Железные аисты

Перегружатели

Леонид Малютин
Название этого типа перевалочной техники на базе экскаватора со специальным удлиненным рабочим оборудованием пока еще не устоялось. Эти машины называют перегружателями, перевалочными или перевалочно-перегрузочными машинами, перегружателями перевалочного типа, погрузчиками манипуляторного типа и т. д. Мы для простоты и краткости будем именовать их перегружателями.
ТВЭКС ЕК-18-50
ТВЭКС ЕК-18-50
ТВЭКС ЕК-18-48
ТВЭКС ЕК-18-48
ТВЭКС ЕК-18-48
ТВЭКС ЕТ-26i
Гидроподъемник перегружателя ТВЭКС
Ротатор грейфера ТВЭКС
 
Liebherr A 924 C
Пятичелюстной грейфер
Liebherr A 924 C
 
 
 
Двухчелюстной грейфер
Sennebogen 321 М
Sennebogen 835 M-HD (лесопогрузчик)
Sennebogen 850 M
Caterpillar M325D MH
Caterpillar M318D MH

Перегружатели пришли к нам не так давно, около 20 лет назад, вместе с потоком импортной техники. Их основная функция – перевалка сыпучих грузов, металлолома, мусора, сортимента и т. п. на станциях, складах, в портах, пунктах сбора металлолома, на заводах по переработке твердых бытовых отходов. Раньше функцию перегружателей выполняли краны различных типов и обычные экскаваторы.

Большинство перегружателей мобильны – на колесном шасси с пилоном или без, встречаются машины на гусеничном шасси. При постоянной работе на одной точке применяют стационарные перегружатели. От строительных экскаваторов перегружатели отличаются не только рабочим оборудованием, но и более мощным гидроприводом, подъемной кабиной, усиленными рамой шасси и опорно-поворотным устройством. Для увеличения высоты кабины может использоваться гидравлический подъемник или жесткая проставка. Крыша и ветровое стекло оснащены решетчатыми ограждениями для защиты оператора. Для перегружателей используют такой конструктивный элемент, как пилон – цилиндрическую колонну, вставленную между шасси или фундаментом и поворотной платформой с целью поднять платформу.

Рынок перегружателей узок, их разработкой и производством занимается ограниченное число компаний. Российский рынок – это порядка полусотни машин в год. Отрадно, что отечественное машиностроение представлено в этом сегменте заводом «Тверской экскаватор». Европейское машиностроение представляют заводы компаний Liebherr, Sennebogen и Caterpillar. Перегружатели также присутствуют в модельных рядах JCB и Volvo CE, но в Россию их практически не поставляют, ссылаясь на узость рынка.

«Тверской экскаватор» серийно выпускает две модели перегружателей, или, по терминологии завода, индустриальных погрузчиков – колесный ЕК-18-50 и гусеничный ЕТ 26i. Перегружатели позиционируют как грузоподъемную технику с соответствующими рабочими органами, отличающимися от землеройных экскаваторов только рабочим оборудованием и механизмом подъема кабины. В отдельных случаях (при установке рабочих органов с увеличенными параметрами объема или массы по сравнению с рекомендуемыми) устанавливают ограничитель грузоподъемности.

Технические характеристики перегружателей ТВЭКС
Параметр ЕК-18-50 ЕТ-26i
Двигатель
Д-245
ЯМЗ-236М2-7
Мощность, кВт
90
132
Скорость, км/ч
15
5,3
Вылет стрелы, м
10 380
11 030
Габаритные размеры, мм
9300/ 2500/ 3350
10 270/ 3000/ 2960
Эксплуатационная масса, кг
21 400
26 600

Тверские перегружатели оснащены специализированным индустриальным рабочим оборудованием, грейфером с ротатором, подъемной кабиной с механизмом подъема параллелограммного типа. Для пуска в холодное время устанавливают подогреватель двигателя «Гидроник 10» или «Теплостар», а комфортную температуру в кабине обеспечивает водяной отопитель Zenit или автономный отопитель «Эйртроник». В качестве опции возможна установка кондиционера. В стандартной комплектации перегружатели оснащены системой централизованной автоматической смазки Lincoln.

