Что нам ветер, что нам зной

Эксплуатируем башенный кран в экстремальных погодных условиях

 С. Лобанов
Экстремальные погодные условия могут создавать серьезные проблемы при эксплуатации тяжелой строительной техники, особенно при работе башенных кранов. Очень важно грамотно и своевременно оценить, насколько опасны погодные условия в данный момент и когда следует прекратить работу подъемной техники, чтобы обеспечить безопасность оператора, окружающих людей и самого башенного крана.

Контролировать силу ветра

Сильный ветер может быть очень опасным для башенного крана. Резкие порывы ветра раскачивают груз и даже могут опрокинуть кран, что приведет к тяжелому ранению или даже смерти работников стройки. Раскачивание и вращение груза, раскачивание стрелы и даже башни – все это оператор будет испытывать и должен каким-то образом контролировать и преодолевать при сильном ветре. Управляя краном в ветреную погоду, необходимо постоянно внимательно следить, как ветер воздействует на кран. И имейте в виду, чем выше кран будет поднимать груз, тем, скорее всего, выше будет скорость ветра. А если кран работает между двумя высокими зданиями, скорость ветра в таких местах, как в своего рода аэродинамической трубе, может быть еще выше, чем на открытых местах. Не следует поднимать грузы (особенно с высокой парусностью), близкие к максимально допустимой величине и на предельных вылетах стрелы при сильном ветре, потому что в какой-то момент нагрузки на кран могут превысить предел прочности конструкции и вызвать аварию. В инструкциях по эксплуатации башенных кранов производители указывают допустимые величины отклонения груза под действием ветра при выполнении подъемных работ.

Башенный кран упал из-за сильного ветра на проезжую часть

Также производители указывают в инструкции по эксплуатации (паспорте) крана максимальную скорость ветра, свыше которой работа машины не допускается. Подчеркнем, что в ряде нормативных документов РФ приводятся разные значения предельной допустимой скорости ветра (для различных условий работы), от 7,5 до 15 м/с. Передвижение крана допускается до скорости ветра 12–13 м/с, а передвижение грузовой тележки и подъем груза до 15–16 м/с. Если в разных документах указываются разные допустимые значения ветра, следует ориентироваться на самое строгое требование.

Кроме того, следует учитывать и температуру воздуха (см. раздел «Холодная погода») и другие погодные условия (обледенение, сильный снегопад, дождь, гроза и туман, исключающие видимость в пределах фронта работ). А еще важно учитывать, с какой стороны крана дует ветер. Если ветер дует с той стороны, где у крана наибольшая парусность, это самое опасное направление. Однако даже когда скорость ветра ниже опасного уровня, но крановщик чувствует, что погодные условия представляют угрозу для техники, он должен иметь полномочия самостоятельно прекратить работу.

При получении предупреждений о шторме либо при усилении ветра до опасного предела оператор обязан: опустить груз на землю и поднять крюк в верхнее положение; отогнать кран на стояночную площадку, установить стрелу в горизонтальное положение и в направлении действия ветра, а грузовую тележку на минимальный вылет; растормозить механизмы поворота стрелы; поставить рукоятки пультов управления в нулевые положения и отключить линейный контактор.

Скорость ветра обычно возрастает с увеличением высоты

Грозы и удары молний

Башенные краны изготовлены из токопроводящей стали, стрела находится высоко над землей. В результате эти технические сооружения действуют как громоотвод и становятся мишенью для ударов молний даже несмотря на то, что они оснащаются прибором молниезащиты (громоотводом), выполненным в виде штыря, связанного через металлоконструкцию крана и рельс с землей.

Удар молнии может серьезно ранить или убить оператора крана и других работников, вывести из строя электронную систему управления и электрооборудование крана, что приведет к полному отключению электро­энергии и отказу систем безопасности, падению груза и сбоям в работе машины.

Во время грозы с молниями находиться в кабине крана и рядом с ним очень опасно, особенно опасно входить в кабину крана или выходить из нее. Как только вы получите предупреждение о грозе или шторме, либо услышите раскат грома, или заметите молнию, опустите груз, прекратите работу, остановите кран, выключите электрооборудование и закрепите его противоугонными захватами. Оператор и другие работники на строительном объекте во время грозы должны находиться на безопасном расстоянии от башенного крана.

Имейте в виду, что молния очень непредсказуема и может ударить в отдалении на расстоянии до 15 км от места, где идет ливень. Рекомендуется не подходить к крану в течение 30 минут после того, как вы услышите последний раскат грома. Как только можно будет безопасно продолжать работу, тщательно осмотрите кран: нет ли признаков каких-либо повреждений.

Гроза опасна для башенных кранов

Высокие температуры воздуха

Работа крана допускается только в интервалах температур, указанных в паспорте и инструкции по эксплуатации крана. В случае, если границы температур в этих документах не указаны, считается, что стандартный башенный кран может работать в интервале температур от –40 до +40 °С.

Высокие температуры воздуха могут оказывать негативное воздействие на работу башенного крана. Марки смазочных материалов, которые применяются в агрегатах и системах башенного крана, должны соответствовать этим температурным условиям. Если температура окружающего воздуха будет слишком высокой, двигатель крана может перегреться и придется останавливать работу, либо перегревшийся двигатель может выйти из строя, например, из-за несоответствия применяющихся смазочных материалов реальным рабочим температурам.

Конструкции башенных кранов имеют большую парусность

Перегрев также может снизить эффективность гидравлической системы башенного крана. С повышением температуры жидкость в гидросистеме разжижается и начинает пениться, что приводит к падению давления, которое создает в системе гидравлический насос. Поэтому перед эксплуатацией крана в жаркую погоду следует обязательно проверить, жидкость какого сорта заправлена в гидросистему, а также состояние и уровень всех смазочных материалов. Тщательно проверьте герметичность всех уплотнений и соединений трубок и шлангов, которые могут ослабнуть или повредиться под воздействием высоких температур воздуха. Не забывайте, что гидравлические шланги или шланги для подачи воздуха в пневмосистеме необходимо менять в предусмотренные в инструкции по эксплуатации сроки. Это необходимо делать даже в том случае, если на вид у них не заметно никаких явных дефектов.

С жаркой погодой связана и еще одна проблема – пыль, которая поднимается в воздух в сухую погоду. Важно регулярно очищать от пыли и грязи и смазывать узлы и компоненты крана в соответствии с инструкцией по эксплуатации, чтобы он работал надежно.

В кабине башенного крана должен поддерживаться комфортный микроклимат

Условия работы оператора. Помните: один из факторов, определяющих возможность использования башенного крана, это температура, при которой оператор будет работать без ущерба для здоровья. Экстремально высокие температуры воздуха могут повлиять на способность крановщика безопасно управлять краном. Если температура в кабине крана будет слишком высокой, оператор начнет страдать от обезвоживания и перегрева вплоть до теплового удара. Поддерживать нормальный уровень гидратации организма и хорошее самочувствие оператору помогают эффективно работающий кондиционер в кабине крана и организация регулярных перерывов в работе.

Холодная погода

Как уже говорилось выше, считается, что стандартный башенный кран может работать в интервале температур от –40 до +40 °С. В нормативных документах говорится так: «Работа любого крана при низкой температуре окружающего воздуха должна прекращаться при достижении допустимого значения, указанного изготовителем в паспорте крана. Если допустимое значение не указано в паспорте крана, работа должна быть прекращена при температуре –20 °С». При температурах ниже –40 °С разрешены работы на башенных кранах в «северном» исполнении.

Приобретая башенный кран иностранного производства (особенно б/у) следует внимательно ознакомиться с его инструкцией по эксплуатации, так как в отличие от отечественных кранов, как правило работающих при –40 °С, иностранный башенный кран может быть рассчитан на работу при температуре до –25 °С. Тем не менее сейчас основные зарубежные производители предлагают на российском рынке краны, предназначенные для эксплуатации при температурах до –40 °С и даже в «северном исполнении». А это значит, что их кабина имеет усиленные термоизоляцию и отопление, в ней предусмотрена естественная приточно-вытяжная вентиляция: зимой наружный холодный воздух поступает в воздуховоды под полом и между стенками, нагревается и далее попадает в кабину.

Зимой башенные краны работают до определенной температуры

Уже при температурах около 0 °С холод и высокая влажность начинают отрицательно воздействовать на грузоподъемные механизмы и системы башенного крана, на блоки, лебедки, могут сократить срок службы канатов, ухудшить работоспособность электронных и электрических компонентов, таких как реле, пускатели, микросхемы и др.

Во всех узлах должны применяться специальные смазочные материалы для низких температур. Гидросистема и гидропривод тормозов обязательно заправляются жидкостью для низких температур. При низкой температуре воздуха гидравлическое масло загустевает, снижается скорость течения жидкости в контурах гидросистемы и замедляется работа гидравлических агрегатов крана.

Кроме того, сильный холод может понизить прочность металла конструкции крана, привести к разрушению наиболее нагруженных деталей и к опасной аварии с трагическими последствиями. Поэтому включать и затормаживать механизмы крана следует плавно и осторожно, без рывков; ни в коем случае нельзя допускать никаких перегрузок.

Если подъем проводится в условиях сильного холода, следует учитывать, что гидравлические агрегаты крана могут внезапно выйти из строя. Поэтому следует снизить максимально допустимую нагрузку на кран на 25% при любом вылете стрелы. А если температура воздуха опускается до –30…–40 °С, максимально допустимую грузоподъемность крана следует снизить на 40–50% при любом вылете стрелы или совсем отложить работу с грузами. Если температура воздуха на объекте ниже –40 °С, все башенные краны должны быть остановлены, за исключением экстренных, неотложных случаев.

Обледенение – одна из опасностей для башенных кранов

В случае, если при низкой температуре дует ветер, предельная температура (при которой безоговорочно должны быть прекращены все крановые работы) повышается. В технической литературе приводится такая зависимость: при очень слабом ветре можно работать, если температура ниже –35 °С; при скорости ветра 5 м/с до –35 °С; при 10 м/с – до –25 °С; при 15 м/с – до –15 °С; при 20 м/с (ураганный ветер) – до –5 °С. При скорости ветра больше 20–22 м/с работы прекращаются независимо от температуры.

Однако в различных нормативных документах Российской Федерации, регламентирующих работу строительных башенных кранов, указывается более низкое предельное значение скорости ветра (см. раздел «Скорость ветра»).

Любые краны запрещено использовать при температуре ниже –60 °С.

Подготовка к зимней эксплуатации. Чтобы обеспечить бесперебойную работу башенного крана в зимнее время, проводят подготовительные операции по его переводу на зимнюю эксплуатацию. Указанную подготовку приурочивают к очередному техническому обслуживанию. В состав мероприятий по переводу на зимнюю эксплуатацию входят проверка и подготовка всех систем и механизмов, системы управления, кабины управления. После понижения температуры воздуха следует особое внимание обращать на состояние и сохранность электропроводки и резинотехнических изделий (уплотнений, клапанов).

Ураганный ветер повредил башенный кран

Металлические детали башенного крана, предназначенного для эксплуатации в экстремально холодном климате, могут иметь специальные покрытия, предназначенные для защиты металлических деталей при отрицательных температурах, такие как двухкомпонентные эпоксидные смолы или цинкование. Эти покрытия выдерживают температуру до –57 °С.

При низкой температуре эластичность резины снижается, что может привести к появлению трещин, разрушению и, следовательно, нарушению изоляции электропроводки, герметичности соединений. Поэтому башенные краны в «северном исполнении» могут оснащаться некоторыми специальными комплектующими, предназначенными для работы в холодную погоду: резинотехнические изделия и электрические кабели, обогреваемые блоки системы управления и редукторы, электродвигатели в «арктическом» исполнении. Приводной электрический агрегат ходовой части крана, передвигающегося по рельсам, должен быть закрыт кожухами с уплотнениями, чтобы защитить узлы от образования отложений льда и снега с грязью и мусором, которые могут накапливаться на агрегате – ведь электродвигатель периодически нагревается и остывает в процессе работы башенного крана.

Особое внимание в зимний период следует уделять состоянию полотна кранового пути, его своевременной отчистке от снега и наледи. Безопасность и эффективность работы башенного крана зависят в том числе и от того, в каком состоянии находятся крановые пути.

Кабина крана. Сильный холод оказывает негативное влияние и на оператора: руки и ноги могут онеметь, и поскольку оператор башенного крана работает на большой высоте, ему трудно будет спуститься на землю, чтобы согреться и восстановить работоспособность.

Кабины башенных кранов изготавливаются в обычном и «северном» исполнении. Кабина крана в любом исполнении должна быть утеплена, обогреваться с помощью независимого подогревателя, оснащена системой обогрева стекол, предохраняющей их от запотевания и обледенения. Кондиционер в кабине крана в зимнее время должен поддерживать температуру не ниже +14 °С.

Оператор башенного крана должен быть экипирован в соответствии с отраслевыми нормами теплой зимней рабочей одеждой и обувью, рукавицами и подшлемником. Зимой через каждый час у оператора башенного крана должен быть предусмотрен технологический перерыв для того, чтобы отдыхали глаза, которые в условиях обилия яркого белого цвета особенно сильно устают.

 

Погода портится, скоро нужно останавливать башенный кран

Будьте готовы к экстремальным погодным условиям

Даже при работе в самых обычных условиях башенный кран подстерегает множество опасностей. А когда погодные условия экстремальные, потенциальные опасности умножаются многократно. Поэтому учет погодных условий является важной частью безопасной эксплуатации крана.

Руководители строительных работ и оператор крана должны постоянно следить за погодными условиями. Перед началом любой работы башенного крана оператор и его руководители должны проверить метеосводку (из любого источника – смартфон, интернет, телевизор, радио­передача и т.п.): не предвидится ли в ближайшие часы опасная экстремальная погода. И даже если прогноз не предвещает непогоды, но на небе собираются тучи, а ветер усиливается, это должно насторожить участников работ с башенным краном. Постоянной контроль состояния погоды – лучший способ избежать опасностей при работе с башенным краном.

Как уже было сказано выше, неблагоприятные погодные условия негативно влияют на компоненты и системы башенного крана. Поэтому следует не реже одного раза за смену проверять, нет ли видимых повреждений крана. При обнаружении функциональных нарушений его компонентов или систем немедленно прекратите работу и сообщите о проблеме ответственным лицам.

компании по теме статьи
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin
компании по теме статьи