«...Мне сверху видно всё, ты так и знай!»

Башенные краны в современной российской строительной отрасли

Николай Протасов
Башенный кран, предназначенный для строительно-монтажных работ, невозможно перепутать с другим видом оборудования даже на расстоянии. На фоне любой высотной стройки выделяются стрелы, закрепленные в верхней части поднимающейся строго вертикально башни.
 
Изобретатель башенного крана Юлиус Вольф(1834–1910)
Городские башенные краны с традиционными опорными растяжками стрелы и шпиля, или, как их называют, краны с оголовком, – это самое надежное решение, какое могут предложить современные технологии. Башенный кран Liebherr 132 EC-H8
Приставной башенный кран Yongmao D800 растет вместе со зданием
Potain на проекте «Москва-Сити» (Башня «Эволюция»): кран Potain MD265 (г/п 12 т, высота 280 м)
Potain на проекте «Вантовый мост» между о. Русский и Владивостоком: кран Potain MDT 368 (г/п 16 т, высота 328,7 м) и кран Potain MD 1100 (г/п 50 т; высота 335 м)
Башенный кран на гусеничном ходу Liebherr 32TTR
Экстремальный монтаж SAEZ на вершине Монблан: горнолыжная станция Pointe Helbronner
SAEZ TLS 65-8 т готов к телескопированию. Монтаж в Новороссийске в декабре 2013 г.
Башенный кран с оголовком Sаеz 52-4t продолжает свое движение к небу
Гусеничный кран Zoomlion Heavy Industry. Китайская компания работает по технологиям компании Liebherr
Raimondi MRT213 максимальной г/п от 10 000 до 12 000 кг, с гуськом длиной до 70 м. На снимке: кран, работающий в России
 
Башенный кран Potain MD560B
 
Для сборки башенного крана Jaso достаточно двух монтажников и еще один кран
Raimondi LR165

Особые технические приметы

Прообраз современного башенного крана впервые был представлен общественности в 1913 г. на промышленной выставке в Лейпциге. Репортеры тогда назвали модель изобретателя Юлиуса Вольфа «гигантом из Хейлборна».

Действительно, башенные краны и сегодня относятся к одному из самых крупных видов строительной техники: высота, на которой они способны перемещать грузы, значительно превышает 100 м. Есть ряд современных строительных технологий, в которых башенные краны вообще невозможно заменить другими машинами. Например, приставные башенные краны. Такой кран монтируется в непосредственной близости от строящегося сооружения в самом начале строительства, жестко соединяется со строящимся объектом, а затем увеличивает свою высоту по мере роста постройки. В результате подъем крюка может составлять несколько сотен метров.

Использование высококачественной специальной стали в конструкциях кранов, а также разработка самих конструкций с использованием современных компьютерных методов позволяют создавать чрезвычайно надежные модели с наибольшим по сравнению с другими типами кранов полезным вылетом стрелы, имеющие возможность в то же время поднимать грузы значительной массы. Причем располагаться башенный кран, несмотря на значительные габариты, может в непосредственной близости от строящегося объекта.

Строительные краны имеют, как правило, собственный привод, в основном в этом качестве выступает механизм, объединяющий несколько электродвигателей. На российском рынке представлены башенные краны самых разных типов, используются они в зависимости от строительных потребностей и имеющихся специальных функций, которыми оснащаются модели отдельных производителей.

«Иностранцы» хозяйничают на наших стройках?

Увеличение объемов производства в строительной области в последние годы сказывается и на ситуации рынка башенных кранов. Доля импортных машин на нашем рынке составляет не менее 80%, причем, приобретая импортный кран, покупатель в 2/3 всех случаев отдает предпочтение продукту, выпущенному известным производителем, но уже имеющему многолетний опыт эксплуатации за рубежом, поскольку цена таких машин в среднем составляет около 1/3 от цены нового аналогичного крана.

Одна из крупнейших в мире компаний – Manitowoc Cranes выпускает помимо мобильных (GROVE) и гусеничных (MANITOWOC) кранов более полусотни моделей башенных кранов Potain. Компания располагает производственными мощностями кроме родной Франции в Италии, Португалии и Китае. Основная продукция компании разделена на две серии. Это гидравлические самомонтирующиеся башенные краны, обозначаемые серией Igo, особенно удобные при работе в ограниченном пространстве, и серия фундаментных высотных башенных кранов MD – крановые установки, специально разработанные для эксплуатации в условиях пересекающихся рабочих зон. Они оснащаются системой координатной защиты, а система управления рабочими движениями машин этой серии позволяет действовать ювелирно точно и аккуратно. Также компания Manitowoc Cranes выпускает краны Potain специального назначения, например башенные краны с маховой стрелой. Грузоподъемность кранов Potain находится в диапазоне от 6 до 12 т. Свободностоящие краны могут достигать высоты 75 м, а при использовании приставной конструкции высота может превысить 200 м, при этом вылет стрелы предлагается до 60 м.