    ЕК-18-50 – мобильная и доступная по цене машина, построенная по канонам европейских перегружателей на базе колесного экскаватора ЕК-18. Машину можно агрегатировать с разным сменным рабочим оборудованием – пятичелюстным грейфером для сыпучих и несыпучих грузов, бревнозахватом с ротатором, магнитной плитой. Применена система управления рабочим оборудованием LUDV на аппаратуре Bosch Rexroth, позволяющая эффективно совмещать операции. Рабочее оборудование и ходовая рамы усилены. Машина способна передвигаться по дорогам общего пользования со скоростью до 15 км/ч. Условия эксплуатации – в диапазоне температур от –40 до +40 °С. Вторая пара цифр в наименовании – индекс модификации, завод не прекращает работу над конструкцией и комплектацией машины. Модернизированный перегружатель ЕК-18-50 существенно отличается от предыдущего исполнения ЕК-18-48:
  • увеличено напряжение бортовой электросети с 12 до 24 В;
  • применен двигатель ММЗ Д245.2S2 увеличенной мощности с 77 до 90 кВт. Улучшены условия холодного пуска и система управления двигателем;
  • повышена жесткость кабины и улучшена ее изоляция от атмосферных осадков;
  • для подключения грейферов на трубопроводах рабочего оборудования установлены быстроразъемные соединения, которые позволят использовать более короткие рукава и облегчат монтаж-демонтаж любых рабочих органов. Управление поворотом рабочего органа перенесено с педали на кнопку левого джойстика, что также повышает удобство работы оператора;
  • для работы магнитной плиты предусмотрена установка генератора с более надежной системой привода;
  • в гидробаке, на сливе рабочей жидкости установлен фильтр фирмы Parker с тонкостью фильтрации 10 мкм. Это значительно повышает чистоту масла и надежность работы гидроаппаратуры Bosch Rexroth. Конструкция фильтра позволяет производить его замену без слива рабочей жидкости и ее загрязнения, что заметно снижает стоимость владения перегружателем;
  • применен более эффективный охладитель рабочей жидкости.
  • для повышения устойчивости машины при работе на откидных опорах использованы поворотные лапы, а для исключения повреждения штоков на гидроцилиндрах аутригеров предусмотрены защитные щитки.

Перегружатель ЕТ-26i построен на базе «старшей» модели тверской линейки – гусеничного экскаватора ЕТ-26. Машина менее мобильна, чем колесная, но более производительна и благодаря гусеничному шасси приспособлена к работе с металлоломом, щебнем, дробленой скальной породой. Предусмотрена возможность агрегатировать машину с различным сменным рабочим оборудованием – захватом для бревен, грейфером (двухчелюстным для сыпучих материалов, четырех- или пятичелюстным для металлолома), магнитной плитой. Применена дроссельная система управления рабочим оборудованием Bosch Rexroth.

На машине применяется полный комплект гидрооборудования Bosch Rexroth – насос, гидрораспределитель, гидромотор, ходовые редукторы и поворотные механизмы. Могут быть установлены гусеницы с шириной башмака до 900 мм. Условия эксплуатации техники – в диапазоне температур от от –40 до +40 °С.

Liebherr выпускает широкую номенклатуру колесных и гусеничных перегружателей. Имея сходство и с подъемными кранами, и с экскаваторами, перевалочные машины Liebherr сосредоточили в себе весь огромный опыт, накопленный компанией в производстве данных видов техники. При этом основная концепция взята от экскаватора, во главе угла стоит производительность (масса перемещенной в единицу времени продукции), а не грузоподъемные характеристики, как у крана. Перевалочные машины выпускаются на собственных производственных потоках, унаследовав мощность и производительность экскаваторов.

