Чтобы в кабине было тепло

Владимир Шляховой
Еще каких-то два десятка лет назад автономный отопитель на грузовике казался непозволительной роскошью, а сейчас современный грузовик сложно представить без обогревателя. В зависимости от условий эксплуатации на машине может стоять жидкостный либо воздушный отопитель, а нередко не обойтись и без того, и без другого.
 
В отопителе старого типа Eberspacher D1LC compact труба горения выполнена заодно с корпусом
В камере сгорания отопителя Eberspacher D1LC compact от сеточки-испарителя не осталось и следа
В вентиляторе кабинного отопителя две крыльчатки: одна (оранжевая) подает воздух на обдув котла и затем в кабину, а другая (коричневая) в камеру сгорания
Крыльчатка, подающая воздух в камеру сгорания (справа внизу виден воздушный канал)
При постоянном перегреве труба горения может деформироваться
..., а то и вовсе прогореть (Webasto АТ2000)
Новая труба горения отопителя Webasto АТ2000
Новая и пришедшая в негодность трубы горения отопителя Webasto Тhermo 90
Зависимость давления насыщенных паров смеси пропана и бутана от температуры
Новый вентилятор для отопителя Eberspacher D1LC compact стоит около 500 USD
При разборке отопителя термостойкие прокладки ломаются
Через канал подачи воздуха внутри нового котла хорошо видна сеточка-испаритель
Поскольку оригинальные трубы горения стоят дорого, в них нередко устанавливают такие кустарные проволочные «таблетки» и продают под видом восстановленных
При уменьшении подачи воздуха из-за ремонта вентилятора ребра котла быстро покрываются сажей, и его теплоотдача уменьшается
При разборке котла установленные в нем две одноразовые технологические прокладки, изолирующие зону горения, неизбежно ломаются
Максимальный зазор между корпусом и турбинкой вентилятора, подающего воздух в камеру сгорания, на новых отопителях не превышает 0,25 мм (слева), а после ремонта (справа) он нередко составляет около миллиметра
За неимением новых прокладок умельцы вырезают их из паронита или картона, а иногда даже пользуются высокотемпературным герметиком
Новые свечи накаливания и сеточки-испарители для различных отопителей
Внутри нового котла хорошо видна многослойная сеточка-испаритель, на которой происходит горение топлива
При нехватке воздуха сеточка-испаритель в котле быстро прогорает
Без необходимых навыков и специнструмента обычно не удается даже извлечь свечу, которую при этом, как правило, ломают

Приобретая автомобиль, надо четко представлять, в каких условиях его станут эксплуатировать. Если машина будет постоянно ночевать в теплом боксе, а водитель – не в кабине, то от отопителей теоретически можно вообще отказаться. При работе на коротких маршрутах, со стоянкой на площадке, можно обойтись жидкостным автономным отопителем (или предпусковым подогревателем). На дальних маршрутах, когда водителю придется ночевать в кабине, не обойтись и без жидкостного, и без воздушного (кабинного) отопителя.

Поскольку на постсоветском пространстве далеко не все покупают новые грузовики, а техника б/у приходит к нам и из тех стран, где в отопителях нет необходимости, доукомплектовывать автомобили их владельцам нередко приходится самим, а это значит, что им надо определить и тип отопителя, и модель, а также сделать выбор между новым или подержанным.

Что согреет дешевле?

В настоящее время практически все грузовики, продаваемые на нашем рынке, оснащают автономными отопителями или предпусковыми подогревателями, главная задача которых – прогреть двигатель перед запуском в холодную погоду или догреть его при движении в сильный мороз. Сейчас такие отопители устанавливают даже на МАЗах и КамАЗах.

Существуют и кабинные отопители («фены»), к которым в большинстве автохозяйств до недавнего времени относились как к чему-то второстепенному, хотя выгода от таких устройств очевидна. В этом несложно убедиться, воспользовавшись специальными «калькуляторами» на веб-сайтах производителей данного оборудования.

Например, двигатель грузового автомобиля при работе на холостом ходу расходует от 3 до 5 л дизтоплива в час, а при отсутствии отопителя во время стоянки в не очень холодную погоду двигателю каждую ночь придется работать по 4…5 ч. То есть на обогрев атмосферы (и частично кабины) ежедневно уйдет 15…25 л горючего, или от 300 до 500 руб., без учета неявных потерь, связанных с износом двигателя и выработкой ресурса фильтров и масла. В любом случае обогреваться двигателем становится все более нереально. Например, в Германии работа двигателя на стоянке запрещена законом, и в других странах такой автомобиль будет «изгоем»: коллеги на паркинге быстро объяснят водителю, что экономить на «автономке» – грех.

