Российский рынок автогрейдеров в первом полугодии 2012 года
Количество автогрейдеров, числящихся на балансе отчитывающихся организаций на конец отчетного года, включая автогрейдеры, сданные в аренду в 2005-2011 гг., шт.1
Сравнительная динамика российского импорта и производства автогрейдеров в 2009–2011 гг., шт.
Производство автогрейдеров в России в январе–июне 2012 г., %
Сравнительная динамика российского импорта и производства автогрейдеров в январе–июне 2012 г., шт.
Основные марки автогрейдеров,импортируемые в Россию в январе–июне 2012 г., %
Основные получатели автогрейдеров в январе–июне 2012 г., %
Основное назначение автогрейдеров – планировка и профилирование площадей и откосов, разравнивание и перемещение грунта, снега или сыпучих строительных материалов. Грейдеры нашли свое основное применение при строительстве и содержании дорог. Отсюда прямая зависимость между состоянием рынка автогрейдеров и сферой дорожного строительства. Обратимся к истории развития отрасли. Ежегодный выпуск автогрейдеров в России в конце 70-х гг. XX века составлял около 6500 ед. техники, в начале 90-х – практически в два раза меньше. После кризиса 1998 г., уже в начале первого десятилетия XX века, объемы упали ниже самых критичных показателей, когда суммарный выпуск автогрейдеров составил менее 1000 единиц. Далее последовал медленный, но планомерный рост – в 2005 г. российскими производителями было выпущено 950 автогрейдеров. Годом позже производство увеличилось на 10%. В 2007-м объемы выпуска выросли по сравнению с предыдущим годом еще на 20%. Однако худшие времена в истории развития отрасли наступили после кризиса конца 2008 г., когда в 2009 г. был зафиксирован самый маленький объем производственных показателей на всех предприятиях отрасли. За 2009 г. в России было выпущено всего 664 автогрейдера. Однако уже в 2010 г. производство рассматриваемой техники увеличилось на 42% к результатам 2009 г., а в 2011 г. суммарное производство составило более 1200 автогрейдеров. При этом доля импортной техники с 2009 г. начала расти. Если в том же 2009 г. импортная составляющая равнялась всего 16% по отношению к производственным показателям, то уже в 2011 г. объемы импорта автогрейдеров в Россию составили практически половину от отечественного выпуска рассматриваемой техники. Переходя к показателям текущего года, отмечаем заметный спад в производстве автогрейдеров по итогам первого полугодия 2012 г. более чем на 30% по отношению к аналогичному периоду 2011-го. Стоит заметить, что в 2012 г. импорт впервые превысил показатели выпуска (на 9 единиц). Обращаясь к началу статьи, вспомним, что 40 лет назад производство автогрейдеров достигало 6500 ед. техники. Достаточно интересные на этом фоне цифры приводит Росстат. По состоянию на конец 2011 г. в России насчитывалось чуть более 5130 автогрейдеров. При этом их количество сокращается. Начиная с 2005 г. число автогрейдеров снизилось на 857 ед. техники. И это несмотря на то, что последние 3 года динамика рынка (производство+импорт) имеет положительный характер. Сразу вспоминаются возрастные характеристики техники, которые как раз указывают на необходимость замены машин на более «свежие». Интересно выглядит географическое распределение автогрейдеров по территории России. Наибольшее их число зарегистрировано в Приволжском ФО, далее идет Центральный ФО. А вот регионы с наибольшей площадью, а именно Дальневосточный и Сибирский федеральные округа, которые занимают 66% территории нашей страны, расположились в этом рейтинге только на 6-м и 5-м местах соответственно. Поэтому разрешить хотя бы одну из российских проблем на данных территориях удастся еще очень нескоро. Меньше всего автогрейдеров в Северо-Западном ФО. ПроизводствоВ России автогрейдеры выпускают на четырех предприятиях – ОАО «Брянский Арсенал», ЧСДМ, ЗАО «Дормаш» и ЗАО «ПО «Ирмаш». Основная доля принадлежит «Брянскому Арсеналу» и «Дормашу». Компании первые три месяца 2012 г. буквально шли нога в ногу, выпуская одинаковое количество автогрейдеров, в итоге закончив полугодие с равными показателями. И если у «Дормаша» объемы несколько выросли по сравнению с показателями 2011 г., то на «Брянском Арсенале» произошло более чем двукратное падение производства, одна из главных причин которого – структурные изменения в компании. В настоящее время завод «Брянский Арсенал» входит в компанию «РМ-Терекс» – совместное предприятие российского холдинга «Русские Машины» и многоотраслевого мирового производителя Terex Corporation. В состав «РМ-Терекс» также входят известные машиностроительные заводы: «Тверской экскаватор», «Челябинские строительно-дорожные машины», «Заволжский завод гусеничных тягачей». Стоит отметить, что данные изменения сказались и на производственных объемах ЧСДМ, которые сократились в первом полугодии 2012 г. более чем на 20% относительно аналогичного периода 2011 г. По итогам отчетного периода на заводе «Ирмаш» было выпущено 2 автогрейдера. ИмпортВ сегменте российского импорта ситуация не менее интересная. Как уже упоминалось выше, импорт с каждым годом все больше наращивает обороты. Наибольший вклад в развитие импортной составляющей вносят производители из Поднебесной. В пятерке ведущих марок, импортированных в Россию по итогам первого полугодия 2012 г., присутствуют сразу три китайских производителя: Xuzhou Construction Machinery Group (XCMG), Ding Sheng Tian Gong (DSTG), LiuGong Machinery Co., Ltd. Всего же в Россию за январь–июнь 2012 г. в Россию было ввезено 11 китайских марок – это более 54% от всего импорта за рассматриваемый период. Кроме того, в импорте присутствуют 28 автогрейдеров Caterpillar, собранных на заводе корпорации в городе Сучжоу (Suzhou). Лидер импортных поставок в рассматриваемом периоде –марка XCMG – увеличила на 22% объемы поставок автогрейдеров в Россию по сравнению с первым полугодием 2011 г., когда китайская марка располагалась на второй позиции сразу после новичка рынка спецтехники в России – компании John Deere. В 2009 г., выйдя на российский рынок спецтехники, уже в 2011 г. марка John Deere заняла первое место. По итогам января–июня 2012 г. американский производитель занимает вторую позицию, имея при этом стабильные объемы поставок, сопоставимые с 2011 г. Импорт марки DSTG в первом полугодии 2012 г. увеличился практически вдвое в сравнении с аналогичным периодом 2011 г. Все это благодаря компании «Русбизнесавто», которая в начале 2011 г. заключила дистрибьюторский договор с китайской компанией Dingsheng Tiangong Construction Machinery Co., Ltd. В текущем году компания планирует взять рубеж в 100 автогрейдеров. Основная масса автогрейдеров Caterpillar, ввезенных в Россию по итогам рассматриваемого периода 2012 г., была выпущена в Бразилии и Китае. Именно под данной маркой в нашу страну был ввезен один из самых тяжелых автогрейдеров – Caterpillar 24M, разработанный в соответствии со специализированными требованиями крупномасштабных горнодобывающих работ, в частности, для обустройства подъездных дорог для самосвалов грузоподъемностью 172 т и больше. Крупнейшая модель серии М – 24М – имеет эксплуатационную массу 62 456 кг, стоимость которой составляет более $1,6 млн. Несколько слов о российских получателях автогрейдеров. Филиал корпорации «Джон Дир Агрикалчерэл Холдингз Инк» является ведущим импортером автогрейдеров в Россию в первом полугодии 2012 г. Как нетрудно догадаться, основу импорта компании составляет техника John Deere. Сразу две компании ведущей пятерки ввезли автогрейдеры марки DSTG – это ЗАО «Техсервис-Хабаровск» и ООО «Хайгер Бас Рус». ООО «Восточная Техника» является одной из восьми компаний, которые импортировали автогрейдеры Caterpillar в рассматриваемом периоде, с показателем в 19 единиц техники. Лидером по количеству импортеров является марка XCMG – 43 компании по итогам первого полугодия 2012 г. растаможили технику этого китайского производителя. Подводя итог, хотелось бы отметить активность иностранных производителей (особенно китайских), которые с каждым годом все больше наращивают объемы поставок автогрейдеров в Россию, а соответственно и свое присутствие на отечественном рынке. В этой связи интересно будет понаблюдать за ответными ходами российских компаний, которые в этом году заручились серьезной поддержкой одного из крупнейших мировых производителей спецтехники. В данном случае еще раз стоит упомянуть о «РМ-Терекс» – совместном предприятии российского холдинга «Русские Машины» и Terex Corporation. |