Выбор асфальтоукладчика

Леонид Малютин
В выборе асфальтоукладчика, как и любого другого инструмента, все зависит от конкретных потребностей – что и как мы будем строить. И наиболее важны такие факторы, как ширина укладки и транспортные габариты и возможности.
 
Гусеничный укладчик Volvo ABG7820 работает с раздвижными и механическими плитами с базовой шириной 2,5 и 3 м
Гусеничный укладчик Bomag BF 800 C S500 с гидравлической раздвижной плитой с электроподогревом. Ширина укладки – 2,55–5 м, с уширителями – до 9 м
Гусеничный укладчик Dynapac SD2550C. Ширина укладки – до 12 м
Гусеничный укладчик Dynapac с жесткой механической плитой
Технологический комплекс «Компактасфальт» СМ2500
Укладка двух слоев асфальтобетона с помощью комплекса «Компактасфальт» СМ3000. На переднем плане мобильный перегружатель MF300
Колесный укладчик Vоgele SUPER 1303-2. Максимальная ширина укладки – 4,5 м
Гусеничный укладчик Vоgele SUPER 2100-2. Максимальная ширина укладки – 13 м

Колесный или гусеничный

Выбор базовой ширины раздвижной или механической плиты и колесного или гусеничного укладчика зависит от ширины укладываемой за один проход полосы, масштабов и характера строительства и от того, где будут проводиться работы. Городские условия, где укладчик используется преимущественно для ремонта покрытия узкими полосами, а рабочие участки сравнительно невелики и разбросаны, требуют большей мобильности и предпочтение отдается колесному укладчику и раздвижной плите с базовой шириной 2,5 м, что позволяет укладчику самостоятельно и сравнительно быстро перемещаться между объектами без демонтажа плиты. Колесные укладчики обеспечивают требуемую тягу и ровность покрытия при укладке поверх старого или по отфрезерованному основанию. На новом щебеночном основании лучше работают гусеничные укладчики, так как колесные проявляют склонность к пробуксовке.

При работе по неровному основанию с выбоинами колесный укладчик, толкающий перед собой самосвал, может даже застрять, кроме того, сложно соблюсти ровность, так как колеса копируют профиль основания. В таких условиях предпочтительнее будет гусеничная машина.

Гусеничные укладчики значительно выигрывают у колесных в тяге и устойчивости и способны укладывать полосу шириной до 14 м, тогда как для колесных машин предел – 9 м. Для крупных проектов – магистралей, взлетно-посадочных полос, где условия позволяют спокойно работать на всю ширину покрытия, выбор гусеничного укладчика с широкой раздвижной или механической плитой однозначен. При укладке основания из тощего бетона используют гусеничные укладчики с жесткой механической плитой. При выборе укладчика и плиты также ориентируются на производительность завода и заводов, готовящих смесь.

Электричество или газ

Электрический подогрев плиты вытесняет газовый, и это закономерно. Преимуществ у газового обогрева, кроме чуть меньшей начальной цены асфальтоукладчика, никаких. Для газового подогрева используют более дешевые компоненты, и подогрев работает независимо от двигателя, что дает условное увеличение ресурса двигателя. При этом, покупая укладчик с газовым подогревом, строитель приобретает комплекс проблем – баллоны с газом нужно вовремя доставить, газ должен быть надлежащего качества, для работы с газом нужен обученный персонал, при транспортировке укладчика баллоны необходимо демонтировать. Хотя организации, эксплуатирующие много таких укладчиков, могут возразить, что они давно создали инфраструктуру и решили проблемы с логистикой, персоналом и прочими вопросами.

Электроподогрев – путь, по которому движется цивилизация. Достоинство электроподогрева в первую очередь это отсутствие недостатков газового. Для асфальтоукладчика не нужны два вида топлива, только дизельное. Укладчик с газом – пожароопасное устройство, в этом отношении электроподогрев значительно безопаснее.

Система электроподогрева запитана от генератора, который приводится двигателем укладчика. Поэтому на укладчики с электроподогревом ставят двигатели более мощные, чем на аналогичные машины с газовым подогревом. Разница в мощности незначительная, так как с полной нагрузкой электроподогрев работает перед началом работ. При работе нагрузка снижается – температура плиты поддерживается горячей смесью. В современных плитах нагревательные элементы распределены по поверхности виброплиты и могут включаться независимо друг от друга в зависимости от температуры смеси под плитой. В трамбующий брус и прессующие планки также встроены нагревательные элементы, предотвращающие налипание асфальта. В холодную погоду электроподогрев работает более интенсивно, при этом он эффективнее газового.

Гидравлика или механика

Основу продаж составляют плиты с гидравлическим раздвижением и базовой шириной 2,5 и 3 м, которые позволяют варьировать рабочую ширину до 5 и до 6 м.

При укладке покрытия на городских улицах необходимо часто и плавно менять рабочую ширину, захватывая остановки общественного транспорта, примыкания, уширения полосы. В такой ситуации гидравлическая раздвижная плита незаменима. При выборе раздвижной плиты нужно обращать внимание на совместимость плит и укладчиков – не все «младшие» модели укладчиков работают с 3-метровыми плитами – и внимательно подходить к базовой ширине плиты, чтобы вписаться в транспортный габарит.