Но продолжим расчеты. За 24 дня такой способ обогрева обойдется в 7200…12 000 руб., а за сезон (5 холодных месяцев) – от 36 000 до 60 000 руб.! То есть установка автономного кабинного отопителя окупится за два-три месяца, а затем не один год будет приносить чистую прибыль.

Если используется жидкостный отопитель, потребление топлива может составить от 8 до 12 л за ночь. Однако то, что мы называем жидкостным отопителем, на самом деле является предпусковым подогревателем двигателя, а также используется для его догревания при работе в сильный мороз. Это устройство потребляет сравнительно большое количество электроэнергии, поскольку при этом должны работать помпа системы охлаждения, вентилятор «печки», вентилятор отопителя, топливный насос и периодически включается свеча. Главное правило использования таких отопителей: ночь греешь – день едешь, иначе аккумуляторы автомобиля не будут нормально заряжены и заменить их придется гораздо раньше. Впрочем, и при таком раскладе АКБ в лучшем случае хватает обычно на два года.

Воздушный автономный отопитель нового поколения, например Eberspacher Airtronic, потребляет от 0,1 до 0,25 л топлива за час работы, т. е. за ночь – не больше 2 л и существенно меньше электроэнергии, чем жидкостный (от 10 до 34 Вт), имеет большой диапазон выбора мощности обогрева (5 режимов от 0 до 2,2 кВт), а также оснащен надежной электроникой и имеет 2 года полноценной гарантии.

Если сравнить экономическую выгоду от использования воздушного отопителя по сравнению с жидкостным, расчеты покажут, что разница в потреблении топлива составляет в среднем 8 л за ночь; за 24 ночи – 192 л, или 3840 руб. За 6 месяцев только за счет разницы в потреблении топлива воздушный отопитель практически окупит свою стоимость. Несложно сделать вывод: даже при наличии на автомобиле жидкостного автономного отопителя установка воздушного отопителя экономически выгодна. К тому же кабинный отопитель позволит не только сэкономить топливо, но и удержать нормального водителя.

Какой отопитель лучше?

В настоящее время популярны работающие на дизтопливе кабинные отопители Webasto и Eberspacher, их многие считают равноценными. Но существуют и отопители Truma, работающие на сжиженном газе пропан-бутане. Газовые отопители, по сравнению с «соляровыми» имеют целый ряд преимуществ. Они намного экономичнее, поскольку сжиженный газ примерно вдвое дешевле, чем дизтопливо. После установки семь лет в них можно даже не заглядывать. У них высокий к.п.д. – порядка 95%, прекрасные шумовые характеристики и минимальное энергопотребление, поскольку у них нет топливного насоса, а вентилятор только один для подачи воздуха. Да и свеча здесь не нужна, так как поджиг осуществляется пьезоэлементом, а сгорает газ на каталитической сетке. ВНИМАНИЕ! При использовании газового отопителя, как и в случае с газобаллонным оборудованием, курить в машине ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Многие этот запрет игнорируют, и в результате при утечке газа кабину иногда попросту разрывает.

Газовые отопители стоят существенно дороже – 1500…1600 евро против 900 евро за обычный дизтопливный. Но все это мелочи по сравнению с главным недостатком. В наших условиях все упирается в состав газа. Сжиженный газ продают на заправках в виде смеси пропана и бутана (ПБА – пропан-бутан автомобильный). Температура кипения пропана составляет –42 °С, а бутана –0,5 °С, поэтому в «летнем» ПБА должно быть больше бутана, а в зимнем – пропана. В России, например, содержание пропана в ПБА регулируется ГОСТом и составляет для зимнего газа 85…95%, для летнего – 45…55%. На Украине данный показатель не нормируется.

Для использования в качестве моторного топлива принципиального значения соотношение пропана и бутана не имеет, ведь жидкий газ в любом случае проходит через редуктор-испаритель, обогреваемый охлаждающей жидкостью, разве что летом излишек пропана приведет к повышенному давлению в баллоне. В отопителе нет испарителя, и газ поступает в горелку за счет естественного испарения в баллоне, поэтому при работе подобного отопителя при температуре ниже нуля (а именно при таких температурах он в основном и работает) в баллоне будет накапливаться бутан, который постепенно заполнит весь его объем, и тогда «по совершенно непонятной причине» отопитель перестанет работать. Причем это произойдет даже при использовании «зимнего» газа, хотя и не так быстро. После этого непонятную жидкость из баллона (бутан) придется попросту вылить, ведь греть баллон открытым огнем небезопасно, а кипятка для этого не напасешься. Именно по этой причине газовые «автономки» совершенно не пользуются у нас спросом.

