Электронные «нервы» и железные «мускулы»

Современные электронные системы КМУ и инновационные особенности конструкций

Николай Протасов
Современные КМУ оснащаются различными электронными системами, помогающими оператору управлять установкой и повышающими безопасность работы. Почти у всех известных брендов КМУ есть подобные системы, тем более, что многими из них должны быть оснащены КМУ по нормам Евросоюза. Рассмотрим электронные системы подробнее на примере отдельных марок КМУ. Также познакомимся с особенностями «железных конструкций» КМУ.
Palfinger с грейферным захватом
Palfinger PK29002
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Система прогрессивного торможения PRO.DEC осуществляет автоматическое сбалансированное торможение для обеспечения устойчивости груза и превосходной маневренности
 

Электроника

Установки компании Palfinger оснащаются электронной противоперегрузочной системой Paltronic 50. Во время работы КМУ, начиная с нагрузки в 60%, с шагом в 10%, на панели управления загораются светодиоды, предупреждающие оператора о приближении к максимально допустимому грузовому моменту. При 90% загорается желтый светодиод, раздается прерывистый звуковой сигнал, а красный светодиод, соответствующий максимально допустимой нагрузке, горит, и одновременно непрерывно «поет» сигнал предупреждения. При превышении граничного значения нагрузки работа крана автоматически прекращается.

Система Paltronic действует совместно с системой контроля устойчивости ISC (Integrated Stability Control). После установки крана на аутригеры система ISC определяет имеющийся грузовой контур, на основании этих данных рассчитывает и обеспечивает необходимую мощность для подъема груза, автоматически учитывая массу и характер груза.

Кроме этого в установках Palfinger серийно устанавливает системы «высокоэффективного контроля устойчивости» HPSC (High Performance Stability Control). Система HPSC просто необходима, когда приходится работать на ограниченной площади и выставить аутригеры не представляется возможным либо есть возможность выставить их только с одной стороны крана. Электроника HPSC рассчитывает реальную кривую границы грузоподъемности при фактическом опорном контуре автомобиля по всей грузовысотной характеристике КМУ. В результате к опрокидыванию может привести только установка машины на слабый грунт либо неправильные действия оператора, например раскачивание или резкие рывки.

Еще одна система – HPLS (High Power Lift System) – увеличивает грузоподъемность (г/п) до 10%. Принцип работы системы – в уменьшении рабочих скоростей крана при достижении максимальной нагрузки, благодаря чему существенно снижаются динамические нагрузки, связанные с перемещением груза.

При работе на грани максимально допустимого грузового момента может оказать существенную помощь система AOS (Active Oscilation Suppresion), которая устраняет рывки крановой стрелы, вызванные перемещением критического груза. Это делает управление более точным и понижает нагрузку на гидросистему в целом.

К преимуществам продуктов датской компании HMF, известного производителя КМУ инновационных конструкций, относят динамическую систему стабилизации базового транспортного средства. Благодаря ей допустимая грузоподъемность и грузовой момент крана динамично меняются по мере увеличения вылета стрелы при разгрузке/ погрузке. Запатентованная HMF система стабилизации опирается на показания гироскопа и постоянно «мониторит» устойчивость положения базового шасси с точностью до 1/1000 градуса.

Для настройки системы стабилизации фиксируются параметры, которые «снимаются» с базового грузовика с незагруженным кузовом и крановой установкой без груза, стоящего на ровной горизонтальной площадке. Изменения этих параметров следует ожидать, например, тогда, когда нет возможности полностью выдвинуть и установить аутригеры. Их неполное выдвижение приводит к скачкообразному изменению нагрузки. Благодаря электронной системе стабилизации автомобиля EVS нагрузка на системы крана ограничивается, как только происходит критическое изменение первоначально установленных параметров стабильности. Система ограничения номинальной мощности RCL (Rated Capacity Limitation) также является надежным барьером от перегрузок. Причем оператор установок HMF всегда имеет мгновенный доступ к любой информации относительно работы крана благодаря современному цифровому дисплею на пульте дистанционного управления, на котором отражаются текущие параметры.

