковыми тормозами с электронным управлением – системой EBS компании Volvo, которая не только обеспечивает более короткий тормозной путь, но и позволяет дополнительно интегрировать систему ESP (опция), предотвращающую ситуации потери сцепления с поверхностью дорожного покрытия в случае резкой смены траектории движения при избежании столкновения или движения по скользкой дороге.
![]() |
Система EBS также предоставляет возможность встраивания функции трогания на подъеме, которая предотвращает откат грузового автомобиля при начале движения на подъеме. При начале движения тормоз остается включенным и автоматически отключается, когда крутящий момент двигателя достигает достаточного значения для начала движения. Есть и функция Brake Blending (совместная работа тормозных систем). Выбор подвески остается за потребителем. Она может быть или рессорная, или полностью пневматическая, или, наконец, смешанная: спереди – рессоры, сзади – воздушные баллоны.
И, наконец, о принципиально важной, новаторской особенности шасси обоих семейств: они подготовлены для самостоятельного монтажа кузова-надстройки, выполняемого потребителем. Их оборудуют кронштейнами, отверстиями для установки буксирного прибора и противоподкатными брусьями. Все электрические и электронные системы автомобиля уже на заводе приспособлены для подсоединения к системам надстройки.