Каждый год на европейских газовых заправках меняют штуцера, чтобы стимулировать владельцев газового оборудования регулярно проходить очередное освидетельствование, поэтому владельцу газового отопителя нужно еще возить с собой сумку штуцеров или переходников. Несладко придется владельцу газового отопителя и в случае, если газ у него закончится где-то в очереди на таможне: за газом с ведром не сбегаешь, да и снять баллон не так-то просто – он устанавливается на раме на отдельном креплении. В этой связи говорить не то что о преимуществах, но даже о какой-то конкурентоспособности газовых отопителей не приходится. Теоретически газовый отопитель самый лучший, но ряд практических недостатков сводит все эти преимущества на нет, ведь чем ниже температура, тем меньше от него толку.

Новый или недорогой?

Экономию каждый понимает по-своему. Владельцы грузовиков стараются любой ценой сэкономить, в том числе и на приобретении отопителя, покупая вместо нового подержанный. Сейчас кабинный отопитель на 2,2 кВт стоит с учетом установки и в зависимости от комплектации около тысячи евро (примерно на 100…150 евро больше, чем в 2007 г.). Еще четыре года назад стоимость кабинного отопителя б/у составляла 100…200 USD, в 2007 г. она доходила до 500…600 USD, а сейчас…

Подержанный отопитель продают обычно, когда он уже выработал ресурс или близок к этому. Запчасти к отопителям достаточно дорогие. А теперь представим, что может произойти при покупке отопителя б/у.

Например, ресурс вентилятора, обдувающего камеру сгорания (ключевого элемента отопителя), составляет 3000 ч, это соответствует максимум пяти-шести годам работы при средней интенсивности эксплуатации, а одним из основных источников подержанных отопителей является разборка грузовиков, куда они за границей обычно попадают после 5…10 лет эксплуатации. Значит, бо’льшая часть ресурса вентилятора уже выработана. То же самое можно сказать о топливном насосе, который должен подавать горючее в точно дозируемом количестве, которое для кабинного отопителя составляет около 4 мл за 90 с работы. Как только соотношение топливо–воздух меняется, сгорание начинает происходить либо не полностью, отчего отопитель коксуется, либо он перестает развивать необходимую мощность.

Выкладывая за б/у отопитель 600 USD, надо понимать, что еще не меньше 100…200 USD придется затратить на его установку, даже если эти работы будут выполняться своими силами. И за эти деньги владелец грузовика получает «бэушный» прибор старого типа с изношенными деталями, а потому в ближайшие год-два его наверняка ожидает замена вентилятора (240 евро), топливного насоса (100 евро), а может, и блока управления, и котла (260 евро). (Кстати, в случае ремонта отопителя «умельцами», его котел может коксоваться дважды за сезон.)

Если сложить стоимость всех замененных деталей, то за два-три года автовладельцу придется выложить за подержанный отопитель в общей сложности стоимость нового. Но агрегат при этом все равно останется старым…

Новый отопитель, приобретенный фактически за те же деньги, будет новой моделью с бо’льшим ресурсом, который теперь возрос с 3 до 5 тыс. ч.

Конечно, вышедший из строя вентилятор или топливный насос вместо замены можно попытаться починить. В вентиляторе, например, прежде всего потребуется замена щеток. Для этого необходимо снять крыльчатку, которая запрессована и отбалансирована. Но после ремонта посадить крыльчатку на то же самое место обычно не удается, отбалансировать тем более, а потому нарушаются зазоры и возникает биение. Соответственно уменьшается подача воздуха. Даже если его будет подаваться всего на 10% меньше, процесс горения нарушится и отопитель начнет закоксовываться. При этом его котел будет перегреваться, но греть станет хуже. Обычно за этим следует вмешательство «умельцев», увеличивающих подачу топлива, что приводит к быстрому прогоранию или деформации котла. Ну а если «кулибины» к тому же отключат автоматику, защищающую котел от перегрева, пожар гарантирован, ведь при неработающем вентиляторе температура в котле растет очень быстро…

Реставрация вентилятора стоит более 3000 руб., при этом хороший специалист прежде всего меняет щетки, устанавливая новые из мягкого графита. С одной стороны, они не продирают коллектор, а с другой – быстро изнашиваются, и потому годовая гарантия, которую дает мастер, рассчитана как раз на срок службы таких щеток. Уже через год водитель, довольный тем, что вентилятор успешно проработал обещанный год, снова приезжает к этому же мастеру и снова меняет щетки. Любому «умельцу» всегда выгоднее ремонтировать старое, чем устанавливать новое. Ведь это не только объем работ, но и клиент, который вскоре снова обратится из-за того, что ему здесь дали гарантию. И все же нормальный ремонт должен заключаться не в сиюминутной выгоде, а в том, чтобы после ремонта отопителя надолго забыть о проблемах.

