Влажный элемент комфорта

Владимир Шляховой
Так выглядит водяной кондиционер снаружи
 
 
На потолке кабины воздушные дефлекторы и панель управления кондиционером
Под крышкой водяного кондиционера скрыт вот такой испаритель
Расходный бак с водой на задней стенке кабины тягача
При отсутствии в крыше кабины люка под водяной кондиционер приходится вырезать окно
 

В настоящее время большинство автомобилей, в том числе и грузовых (порядка 80%), выпускается с кондиционерами. Но вот незадача: компрессор этих кондиционеров, как правило, приводится в действие от двигателя автомобиля. И если для грузовиков, работающих на маршрутах небольшой протяженности, это нормально, то для машин, отправляющихся летом в рейс на большие расстояния, хочется чего-то большего, ведь между кондиционером, который запитан от работающего двигателя, и автономным кондиционером, который может работать ночью при выключенном моторе, огромная разница: водителю создаются комфортные условия для отдыха.

Именно по этой причине в целом ряде южноевропейских стран в летний период существуют ограничения по въезду автомобилей, не оборудованных стояночным кондиционером. В случае если на грузовике такой кондиционер отсутствует, водитель должен ночевать не в кабине, а в гостинице и предъявить подтверждающий это документ (чек). В противном случае время отдыха ему не будет засчитано, ведь когда ночью температура достигает тридцати градусов, нормально отдохнуть невозможно. Тем более что с открытыми окнами в кабине никто не спит, поскольку даже через приоткрытое окно злоумышленники могут открыть двери и проникнуть в машину. Однако отдых в гостинице – это дополнительные проблемы и дополнительные расходы, причем существенные.

Днем температура в кабине автомобиля, стоящего на солнцепеке, может достигать 70…80 °С, и водители без кондиционера при этом нередко просто угорают. Кстати, уже был зафиксирован не один случай гибели водителей от перегрева. Учитывая это, достаточно оперативно было разработано два типа автономных кондиционеров – фреоновые и водяные.

Принцип работы фреонового кондиционера хорошо известен. Он имеет контур, по которому циркулирует фреон. Компрессор сжимает теплоноситель (хладагент) и прогоняет его через наружный радиатор, где он охлаждается, а затем подается в испаритель, в котором происходит теплообмен с продуваемым воздухом и охлаждение последнего. Такая конструкция достаточно надежна, но при этом расходуется много электроэнергии. В зависимости от мощности и от режима работы фреоновый кондиционер потребляет ток от 7 до 12 А, т. е. за 10 часов работы он может полностью разрядить аккумулятор автомобиля.

Конструкция водяного кондиционера, который присутствует на рынке уже около трех лет, намного проще. Он состоит из теплообменника, наполненного хорошо смачиваемым синтетическим материалом с развитой поверхностью испарения (похожим на обрезки капроновых шнурков). В этот теплообменник, представляющий собой обычный испаритель, с помощью небольшой электрической помпы из бака каждые несколько минут небольшими порциями подается вода, которая равномерно растекается по наполнителю теплообменника. При этом теплый воздух, продуваемый через испаритель, охлаждается за счет испарения воды и подается в кабину, а излишки воды стекают в бак. Такой простой способ позволяет понизить температуру воздуха в кабине всего на 10 °С, но этого обычно вполне достаточно для нормального отдыха. Отметим, что в водяном кондиционере восемь режимов интенсивности охлаждения, но зачастую оказывается достаточно минимального из них. При этом эффективность работы такого кондиционера напрямую связана с влажностью воздуха: чем он суше, тем выше эффективность охлаждения.

Немаловажным является и то, что мощность водяного кондиционера, который может работать как от напряжения 12 В, так и 24 В, всего 35 Вт, и он потребляет ток не более 4 А, поскольку здесь потребителями энергии являются только вентилятор и помпа, которая включается лишь периодически. Кондиционер этого типа может работать как на стоянке, так и во время движения автомобиля. И хотя стояночный кондиционер можно устанавливать практически на любые автотранспортные средства (в том числе грузовые автомобили и микроавтобусы), прежде всего это имеет смысл для тех автомобилей, в которых водителю приходится ночевать.

В целом оба типа кондиционеров можно считать более-менее равноценными, во всяком случае, по эффективности. Да и стоят они практически одинаково – порядка 1300 евро с учетом установки. Монтаж водяного кондиционера в проем люка занимает всего 2…2,5 часа, а если приходится вырезать для него отдельный проем, времени понадобится примерно вдвое больше. При этом водяной кондиционер не только проще в обслуживании и ремонте, но и потребляет значительно меньше энергии и в этом плане является более предпочтительным. Конечно, для его работы необходима вода, и для этого предусмотрен 35-литровый бак, который обычно устанавливают на задней стенке кабины. В бак заливают самую обычную воду из крана, расход которой составляет от 2 до 5 л/ч в зависимости от температуры наружного воздуха. Чтобы в воде не размножались водоросли и бактерии, в бак раз в сезон добавляют порцию специального порошка, прилагаемого к данному кондиционеру. И, конечно, в систему подачи воды встроен сетчатый фильтр, предотвращающий засорение системы.

Профилактика водяного кондиционера заключается в промывке бака (ее необходимо проводить раз в сезон), в ежегодном добавлении бактерицидного состава и в осеннем сливе воды с последующим естественным просушиванием системы. Кстати, такой кондиционер можно использовать в любое время года для подачи в кабину свежего воздуха.

Водяные кондиционеры появились на постсоветском пространстве совсем недавно, но уже пользуются достаточно большим спросом. И хотя изначально многие сомневались в их эффективности, те, кто воспользовался водяным кондиционером, успели убедиться, что он не только не уступает обычным компрессорным кондиционерам, но и по ряду параметров их превосходит.

Пока водяные стояночные кондиционеры используются ограниченно, но, несомненно, уже очень скоро войдут в список дополнительного оборудования на всех марках европейских грузовиков. И в машинах, работающих на дальних маршрутах, будут устанавливать не только два отопителя, но и два кондиционера. (Кстати, подобными водяными стояночными кондиционерами уже оборудуют грузовики Scania.) Вполне вероятно, что наличие подобного кондиционера может стать той «приманкой», которая даст больше шансов привлечь для работы на маршрутах в Италию и Испанию хорошего водителя.