К популярным брендам, присутствующим на нашем рынке и работающим в области производства башенных кранов, относится марка Liebherr. Такая известность не случайна – кроме дочерней компании концерна Liebherr в Москве – компании «Либхерр-Русланд» – на территории РФ открыто более 20 офисов, осуществляющих и продажу техники Liebherr, и ее сервисное обслуживание, и обеспечение запчастями.

Программа башенных кранов Liebherr включает в себя краны всех систем и классов мощности и предлагает соответствующую технику для выполнения любой задачи в области высотного строительства. Особую популярность в последние годы на российском рынке наряду с традиционными кранами и кранами с маховой стрелой приобрели краны без оголовка. Серийный ряд кранов Liebherr без оголовка состоит из 10 типов башенных кранов мощностью от 30 до 250 тм. Причем краны мощностью от 90 до 130 тм по желанию заказчика могут поставляться в исполнении FR.tronic, а краны мощностью свыше 140 тм поставляются исключительно в исполнении Litronic. В прайс-листе компании представлены башенные краны 11 серий! Как говорится, выбрать можно на любой вкус.

Мобильные башенные краны объединяют в себе возможность легкого перемещения классического самоходного крана с функциональными достоинствами мощного 8-тонного башенного крана. Концепция крана-такси позволяет использовать его в течение дня на разных строительных площадках. Транспортировка крана осуществляется с полным комплектом балласта и монтируется одним оператором за 20–30 минут нажатием кнопок.

    Адаптивность в строительстве:
  • грузоподъемность 8 т;
  • подьем стрелы на угол до 450°;
  • длина стрелы до 52 м;
  • телескопируемая башня, высота под крюком до 68 м;
  • лифт-кабина с остеклением, с возможностью фиксации на любой высоте;
  • пульт ДУ с дисплеем;
  • монтаж крана в любом положении – 360°;
  • низкий уровень шума;
  • освещение строительной площадки;
  • видеокамера на каретке (опция).

Испанская компания GRUAS SAEZ, успешно работающая уже более 40 лет на европейском рынке, предлагает богатый выбор подъемных кранов: верхнеповоротные модели башенных кранов г/п до 16 т, с оголовком и FLAT TOP, а также самомонтирущиеся краны до 4 т. Все механизмы кранов являются универсальными и обладают высоким качеством европейских производителей, таких как Leroy Somer, Telemecanique и т. д. Соединение башенных секций подъемных кранов SAEZ осуществляется посредством болтового крепления, где болты выполнены из высокопрочной легированной стали. Башенные секции имеют квадратное сечение.

Все модели кранов SAEZ имеют сертификат качества TU..V. SAEZ славится своими мощными свободностоящими кранами. Благодаря ракетной башне краны SAEZ достигают высоты до 86–110 м без необходимости пристежек. Для более отдаленных от центра регионов Saez предлагает привычные для русского клиента телескопированные композиции башенных кранов. SAEZ – это отличное качество при конкурентоспособных ценах как на новые краны, так и на технику б/у.

На сегодняшний день GRUAS SAEZ S.L. присутствует более чем в 30 странах по всему миру, с собственными филиалами и официальными дистрибьюторами в 15 странах. SAEZ успешно осваивает и российский рынок. В настоящее время создана сеть дилерских центров в Южном (головной офис в Новороссийске), Северо-Западном (головной офис в Санкт-Петербурге), Центральном (головной офис в Белгороде) федеральных округах, а также в Калининградской области. Одним из дилеров компании SAEZ в России является белгородская компания ООО «БСА-КРАНЫ САЕЗ». В приоритетных планах SAEZ – обозначить индивидуальную дилерскую сеть в Москве и Московской области, а также в Зауралье. Однако вопрос выбора дилера по этой зоне в настоящий момент остается открытым.

Одно из интересных предложений, с которым SAEZ пришла в Россию, – это краны повторного использования. Краны перед поставкой клиенту проходят детальное обслуживание, включающее замену всех изношенных тросов и моторов, а также замену масла в редукторах на подходящее по климату для региона поставки. Все металлоконструкции заново окрашиваются, по желанию на них может быть нанесена корпоративная символика фирмы-покупателя. Таким образом, фактически клиент получает кран, новый на 65–70%. Учитывая местные погодные условия, для России был подготовлен особый «зимний пакет», включающий дополнительный подогрев кабины и двигателя крана.