Механические плиты с базовой шириной 3 м предназначены для больших проектов. Жесткая конструкция позволяет работать со значительной шириной укладки до 14 м и даже больше. Навешивая механические уширители, можно ступенчато менять рабочую ширину. Предусмотрены концевые гидравлические раздвижные секции, которые раздвигаются на 1 м и позволяют варьировать рабочую ширину в пределах 2 м.

Высокое уплотнение

Помимо стандартных плит с трамбующим брусом и виброплитой ведущие европейские производители асфальтоукладчиков – Vоgele, Dynapac, Volvo, Bomag – предлагают плиты высокого уплотнения со вторым трамбующим брусом или одной-двумя прессующими планками. Виброплита и трамбующий брус получают колебания от механических эксцентриков, прессущие планки – от гидравлического генератора импульсов. По выполнении рабочего хода планку в исходное положение возвращает пружина. Частота колебаний плиты, бруса и планок регулируется. При задействовании планок получают высокую степень уплотнения покрытия – до 95–98%, что позволяет сократить последующее количество проходов катка, а тонкая регулировка давления прессующих планок позволяет применять технологию высокого уплотнения даже при укладке замыкающего слоя. Вытеснению материала в стороны препятствуют дополнительно устанавливаемые формирователи кромки.

Достоинство плит высокого уплотнения в том, что за укладчиком с такой плитой можно сразу пускать легкие катки. При этом требуется меньше катков, меньше проходов – экономия времени, топлива и персонала. Не секрет, что желающих работать на виброкатке мало.

Плиты высокого уплотнения используют на крупных объектах с тяжелыми укладчиками, таких как, например, технологический комплекс «Компактасфальт».

Компактасфальт

Традиционная технология предусматривает укладку асфальтобетонного покрытия раздельно в два слоя. Для связки на основание разливают битумную эмульсию. Компания Dynapac, ныне принадлежащая Atlas Copco, выпускает технологический комплекс «Компактасфальт», который укладывает два слоя – выравнивающий и замыкающий за один проход. За счет того, что укладка замыкающего слоя ведется сразу же по горячему выравнивающему, не нужна битумная эмульсия, достигается высокий уровень сцепления слоев друг с другом, что положительно сказывается на качестве покрытия и сроке его службы. При этом толщину дорогостоящего замыкающего слоя можно уменьшить с 4 до 2 см без опасений его отслаивания и потери прочности.

Один из комплексов – СМ3000 – с 2006 г. работает в Санкт-Петербурге и области. С его помощью проводили ремонт покрытия на Санкт-Петербургском, Московском, Колпинском и других шоссе и федеральных трассах.

Модернизированный комплекс СМ2500 представляет собой стандартный асфальтоукладчик DF145CS с установленным на него модулем. В состав модуля входят передний бункер для выравнивающего слоя вместимостью 31 т, верхний бункер для замыкающего слоя вместимостью 17 т, задняя выглаживающая плита, двигатель Deutz мощностью 116 кВт, гидравлическая и электрическая системы, пост управления.

Переоборудование подготовленного укладчика в «Компактасфальте» занимает 4 часа. Подготовка подразумевает установку усиленных гусениц, комплектацию демонтируемой панелью оператора, перенос блока управления подогревом плиты, перенос дисплея. При переоборудовании с укладчика снимают створки бункера, выхлопную трубу и крышу, монтируют передний бункер, затем укладчик заезжает под модуль, и на него монтируют верхний модуль со второй плитой.

Укладка нижнего слоя ведется с помощью раздвижной плиты высокого уплотнения VB805TV Plus-E с электроподогревом, верхнего – плитой VB5100TV-E. Ширина укладки – от 2,5 до 7,5 м. Комплекс укладывает одновременно нижний слой толщиной 6–10 см и замыкающий слой толщиной 2 см. Коэффициент уплотнения после укладки до прохода легкого катка нижнего слоя – 0,92, верхнего слоя – 0,84.

«Компактасфальт» представляет собой технологический комплекс, в который входят вспомогательные машины – мобильный перегружатель MF300C и легкие катки СС142 массой 3,9 т. Перегружатель заполняет передний и верхний бункеры смесью, функция катка СС142 – в выравнивании плотности нижнего и верхнего слоев перед окончательным уплотнением тяжелыми виброкатками. Постепенное статическое уплотнение обеспечивает объединение выравнивающего и замыкающего слоев за счет взаимопроникновения материалов.

Работа технологического комплекса требует хорошей организации логистики. Для выравнивающего и замыкающего слоев используются смеси разного состава и в разном количестве, поэтому важно синхронизировать их подвоз и правильную перегрузку.

* * *

Таким образом, при выборе укладчика ориентируются на ширину укладки, требования к мобильности укладчика, состояние основания. Современные модельные ряды укладчиков предлагают широкий выбор моделей укладчиков, выглаживающих плит, системы подогрева, системы нивелирования. Крупных подрядчиков, возможно, заинтересует прогрессивная технология комплекса «Компактасфальт», тем более, что опыт ее применения в России уже есть.

компании по теме статьи
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin
компании по теме статьи