В состав нидерландского концерна HYVA Crane входят такие известные производители КМУ, как AmcoVeba и Ferrari, но HYVA Crane выпускает гидравлические краны и под собственным брендом, которые в России представлены мало. КМУ HYVA оснащаются системой ускорения телескопирования EES (Extra Extension Speed) – это специальный регенеративный распределитель, который увеличивает подачу гидромасла при удлинении стрелы. С помощью этой системы обеспечивается высокая рабочая скорость без угрозы создания аварийной ситуации.

В базовой комплектации краны HYVA Crane имеют целый ряд специальных функций. Так, контроль нагрузки LCS (Lift Control System) позволяет увеличить г/п крановой установки на 10%. LCS также снижает скорость перемещения груза, если нагрузка приближается к критической. Для маневренной работы и расширения производительности существует система LAS.

В кранах Hiab устанавливается система обеспечения безопасности VSL. Она автоматически регулирует и практически мгновенно обеспечивает необходимую мощность в пределах возможностей гидросистемы, требующуюся для стабильной работы подъемного оборудования. Давление на каждую опору отслеживается датчиками электронной системы, и в случае опасной нагрузки, возникающей при определенном угле или вылете стрелы, г/п автоматически ограничивается. Если действия оператора грозят потерей устойчивости или перегрузкой, система немедленно его об этом предупредит, а затем плавно и медленно остановит опасные действия.

Управление всеми электронными функциями происходит через систему Space – эта компьютерная программа разработана с целью максимального упрощения работы с КМУ. Нельзя не упомянуть и о передовой системе управления HiPro. С ее помощью перемещение рабочего органа крана осуществляется необыкновенно быстро, точно и, что очень важно, безопасно как для окружающих, так и для КМУ. Это достигнуто соединением системы удаленного управления CombiDrive 2, интеллектуальной системы Space 5000 и Hiab 91 – специального гидрораспределителя, который обеспечивает стабильность давления, что не только повышает скорость выполнения операций, но и увеличивает точность выполнения отдельных действий. Г/п установки может возрастать до 10% благодаря автоматической системе управления скоростью ASC, а управление производительностью гидронасоса PFD поддерживает оптимальное давление в системе, гарантируя стабильное и очень плавное перемещение рабочих органов.

Южнокорейская компания Kanglim, крановые установки которой сравнительно недавно появились на российском рынке, выпускает КМУ с 1979 г. Компания выпускает крановые установки с 6-гранной телескопической стрелой с числом секций до 6 с тросовой подвеской крюка г/п от 1 до 15 т и высотой подъема крюка до 32 м. Весьма конкурентная по цене продукция Kanglim оснащена самым необходимым — системой ограничения грузоподъемности, которая включает датчик длины стрелы, датчик угла наклона стрелы, тензодатчик в оголовке стрелы и концевой выключатель и сам прибор безопасности, который считывает показатели датчиков и определяет массу груза на данном вылете и угле наклона и ограничивает вылет при превышении номинальной грузоподъемности.

Для итальянской фирмы F.lli Ferrari Corporation S.p.A. производство кранов-манипуляторов является основным направлением, она специализируется в этой области 40 лет. За это время компания разработала широкую линейку продукции: краны автомобильные, гидроманипуляторы, краны для установки на водные суда, крупнотоннажные и малотоннажные краны и т. д.

Например, гидроманипуляторы серии 300 настолько миниатюрны, что могут устанавливаться на пикапы; серия 500 отличается прекрасным соотношением мощность крана-манипулятора–цена; F.lli Ferrari  серии 700 могут дополнительно оснащаться Jib-стрелой и использоваться в качестве стационарного крана;  машины серии 900 грузоподъемностью до 74 т прекрасно эксплуатируются как на грузовиках, так и при установке на водные суда.

Фирменная система ECM4 представляет собой центр управления крана Ferrari, постоянно контролирующий нагрузку во всех положениях и во время движения, что способствует большей безопасности и эффективности работы машины. ECM4 также контролирует дополнительное оборудование, такие как лебедки, удлинитель стрелы, поворотные устройства и захваты.