Большой ассортимент башенных кранов Terex-Comedil предлагает потребителю компания Terex Cranes. Специалисты компании делят весь производимый ассортимент на 4 линейки, в которых объединено более 70 моделей. Башенные краны с плоским верхом, собранные в серию CTT, разрабатывались для работы на ограниченном пространстве с грузами от 2 до 40 т. Строителями США и Европы сегодня активно используются краны новейшей серии СТТ Flat top. Их применяют для небольших по объему строительных работ и в то же время используют для возведения целых кварталов высотных зданий. Максимальный вылет стрелы, заложенный в конструкциях СТТ, – от 41 до 85 м, а высота башни может составлять от 18 до 106 м. Если имеется возможность крепления к зданию, то высота крана серии CTT может достигать 285 м!

Верхнеповоротные краны компании, а таких четыре модели, комплектуются стрелами с вылетом 70 и 80 м, они обеспечивают г/п от 16 до 32 т и г/п на максимальном вылете от 3,1 до 4,1 т. Многочисленная группа кранов с маховой стрелой серии CTL комплектуется стрелами длиной от 24 до 65 м. Благодаря большому выбору, а в серии 17 моделей, можно подобрать кран с параметрами, которые идеально подойдут для любой городской стройки на самых ограниченных для маневров площадках. Двенадцать моделей быстромонтируемых кранов Terex CBR также получили положительную оценку у европейских строителей. Использование легких кранов с вылетом стрелы от 16 до 45 м и г/п от 1 до 6 т существенно сокращает время на транспортировку, подготовку для установки и последующий демонтаж крановых установок, что существенно отличает их от обычных башенных кранов.

Добрую славу заслужили благодаря своей надежности и неприхотливости башенные краны испанской компании Jaso Equipos de Obras, S.A. Более 10 лет Jaso поставляет краны в Россию. Башенные краны Jaso можно разделить на три группы в зависимости от выполняемых задач. Краны серий L, MAC и NS используются в основном в жилищном строительстве. Они характеризуются простотой монтажа и низкими транспортными расходами. Все модели этой серии совместимы друг с другом, что позволяет легко менять длину стрелы и высоту подъема.

Краны серии Top Line используются при строительстве более крупных объектов. Их конструкция дает возможность легко увеличивать высоту подъема грузов, что позволяет работать на очень высоких объектах. Большой выбор лебедок, предназначенных для кранов этой серии производителем, позволяет добиться высокой производительности при подъемах грузов, потребление же электроэнергии очень умеренное.

Краны серии PA Luffing с маховой стрелой по техническим параметрам эксплуатации аналогичны во многом характеристикам кранов серии Top Line. Конструкция стрелы позволяет их использование в условиях очень ограниченного пространства, на объектах с множеством других кранов. Они также применяются в строительстве сложных инженерных сооружений при возведении крупных промышленных объектов.

Итальянская компания Rai­mon­di, один из лучших европейских производителей башенных кранов, была основана в далеком 1863 г. А в 1946 г. в Raimondi приступили к выпуску башенных кранов собственной разработки. Новаторский дух компании не угас с годами, и сегодня постоянно модернизируется продукция, разрабатываются новые модели.

Краны Raimondi отличаются трубчатой конструкцией башенной части, что увеличивает их устойчивость, особенно при сильных порывах ветра. Применение болтов из специальной стали с упругими свойствами также повышает устойчивость крана, а кроме того, облегчает демонтаж конструкций перед транспортировкой. Использование в грузовых лебедках вариаторов частоты позволяет двигателям запускаться плавно, обеспечивает возможность перераспределения и компенсации перегрузки, возникающей в крановых конструкциях. Инновационные канатные барабаны типа Lebus позволяют до 11-го слоя контролировать укладку канатов, а при разматывании не позволяют канатам запутываться. Использование этих барабанов увеличивает срок службы канатов, снижает колебания висящего груза, а также вибрационные процессы, действующие на кран в целом.

Вся продукция Raimondi разделена на 6 линеек. Две модели серии ER – классические башенные конструкции, вылет стрелы в которых достигает 75 и 80 м, а высота за счет возможности наращивания башни модульными секциями может составлять до 200 м при г/п 16 т. Аналогичен и принцип работы моделей серии MR, привыкших к высоте от 36,3 до 43,85 м. Вылет стрел кранов этой серии составляет от 42 до 66 м.

Альтернативой традиционным кранам являются 17 моделей оригинальной серии MRT. Эти краны могут быстро менять длину стрелы, если того требуют условия строительства, вплоть до установки вылета стрелы в 76 м, при этом г/п крана – 16 т. Конструкция, заложенная в серии MRT, получила продолжение в самой современной модели новой серии SRT.

Краны с маховой стрелой LR предназначаются для выполнения работ в густонаселенных городских кварталах. Три модели гибкой и легкой конструкции тем не менее имеют стрелы длиной от 36 до 55 м и г/п от 5 до 12 т.

Самомонтирующиеся краны Raimondi образуют линейку серии HR, в которой 5 моделей, проектировались для нужд малоэтажного строительства. Удачная конструкция предполагает подъем грузов на высоту от 23 до 25 м, массой от 2,2 до 4,0 т, при этом вылет стрелы меняется в диапазоне от 27 до 42 м.

Кроме перечисленных брендов популярностью у российских строителей пользуются башенные краны таких производителей, как испанская компания Linden Comansa, итальянские G.C. Peiner System, Alfa, Eurogru, SanMarco, немецкие Condecta AG, Wolffkran, Wilbert и японская Ogawa Kenki Co. Ltd.

Восточный сосед в нас заинтересован

Башенные краны из Китая отнюдь не редкость на наших стройках. Производство этого вида строительных машин получило в Поднебесной большое распространение. Важность данной отрасли для страны подтверждает то, что производством башенных кранов занимаются такие гиганты, как XCMG, Changsha Zoomlion Heavy Industry, Fangyan Group и др.

Первые башенные краны в Китае появились в 1950 г., а сего­дня все небоскребы в стране, а их за последние годы построено немало, возводились с использованием только башенных кранов китайского производства. Несколько раньше, в 2008 г., все объекты летней Олимпиады, которые в этом нуждались, были созданы в том числе и китайскими башенными кранами. Тендер на строительство олимпийских объектов получила компания Shenyang Sanyo Building Machinery. Ее продукция, известная под торговой маркой SYM, производится по технологиям Potain, поскольку Shenyang Sanyo имеет лицензию этой французской компании. С 2005 г. башенные краны SYM успешно реализуются и в России.

Продукция китайских краностроителей пользуется у нас все большим спросом, потому что, во-первых, цена нового китайского крана сопоставима со стоимостью европейской машины с аналогичными параметрами, имеющей солидный стаж. А во-вторых, немаловажным является и тот факт, что китайские специалисты уже давно сотрудничают и используют технологии таких европейских компаний, как Comedil, Liebherr и др. Еще в 1984 г. компания Potain выкупила производственные мощности в провинции Цзянсу и организовала выпуск кранов на предприятии Zhangjiagang Potain Construction Machinery. Сегодня руководство Manitowoc Cranes утверждает, что качество изделий не отличается от качества европейских Potain, а стоимость значительно ниже.

Башенные краны еще одной китайской компании – Fushun Yongmao Construction Machinery Co., Ltd – также пользуются спросом на отечественном рынке. Эти краны известны под маркой Yongmao. Fushun имеет более чем 20-летний опыт производства кранов, и качество техники подтверждает тот факт, что 95% своей продукции она экспортирует. Китайская компания уверенно чувствует себя на рынках Южной Америки, Африки, Ближнего Востока, сегодня успешно проникает и на рынок Европы.

Одним из самых известных производителей башенных кранов в Китае является компания Zoomlion Heavy Industry. Этот известнейший производитель спецтехники начал выпускать башенные краны в 1996 г. Сего­дня компания является не только крупнейшим поставщиком крупных и средних башенных кранов на внутреннем рынке Китая, но и с успехом экспортирует свои изделия, в том числе и в Россию.

К сожалению, надо отметить, что в китайских технологиях имеются и изъяны.

К недостаткам башенных кранов из Поднебесной можно уже традиционно отнести неприспособленность конструкций к низким температурам. В условиях русской зимы, когда морозы могут достигать –40 °С, сталь, используемая китайскими машиностроителями, становится хрупкой, что очень опасно при высоких нагрузках.

Еще одной распространенной «особенностью» башенных кранов ряда китайских компаний является облегченная конструкция выпускаемых кранов. С одной стороны, это, безусловно, упрощает транспортировку и сборку высотных машин, снижает их стоимость за счет сниженной металлоемкости. Но с другой стороны, использование тонкостенных конструкций нарушает грузовую устойчивость кранов и повышает возможность опрокидывания крановой установки в сторону груза.

Одним из важнейших качеств крана является собственная устойчивость при нерабочем состоянии. При неточно произведенном инженерном расчете, что довольно часто встречается в разработках китайских краностроителей, значительно увеличивается вероятность опрокидывания башенного крана в сторону противовеса.

Зная возможные недостатки китайской продукции, следует при выборе оборудования не оставлять без внимания аспекты, влияющие на эксплуатацию машины в дальнейшем.

Однако надо отдать должное китайским специалистам: ежегодно качество кранов из Китая улучшается, стремительно приближаясь к европейскому.

На фоне таких мощных игроков на нашем рынке, как европейские, китайские, японские краностроители, российским производителям очень сложно удерживать свою часть рынка, которая, кстати, имеет тенденцию к уменьшению. И если в ближайшее время не будет предпринято хоть каких-то шагов в сторону укрепления отечественного краностроения, отрасль может прекратить свое существование – как исчезли наши производители часов, телевизоров и некоторых других товаров.