Угон большегрузов: от статистики до курьезов

Ольга Москалёва

Грузовые автомобили угоняют реже легковых, но их утрата гораздо сильнее бьет по карману пострадавшего. Чаще всего угоняют грузовики КамАЗ, обычно самосвалы. Следующей в рейтинге популярности угонщиков идет строительная техника – краны, бетономешалки, бетононасосы. Далее следуют грузовики Volvo, Scania, MAN.

Ущерб от кражи большегрузной или строительной техники уже сопоставим с потерями от угона дорогих иномарок, разница в том, что элитные машины бдительно охраняют, а стройплощадки в лучшем случае лишь под присмотром пенсионеров. Это сезонный вид криминального бизнеса. Средняя стоимость грузового автомобиля – 1,2…1,4 млн. руб., бетономешалки – 3…4 млн. руб., трактора, если он импортный и почти новый, – до 1,5 млн. руб., катка – 6,5 млн., экскаватора – 9 млн. руб., бульдозера, асфальтоукладчика или автокрана (а это самый популярный вид угоняемой тяжелой техники) – до 12 млн. руб.

Годовой ущерб от угона тяжелой техники превысил миллиард рублей, что соответствует бюджету подмосковного города. В лидерах по этому криминальному бизнесу числятся Москва и область, но только незначительная часть краденой спецтехники оседает на соседних строительных площадках, а всплывает краденый транспорт не только по всей России (обычно на Севере), но даже на Украине, в Грузии, Белоруссии, Казахстане, в последнее время – на Северном Кавказе, а это Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария. И еще Сочи, там ведь строительный бум и спрос большой.

Потребность в стройтехнике всегда есть, но чтобы купить, например, новый автокран «Ивановец», придется выстоять очередь в несколько месяцев. За более приемлемые сроки возьмут переплату до 30%. Можно, конечно, взять кран в аренду, но это нерентабельно при долгосрочном строительстве, так как стоимость аренды может превысить цену самой машины. Так возникает спрос, а предложение обеспечивают расторопные угонщики.

Систематическими угонами занимаются настоящие профессионалы, ведь угон большегруза очень сложное дело. Необходимо выследить объект угона (чаще заказной, вплоть до цвета), вычислить удобное время (в основном ночью). Обычно заранее знают, какая установлена сигнализация и как ее обезвредить – глушить генератором помех или сразу выводить из строя блок (при системе спутникового позиционирования). Затем надо провести машину через милицейские посты и доставить в «отстойник», где ее максимально видоизменяют – перебивают номера, перекрашивают, меняют надстройку и проч. Российская техника не доставляет в этом особых проблем – чаще всего номера просто привинчены на табличках, которые продаются в магазине запчастей. Последний этап в угоне, но не последний по сложности, – это изготовление новых документов. Качество подделок такое, что зачастую даже опытные эксперты не могут отличить фальшивку от оригинала.

Модели Статистика
угонов по Москве
за 2008 г.
Статистика
угонов по Москве
за январь–март 2009 г.
Статистика
угонов по Москве и МО
с 20.01 по 02.11.2009
Спецтехника
64
13
166
КамАЗ
122
39
115
ЗИЛ
36
8
25
МАЗ
32
9
11
По данным газеты «МК Мобиль».

Владельцам тяжелой техники остается лишь надеяться, что в случае угона преступников задержат по горячим следам, как недавно в Красногорском районе Подмосковья, где ночью преступники угнали сразу три бетоносмесителя. Одну машину попытался остановить наряд ДПС, но угонщики не остановились. По рации ориентировку передали на ближайший пост ДПС. Когда не остановились еще две бетономешалки, организовали погоню. Видя, что уйти не удастся, преступники сбежали в лес. Все три машины возвращены владельцу, а угонщиков так и не нашли.

Иногда угоны выглядят просто курьезно. Сотрудники кемеровской ГИБДД вышли на след угонщиков грузовика по… конфетным фантикам, причем отыскали автомобиль и похитителей еще до того, как его владелец обнаружил пропажу. ЗИЛ угнали двое задержавшихся в городе молодых людей, не пожелавших добираться ночью домой пешком. Машина «просилась», чтобы ее угнали – двери были не заперты. По дороге грузовик сломался и загорелся. Раздосадованные горе-угонщики залезли в будку и нашли алкогольные коктейли, сигареты и конфеты. Прихватив всего понемногу, подельники убрались восвояси. Когда сотрудники ГИБДД обнаружили пылающий автомобиль, найти злоумышленников оказалось не сложно – дорога от места происшествия в направлении места жительства была усыпана конфетными фантиками. Это уже третий автомобиль, угнанный у одного и того же предпринимателя, так и не объяснившего, кстати, почему грузовик оказался открытым.