Любая работа, в том числе и ремонт, и замена, стоит денег. Но в случае восстановления детали или использования б/у следующий ремонт потребуется гораздо быстрее, а машина будет простаивать и во время первого ремонта, и во время второго, и во время следующих ремонтов. Потери от простоев тоже надо учитывать. К тому же чем старше отопитель, тем выше вероятность выхода из строя любой его детали, и поэтому подобный ремонт его надежность в целом не увеличивает. Никто не застрахован от того, что после ремонта, например, вентилятора через 15 минут не закончится ресурс топливного насоса, или наоборот. Впрочем, отремонтированный таким образом отопитель обычно подводит не сразу, а в самый неподходящий момент – в сильный мороз или во время ответственного рейса.

Тем не менее отопитель б/у рано или поздно все равно окончательно выйдет из строя, и его придется менять на новый. Или опять на старый. Если, конечно, не пропадет желание повторить эпопею с ремонтом. Кстати, в Польше работает целая индустрия по восстановлению деталей отопителей, где это выполняют якобы на промышленном уровне. На самом деле это далеко не так. Например, если плунжерная пара топливного насоса имеет износ, ее замена будет стоить столько же, сколько стоит новый насос, поэтому насосы там в лучшем случае «калибруют», а то и просто протирают от грязи. И ожидать чего-то хорошего от отреставрированных таким способом деталей не приходится.

Без ремонта отопителя в любом случае не обойтись, но сделать это можно по-разному. Выгоднее всего установить оригинальную деталь, обратившись в специализированный сервис.

Выбор сервиса

Многие автовладецы убеждены, что специализированный сервис обходится слишком дорого и обращаться туда невыгодно, ведь новые детали стоят намного дороже реставрированных. Например, за тот же вентилятор придется выложить около восьми тысяч рублей. Но кто даст гарантию, что вскоре после замены вентилятора не выйдет из строя топливный насос? Оказывается, на профессиональном сервисе могут определить и это, но только с помощью специального диагностического оборудования. На нем можно, в частности, протестировать блок управления и узнать, сколько часов проработал данный отопитель и сколько времени ему еще отведено. Соответственно можно установить остаточный ресурс тех или иных деталей и заменить их, не дожидаясь отказа. А тот же вентилятор можно протестировать как на остаточный ресурс, так и на нормальную работоспособность.

При ремонте отопителя не менее важно соблюсти и технологию ремонта, например, установив соответствующие прокладки, если в нем используются одноразовые, и обеспечить длительную работу данного устройства после его ремонта. Отопитель несмотря на кажущуюся простоту достаточно сложное устройство, и замена даже такой простой детали, как сеточка, требует определенных знаний и навыков. Водитель, взявшись за это сам, может усугубить ситуацию. Поэтому и ремонт, и обслуживание отопителя надо проводить только там, где имеется высокий технический уровень оборудования и где не пользуются б/у или отреставрированными запчастями.

Точно так же экономически гораздо выгоднее установить в квалифицированном сервисном центре новый отопитель с гарантией, чем покупать и устанавливать «в гаражах» старье. Естественно, речь идет либо о первичной установке кабинных отопителей («фенов») на грузовики, где изначально их не было, либо о замене отопителя, выработавшего ресурс. В последнем случае стоимость работ по его реставрации может приближаться к стоимости нового отопителя. И если в отопителе одновременно вышли из строя дорогостоящие ключевые элементы (вентилятор, блок управления, и котел), его во всех отношениях выгоднее заменить на новый, а не ремонтировать, особенно если отопителю больше шести лет. Кстати, по немецким законам, котел отопителя должен проходить омологацию каждые 10 лет, в ином случае эксплуатировать его нельзя. Если отопителю больше семи лет, его ремонт экономически не оправдан.

Отличить квалифицированный сервисный центр несложно. В нем прежде всего должны иметься сертификаты от соответствующих производителей, подтверждающие, что персонал прошел обучение и имеет право ремонтировать отопители той или иной марки, а также необходимое диагностическое оборудование с соответствующим программным обеспечением. И конечно, в таком сервисном центре используют только оригинальные новые детали, а не предлагают отреставрировать те или иные элементы. И могут доходчиво объяснить, почему этого не будут делать, хотя сервисному центру подобный ремонт теоретически более выгоден – при подобных ремонтах за три года человек выплачивает стоимость нового отопителя, продолжая оставаться постоянным клиентом данного сервиса. И, конечно, профессиональный сервис должен иметь большой склад запчастей с необходимыми деталями на основные модели отопителей для всех автомобилей.