Канадские гиганты
На земном шаре не мало мест, где привычная (даже полноприводная) техника ни только не сможет полноценно работать, а просто не сдвинется с места. Это и тундра Крайнего Севера, и болота, и пески. А ведь человек подчиняет себе все более и более недоступные территории, где добывается нефть, газ или другие полезные ископаемые. Да и прокладка трубопроводов, железнодорожных путей, линий электропередач чаще проводится в условиях бездорожья. Именно для них и создана специальная техника, выпускаемая канадской фирмой «Канадиан Формост» (Сanadian Foremost), расположенной в Калгари (провинция Альберта).
Все началось в начале 50-х годов с разработок известного канадского инженера Брюса Нодуэлла (Bruce Nodwell), работавшего над тяжелой техникой для экстремальных условий эксплуатации и даже открывшего небольшую фирму, где выпускалась, в основном, тяжелая гусеничная техника.
В 1965 г. фирму возглавил сын Нодуэлла, она была переименована, и с тех пор вся техника имеет основное название «Формост». В общей сложности в Калгари сосредоточились несколько фирм, занятых производством гусеничной и колесной техники с небывалыми возможностями по проходимости и грузоподъемности (конечно, в трудных условиях). Например, вся техника «Формост» работает при температуре от –70 до +55°С. Естественно, она имеет несколько мощных климатических установок.
На сегодняшний день всю продукцию компании можно разделить на две основные группы: колесную и гусеничную. На основном заводе (в Калгари) выпускаются гусеничные машины. Их три группы: «Нодуэлл» (Nodwell), «Чифтэн» (Chieftain) и «Хаски» (Husky). Первые имеют по две широкие резинометаллические гусеницы, двигатели «Детройт Дизель», развивают скорость от 8 до 16 миль в час при грузоподъемности от 5 до 16 т. Благодаря невысокому удельному давлению на грунт, эту серию с успехом применяют на мягких грунтах, песке или в болотистой местности.
Две другие группы имеют уже по четыре гусеницы и шарнирное сочленение. Эти машины предназначены для более тяжелых условий. Имея такие же резинометаллические гусеницы, они могут развивать скорость от 9 до 20 миль в час и в состоянии перевозить от 15 до 40 т груза. При необходимости на вторую платформу устанавливают канавокопатели, экскаваторы и другое оборудование, которые к месту работы могут доставить только эти гиганты.
«Колесная» группа «Формост» на сегодняшний день представлена тремя базовыми моделями: «Дельта-3» (Delta Three), «Коммандер» (Commander), «Магнум» (Magnum), и стоящим особняком трехосным суперавтобусом «Терра Бас» (Terra Bus). Общим для всех этих машин является наличие шарнирно-сочлененной рамы и широкопрофильные шины сверхнизкого давления (иногда шириной более метра!), обеспечивающие очень низкое удельное давление на грунт и позволяющие таким гигантам не губить даже тундру. У большинства автомобилей – шины «Гудйир» размером 66х43х25.
«Дельта-3» является как бы продолжением в развитии предыдущей двухосной модели «Дельта-2», разработанной еще старшим Нодуэллом. Полноприводный автомобиль способен перевозить до 15 т со скоростью до 23,7 миль в час. На его платформе может устанавливаться любое оборудование – от цистерны до жилого отсека для полярников. Автомобиль длиной 11 м имеет два 500-литровых топливных бака и четырехместную кабину. На Аляске и в Виннипеге с такими машинами проводились скоростные эксперименты, лучшим результатом которых стало достижение 80 км/ч за 45 с. Конечно, высокая динамика для подобной техники далеко не главное, но в заполярных условиях именно она иногда становится определяющим покупку фактором.
Следующим в нашей галерее является «Коммандер» – тяжелый грузовик, способный перевозить уже вдвое больше (30 т) со скоростью 21,9 миль в час. Этот титан с колесной формулой 6х6, как правило, транспортирует только большие грузы, для чего имеет за кабиной водителя специальную лебедку, а сзади опускающиеся рольганги, т.е. он может обходиться без внешнего погрузо-разгрузочного оборудования. «Коммандер» имеет также два топливных бака, но уже по 687 л каждый. Кабина предназначена для трех человек.
Современная версия автобуса на испытаниях |
«Магнум» с колесной формулой 8х8 был создан для длинномерных грузов. В зависимости от приспособлений на платформах он способен перевозить уже готовые железнодорожные полотна, трубы для нефте- и газопроводов и другие длинномеры. Грузоподъемность «Магнума» – 66 т, а перемещается он со скоростью до 25 миль в час. Длина этого монстра 16 м, в кабине с комфортом размещаются двое (на Севере ездить по одиночке очень опасно).
И, наконец, «Терра Бас». Впервые появившись в 1977 г., этот необычный автобус приглянулся вахтовым бригадам; оснащенный специальным оборудованием – различным службам; а в особом исполнении – даже туристам, которых интересует экстремальное времяпрепровождение. Полноприводный автобус 1977 г. длиной 13 м имел 56 мест для сидения и развивал скорость до 25 миль в час. На фотографии показана последняя версия автобуса, проходящего сегодня испытания в Антарктиде. Характеристики практически не изменились, лишь климатическая установка стала мощнее, появились стеклопакеты, а длина выросла до 15 м при ширине 3,61 м. Полезная нагрузка нового автобуса 24 950 кг.
«Терра Бас», 1977 г. |
Вся техника «Формост» оснащается дизелями от «Камминз», либо «Детройт Дизель», конечно, соответствующей для каждой машины мощности. Что касается технологии изготовления самих машин, то для уменьшения стоимости каждой широко используется гибка и сварка по фланцу при минимальном количестве штампованных деталей. Все стекла выполнены плоскими, в большинстве случаев применяются стеклопакеты.
Ежегодно фирмой выпускается от 150 до 200 машин, 80% продукции идет на экспорт. По некоторым данным почти 300 ее машин трудятся в России.