Угоняют грузовики даже среди бела дня. Около 17.30 от торгового центра «Призма» в Ново-Девяткино был похищен КамАЗ-65115, его стоимость составляет 1,1 млн. руб.

Два китайских самосвала Shaanxi были угнаны между 13 и 14 часами от жилого дома в Невском районе.

В районе набережной Обводного канала малознакомый под предлогом оказания помощи в продаже автомашины Scania забрал грузовик, и до настоящего времени его местонахождение неизвестно.

Часто целью угона является груз, а не транспортное средство. Так, угнаны два грузовика с мороженой рыбой: автомобили КамАЗ и DAF загрузили на складе в Пушкино, затем они должны были проследовать в Самару. В назначенный пункт грузовики с рыбой не прибыли. Стоимость груза составляет 3 млн. руб.

В Купчино угнана автомашина Volvo с прицепом, в котором было 25 т мороженого мяса. Грузовик при неустановленных обстоятельствах покинул охраняемую зону на Софийской улице, размер ущерба оценен в 1,5 млн. руб.

В последнее время участились случаи угонов специальной техники. «Очередной» трактор марки Volvo «уехал» от хозяина, а угнали его вооруженные неизвестные лица. Ущерб оценен в 2,2 млн. руб.

Угон по-крупному: удалось задержать и осудить первых угонщиков спецтехники. Бандиты специализировались на КамАЗах, бетоносмесителях и подъемных кранах. Банда уроженцев Северного Кавказа и Грузии состояла из 13 человек и с 2004 г. успела совершить 12 грабежей и разбойных нападений на территории Московской, Владимирской и Тверской областей. Из украденной за это время спецтехники можно составить целый автопарк мощной строительной фирмы. Сценарий, по которому действовали преступники, был отработан до мелочей. Бандитам поступал заказ на строительную и грузовую технику, которую находили на строительном рынке. Они договаривались с владельцем большегруза об аренде авто, не скупясь на предоплату, а когда грузовик приезжал в условленное место, водителя связывали, угрожая оружием, и отвозили в укромное место в подмосковном лесу. Пока члены банды перебивали номера, готовили липовые документы и перегоняли технику заказчику, водителя удерживали, затем отвозили подальше и отпускали.

Только в 2009 г. компании не отчитались по 775 568 полисам
Название компании Дата отзыва лицензии
(приказ ФССН)
Число полисов, по которым
не отчиталась компания
«Генеральный страховой альянс»
30.01.09
179 563
СО «АСТО Гарантия»
30.01.09
-
СК «Дженерал Резерв»
20.02.09
87 547
«Русско-Балтийское страховое общество»
05.09.09
64 689
«Страховая группа «Корона»
16.04.09
86 519
«Русская страховая компания»
16.04.09
97 977
Страховая фирма «АСОПО»
16.04.09
20700
СК «Гранит»
16.04.09
57 644
СО «Метрополис»
30.04.09
57 714
СК «Уралрос»
28.05.09
50 699
ЗАСО «Конда»
10.06.09
4235
СО «Поддержка-Гарант»
07.07.09
14 797
СК «Финист-МК»
07.07.09
29 651
СО «РАСО»
03.09.09
23 833
СО «ЛК-Сити»
02.10.09
-
СК «СВОД»
02.10.09
-
Итого  
775 568
Источник: данные ОСАО «РЕСО-Гарантия».

* * *

Достаточно надежным, хотя и несколько накладным способом сохранить собственность в таких ситуациях все же будет страхование от угона. По данным страховщиков, самые большие выплаты были по Volvo FM Truck (5 млн. руб.) и КамАЗ-6520 (2,7 млн. руб.). Впрочем, и здесь можно попасть на мошенников и приобрести фальшивую страховку. Бланк такой страховки будет настоящий, но печать скорее всего окажется поддельной. Изготавливают полисы на бесхозных бланках, выданных компаниям, которые потом потеряли лицензию или обанкротились, а неиспользованные бланки в Российский союз автостраховщиков не сдали – это более 2 млн. бланков, из которых 775 568 – 2009 года. Лучше воздержаться от покупки полисов, на которых стоит печать обанкротившейся в этом году компании или компании с отозванной лицензией (см. таблицу) – даже если печать подлинная, договор будет заключен после даты прекращения официальной деятельности страховщика, а значит, о полной компенсации можно будет забыть.


Вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский внес на рассмотрение нижней палаты законопроект, предусматривающий ужесточение наказания за угон автомобилей. Лидер ЛДПР предложил внести изменения в Уголовный Кодекс РФ к статье «Угон (захват) автомобиля или иного транспортного средства с целью хищения». За данное преступление, считает Жириновский, надо наказывать преступников штрафом в размере 500 тыс. или 1 млн. руб., а также предусмотреть наказание в виде лишения свободы на срок до 6…10 лет. «Только применяя самые жестокие меры, можно остановить лавинообразный угон транспортных средств».