На дисплее оператор видит состояние гидроцилиндров и режим работы крана. Вместе со световыми индикаторами дисплей информирует оператора, когда требуется обслуживание и о неисправности в цепи. В этих случаях ECM4 выполняет самодиагностику и отображает код ошибки. В память системы записываются все настройки и операции, выполненные краном.

ЗАО «Коминвест-АКМТ» в рамках эксклюзивного дилерского соглашения с немецкой компанией Atlas Maschinen GmbH осуществляет установку КМУ. Высокое качество исполнения и эксплуатационные характеристики КМУ Atlas зарекомендовали себя не только в Европе, но и в России. Установки оснащены системой безопасности третьего поколения, включающей последние наработки Atlas в этой области. Управление краном-манипулятором осуществляется посредством дистанционного пульта. Дистанционное управление позволяет оператору избегать «слепых зон». Система безопасности интегрирована с гидросистемой крана и включает полный комплект аппаратуры ограничения грузоподъемности и ряд дополнительных подсистем. Например, интересной особенностью является способность системы отслеживать движения стрелы и, регулируя подачу гидравлики, предотвращать раскачивание и колебания груза.

* * *

Отечественные покупатели КМУ в основном стараются приобретать технику, которая в меньшей степени зависит от различного электронного оборудования. Несмотря на надежность электроники ведущих производителей, которая сегодня не вызывает сомнений, даже несложная настройка, не говоря уже о ремонте, особенно в полевых условиях, может поставить оператора или механика в тупик – нет специалистов, а фирменный сервис далеко. Но так или иначе, переход на электронные системы управления и контроля неизбежен, вступление России в ВТО только ускорит процессы более широкого распространения электроники в специальной технике, сервисные центры уже сегодня должны строить свою работу с учетом завтрашних реалий.

Особенности конструкций

Номенклатура продукции компании Fassi очень обширна, недаром она третий в Европе производитель КМУ исходя из объемов производства. Fassi выпускает 32 базовые модели, каждая из которых имеет еще много вариантов модернизации, и они способны удовлетворить практически любые требования даже очень взыскательных потребителей.

Интересны КМУ Fassi, имеющие более короткие секции, чем в стандартной комплектации. Благодаря этому конструкция имеет значительную г/п в непосредственной близости от поворотной оси крана, очень маневренна на небольшом вылете. С помощью этой относительно компактной конструкции удобно транспортировать тяжелые грузы, например катушки с кабелем и т. п.

Краны с различным количеством секций могут оснащаться гуськом JIB. Это, по сути, небольшой кран, смонтированный на последнем звене базового крана. Дополнительная секция на конце основной стрелы с возможностью телескопировать ее под углом к основной стреле значительно удлиняет стрелу крана и тем самым увеличивает область использования. С помощью этой системы, например, можно не только подавать строительные материалы в проем окна, но и разгружать в глубине помещения. JIB монтируется на моделях Fassi, начиная от F65A. В F65A вылет стрелы увеличивается за счет использования JIB с 8 до 14 м. А если рассмотреть мод. F700, то в ней вылет возрастает с 20 до 30 м.

Компания Hiab производит КМУ общего назначения начиная от г/п 1 т и почти до 80 т, с вылетом от 2 до 27 м. Благодаря использованию модульной концепции XS оборудование можно довольно легко приспосабливать в соответствии с необходимыми требованиями: каждый кран можно оснастить одной из многих видов стрел, внутренних и внешних, различной длины и геометрии, а также с различным количеством выдвижных секций. В зависимости от модели КМУ может использоваться до 9 выдвижных секций.

Для КМУ концерна Palfinger характерно использование шестигранных в сечении дополнительных стрел. Производитель утверждает, что за счет такой формы увеличивается прочность и надежность конструкции. Ведь к концевой части дополнительной стрелы крепится цилиндр, выдвигающий удлинители стрелы. Удлинители телескопической конструкции тоже имеют 6-гранное сечение. Palfinger использует узлы выдвижения, не требующие обслуживания, благодаря использованию направляющих с тефлоновым покрытием. Это позволяет значительно экономить на эксплуатационных расходах.