Технические характеристики колесных перегружателей Liebherr
Модель Мощность, кВт Вылет стрелы, м Масса, кг
A 316
94
10,0
20 600–21 600
A 904 C
105
12,5
19 975–25 125
A 904 HD
105
12,5
24 400–25 500
A 924 C
129
13,7
27 150–28 850
A 924 C HD
129
13,7
31 550–33 450
A 924 C HD (лесопогрузчик)
129
11,9
29 000
A 934 C
150
14,5
36 300–37 200
A 934 C ERC
129
14,5
37 950–38 250
A 934 C HD
150
14,5
41 150–42 400
A 934 C HD ERC
129
14,5–18,0
41 900–42 800
A 934 C HD (лесопогрузчик)
150
12,5
36 450–37 650
A 934 C HD High Rise (с пилоном)
150
16,5–19,0
45 500–46 400
A 944 C HD
190
18,5–21,0
57 000–58 450
A 944 C HD (лесопогрузчик)
190
13,0
44 150
A 944 C HD High Rise (с пилоном)
190
19,0–21,0
68 690–71 780
A 954 C HD
240
20,5–22,5
75 300–77 400
A 954 C HD High Rise (с пилоном)
240
22,5
83 220–90 920

Высокие требования к основным компонентам перевалочных машин Liebherr ведут к максимальной глубине производства. Дизельные двигатели, гидравлические компоненты, поворотные круги, управляющую электронику и многое другое компания производит самостоятельно. Это основа максимальной эффективности каждой модели.

Линейка колесных перегружателей состоит из 17 моделей, выполненных в разных комплектациях – усиленных, с пилоном, в комплектации лесопогрузчика. Наибольшее разнообразие наблюдается у средней модели А 934 С – шесть модификаций. Конечно, это стандартные, каталожные модификации, заказные вариации практически бесконечны. Вариации рабочего оборудования включают прямые и изогнутые стрелы и рукояти разной длины. Кроме того, оптимально адаптировать машину для выполнения специальных задач можно с помощью системы Vario Lift Plus, которую Liebherr предлагает для всех своих перевалочных машин. Благодаря нескольким крепежным отверстиям в стреле и поворотной платформе существует несколько вариантов соединения цилиндров стрелы, что позволяет изменять кинематику рабочего оборудования, меняя вылет и грузоподъемность в зависимости от вида выполняемых работ. Примером может служить специальный вариант крепления стрелы, который применяют для загрузки-разгрузки судов.

Технические характеристики гусеничных перегружателей Liebherr
Модель Мощность, кВт Вылет стрелы, м Масса, кг
R 317
94
10,0
22 200–22 900
R 924 C
129
13,5
26 200–32 400
R 934 C
150
13,5–17,0
36 800–38 100
R 944 C
190
14,0–19,0
46 900–53 300
R 944 C High Rise*
190
17,5–21,0
71 600–73 700
R 954 C
240
19,0–21,5
62 700–73 700
R 954 C High Rise
240
21,0–23,5
96 900–100 700
R 974 C
400
19,0–26,0
110 300–120 600
R 974 C High Rise
400
23,0–27,5
128 000–136 100
LH 120 C
400
26,0–28,5
135 000–144 100
R 984 C High Rise
504
27,0–31,0
209 900–222 300
*Возможно электрогидравлическое исполнение (с электродвигателем вместо дизеля).

Перегружатель для погрузки леса выполняет функции колесного погрузчика, т. е. он высокомобильный, что отражается в его комплектации. У такого перегружателя нет опор, но есть опорный отвал, кабина приподнята проставкой, рабочее оборудование с бревнозахватом укорочено, оба моста управляемые.

Основное навесное оборудование – двухчелюстной грейфер для сыпучих материалов, четырех- и пятичелюстные грейферы, захват для бревен, грузоподъемный крюк, магнитная плита, которые навешивают на оголовок рукояти либо на механизм быстрой смены. Компания предлагает линейку четырех- и пятичелюстных грейферов с ротатором, оптимально подобранных к классу машины и выполненных из износостойкой стали.

Линейка гусеничных перегружателей состоит из 11 базовых моделей, различающихся диапазоном массы – от 20 до до 222 т, длиной рабочего оборудования и производительностью. Предназначены они преимущественно для стационарной эксплуатации. Используют колоннообразные пилоны либо специальное гусеничное шасси, рама которого выполнена в виде пирамиды, а также сочетание того и другого, как на «старшей» модели R 984 C High Rise, радиус действия которой достигает 31 м, а кабина находится на высоте 13,5 м (выше 4-го этажа).

Немецкая компания Sennebogen специализируется на перегружателях, т. е. разрабатывает их с нуля именно как перевалочные машины, а не модифицированные экскаваторы. В этом уникальность перегружателей Sennebogen. В 1996 г. перегружатели Sennebogen получили новую торговую марку green line и светло-зеленый цвет.

Технические характеристики колесных перегружателей Sennebogen
Модель Мощность, кВт Вылет стрелы, м Масса, кг
718 M
119
13,0
19 500
723 M-HD
112
10,5
22 000
730 M-HD
148
11,0
30 000
735 M-HD
186
11,3
38 500
818 M
97
11,0
19 900
821 M
97
12,0
22 000
825 M
129
13,0
28 000
830 M
151
17,0
36 000
830 M-HD
151
17,0
37 000–40 000
830 M-T
151
14,0
40 000
835 M
194
18,0
44 000
835 M special
194
20,0
55 000
840 M
194
18,0
53 000
850 M
268
21,0
61 000
850 M special
268
21,0
65 000
860 M
268
21,0
71 000
860 M special
268
21,0
80 000
870 M
300
20,0
70 000
870 M special
300
24,0
90 000

Современная серия D перегружателей green line насчитывает 36 колесных и гусеничных моделей в равной пропорции. Поворотная платформа может быть установлена на пилоне на самоходном шасси, а также стационарно на металлический или бетонный пилон высотой до 8 м, на рельсовой тележке башенного крана или несущем мосту козлового крана.

Технические характеристики гусеничных перегружателей Sennebogen
Модель Мощность, кВт Вылет стрелы, м Масса, кг
818 R
97
11
22 000
821 R
97
12
22 000
825 R
129
13
33 000
830 R-HD
151
17
43 000
830 R-HDD
151
17
43 000
830 R special
151
17
47 000
835 R-HD
194
18
54 000
835 R special
194
20
66 000
840 R
194
18
59 000
850 R
268
21
66 500
850 R special
268
21
88 000
860 R
268
21
77 000
860 R special
268
21
97 000
870 R
300
20
87 000
870 R special
300
24
110 000
880
570
25
150 000–180 000
880 EQ
470
35
215 000–270 000

Sennebogen использует лучшую и соответственно недешевую агрегатную базу – двигатели Cummins и Deutz с жидкостным охлаждением, гидроаппаратуру Bosch Rexroth с системой управления LUDV. Оператор может совмещать движения рабочего оборудования без потерь мощности – поток жидкости подается к каждому органу независимо от других и пропорционально нагрузке. Плавный и контролируемый поворот платформы обеспечивает отдельный гидронасос. Большие охладитель и бак гидросистемы поддерживают необходимую температуру и объем жидкости, а уникальная система фильтрации Hydro Clean продлевает срок службы рабочей жидкости в три раза.

Для перегружателей green line предусмотрено несколько вариантов пневмоколесных и гусеничных шасси, позволяющих подобрать оптимальную конфигурацию для конкретных условий эксплуатации. Пневмоколесное шасси комплектуют гидроопорами, управляемыми независимо друг от друга.

Для перегружателей разработаны различные комбинации стрел и рукоятей и целая гамма навесного оборудования. Благодаря прецизионной гидравлике гидравлические грейферы разных типов для работы с металлоломом, древесиной, сыпучими или штучными грузами имеют слабые колебания и точно позиционируются. Замена навесного оборудования производится за несколько минут. Для работы с электромагнитной плитой перегружатель комплектуют мощным генератором. Помимо двух- и многочелюстных грейферов, магнитных плит, крюковых подвесок, захватов для бревен перегружатель можно оснастить специализированным оборудованием, например, харвестерной головкой или кусторезом для очистки придорожной полосы прямо с дороги.

Корпорация Caterpillar выпускает довольно большое семейство колесных и гусеничных перегружателей, а также стационарных перегружателей, которые устанавливают на фундамент или на металлические опоры, либо на прицеп.

Перегружатели на базе колесных экскаваторов оснащают специальным рабочим оборудованием, гидроподъемником кабины, двумя парами аутригеров, по заказу – бульдозерным отвалом. Широкий шлейф навесного оборудования поставляет структурное подразделение Cat Work Tools, управляющее несколькими заводами. Для моделей M318D MH и M322D MH предусмотрены на выбор два варианта, различающихся длиной рукоятей – прямой и изогнутой, для M325D MH/M325D LMH – два комплекта стрел и рукоятей на выбор. M325D LMH отличается от M325D MH более массивным шасси и противовесом.

Технические характеристики колесных перегружателей Caterpillar
Модель Мощность, кВт Вылет стрелы, м Масса, кг
M318D MH 124 11,0 21 460–21 850
M322D MH 124 11,5–12,5 24 430–24 690
M325D MH/M325D LMH 140 14,33–15,65 30 871–35 261
Технические характеристики гусеничных перегружателей Caterpillar
Модель Мощность, кВт Вылет стрелы, м Масса, кг
325D MH
140
14,1–15,5
35 526
330D MH
200
14,1–16,0
44 627
345C MH
239
16,5–18,0
57 431
365C MH
302
16,9–19,8
77 000
385C MH
390
17,2–21,8
92 616
Технические характеристики стационарных перегружателей Caterpillar
Модель Мощность, кВт Вылет стрелы, м Масса, кг
519SM
55,9
9,9
7219
519SM/EHC
55,9
9,9
6947
569SM
74,5
11,0
8593
569SM/EHC
74,5
11,0
8321
Технические характеристики перегружателей Caterpillar на прицепах
Модель Мощность, кВт Вылет стрелы, м Масса, кг
519
116,3
8,2
8663
529
116,3
8,8
12 655
559
129,9
9,8
14 605
569
129,9
9,9
15 422
579
129,9
9,9
15 422

Перегружатели на базе гусеничных экскаваторов оснащают кабиной на гидроподъемнике или на высокой проставке. В транспортном положении кабина вместе с проставкой опускается вперед. Производитель предлагает для каждой модели на выбор две изогнутые рукояти – короткую и длинную.

Стационарные перегружатели, или, по терминологии Caterpillar, погрузчики с переломной стрелой, с электрическим питанием обеспечивают экономичные решения для работы с пиломатериалами и для промышленного применения и отличаются простотой конструкции. Caterpillar предлагает четыре модели с дистанционным источником питания напряжением 440 В/ 60 Гц (США) или 575 В/ 60 Гц (Канада). Под перегружатель устраивается железобетонный фундамент, на фундамент устанавливают несущую металлоконструкцию, на которой закрепляют опорно-поворотное устройство. Поворотная платформа несет электродвигатель, гидросистему, кабину и рабочее оборудование. Предусмотрен выбор из трех стрел разной длины – для «519-х» моделей длиной 7,6 м (опция), 8,2 м (стандарт), 9,1 м (опция). Для «569-х» моделей – длиной 9,9 м (стандарт), 10,2 м (опция) и 10,9 м (опция).

Перегружатели на прицепах – это такие же стационарные перегружатели, но с дизельным двигателем, установленные на автомобильный полуприцеп с двумя парами аутригеров. Их применяют при устройстве временной лесопилки. Caterpillar предлагает 5 моделей таких перегружателей, различающихся мощностью двигателей, размерами рабочего оборудования и конфигурацией насосного агрегата, построенного на шестеренных или поршневых насосах.

Выбор для сравнительно небольшого рынка более чем богат. Разнообразие моделей и комплектаций требует от потребителя скрупулезного подхода при выборе перегружателя, а точнее, при составлении его спецификации. Приходится учитывать не только существующие геометрические размеры рабочей площадки, характер грузов и покрытия площадки, но и возможные изменения этих параметров в будущем, изменение самого характера деятельности владельца перегружателя и возможности перепродать машину на вторичном рынке.

компании по теме статьи
компании по теме статьи