Особой популярностью пользуется серия кранов Palfinger High Performance, эти установки обладают мощным грузовым моментом при небольшой собственной массе. Еще одна серия – Epsilon EpSolution – также пользуется повышенным спросом. Она получила распространение благодаря использованию целого ряда инновационных технологических решений. Например, epscore – патентованная система двойного телескопа дополнительной стрелы с выдвижным цилиндром и системой РВД, смонтированными под защитным корпусом, т. е. система полностью контролирует перепады давления в гидравлической системе при работе телескопической конструкции и таким образом предохраняет от поломок в процессе эксплуатации. Механизм, обозначенный как epslink, представляет собой узел соединения стрелы с ротатором. Патентованная подвеска ротатора с четырьмя проушинами гарантирует надежное и прочное соединение, с одной стороны, и надежную защиту гидрошлангов, с другой. Устройство epshood предполагает защиту оператора тентом, который может откидываться с помощью гидроцилиндра. Это особенно полезная опция для работ в лесу, хотя тент не помешает, пожалуй, в любых условиях, т. к. дождь при отсутствии крыши не добавляет комфорта в работу оператора. Epslight – система мощных световых рефлекторов, положение которых регулируется в зависимости от положения стрелы КМУ, очень нужная опция.

Как утверждает производитель, все КМУ из серии High Performance имеют мощные коленчатые рычаги, надежно препятствующие поломкам, возможным при резком изменении нагрузки при выдвижении телескопической стрелы. Для большей маневренности Palfinger комплектует установки г/п выше 8 т системой Power Link Plus с двойной рычажной системой. Рычаги позволяют внешней стреле изменить угол наклона на 15° относительно основной стрелы, что заметно улучшает маневренность, повышает точность действий крана, существенно облегчает и убыстряет погрузку.

Наиболее полно о возможностях HYVA Crane можно судить по прогрессивной серии КМУ HC. В серию включены установки г/п от 9,8 до 74 т. Краны этой серии имеют сочлененную стрелу, в стандартную комплектацию входит радиоуправление. Благодаря 8-угольной форме стрел обеспечиваются высокая упругость и надежность крановой телескопической конструкции.

Компания Effer главным образом известна благодаря своим КМУ г/п свыше 40 т. Новая электронная система безопасности DMU 3000 надежно стоит на страже безаварийной работы этих установок.

Характерная особенность стрел КМУ Effer – радиусные скругления в соединениях внутренних и внешних элементов стрел, что обеспечивает равномерное распределение напряжений. В наиболее мощных моделях Effer используется десятигранный профиль стрелы. Такой профиль выдерживает более высокие нагрузки, чем популярные сегодня 6-гранные профили. Количество дополнительных изгибов увеличивает прочность конструкции, а вес уменьшается за счет толщины металла.

Для достижения плавности и точности и одновременного выполнения нескольких операций на КМУ Effer устанавливается пропорциональный гидравлический распределитель Danfos Saor. На сегодняшний день это самый совершенный гидрораспределитель.

Специалистами компании Effer была разработана технология симметричного расположения цилиндров над стрелой. Благодаря этому решению тенденция цилиндров стрелы сгибаться компенсируется симметричной контрреакцией смежного цилиндра. Таким образом, груз поднимается на большую высоту при сохранении прямолинейности стрел.

Результат – желаемая высота и точное место разгрузки, особенно при работе с гуськом или лебедкой.

Надежность данной технологии позволяет проводить особо сложные погрузо-разгрузочные работы, такие как установку станков, механизмов.

КМУ Effer имеют функцию увеличения скорости выдвижения цилиндров за счет использования возвратного масла, что значительно экономит время работы оператора. Для меньшей динамики снижения грузоподъемности при увеличении вылета цилиндр телескопирования имеет ступенчатые клапаны, обеспечивающие последовательное выдвижение, т. е. каждая последующая секция не начнет выдвигаться до тех пор, пока не будет полностью выдвинута предыдущая.

Кроме того, Effter все шире в моделях использует конструкции с неограниченным углом поворота центральной колонны. Вращение колонны обеспечивает гидромотор, который передает усилие через планетарный редуктор.

Безопасность работы в процессе эксплуатации обеспечивается системой ограничения грузового момента, каждый пульт оснащен кнопкой аварийной остановки крана.

НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin