Закончился ли кризис?

Станислав Протасов
30 августа в Москве состоялось заседание клуба руководителей автобизнеса «AUTOBOSS», в котором приняли участие более сорока руководителей крупных российских компаний и предприятий из сферы производства, реализации и обслуживания коммерческой автомобильной и специальной техники – Renault, IVECO, Volvo, Hyundai, Deutz, Nissan, «Бецема», «СОЛЛЕРС», «КОММАШ», Wielton, «Каркаде» и др. На встречу были приглашены и журналисты, в том числе главный редактор журнала «Основные Средства».
 
 
 
 

На повестку дня заседания вынесли вопросы: «Закончился ли экономический кризис в России?» и «Каковы прогнозы на ближайшее будущее?».

Присутствующие с интересом прослушали доклад о современном состоянии рынка грузовой техники в России. В нем, в частности, было отмечено, что если в структуре импорта преобладают в основном новые автомобили, что является следствием законодательных мер, то регистрируются в ГИБДД в основном подержанные грузовики, т. е. потребитель чаще приобретает не новую, а б/у технику. На рынке преобладают отечественные грузовики КамАЗ и ГАЗ. Грузооборот с апреля 2010 г. стабилизировался и не растет, вслед за этим остановился и рост спроса на грузовую автотехнику.

Руководителей автобизнеса ознакомили с результатами статистических опросов мелких участников рынка грузоперевозок – не более пяти автомобилей. Опросы показали, что 80% респондентов на вопрос: изменилась ли интенсивность использования ваших грузовиков за последние 12 месяцев? – ответили: не изменилась. У 13% она уменьшилась и только у 7% увеличилась. На вопрос, произошли ли изменения в интенсивности грузоперевозок за последние 3 года, 62% респондентов ответили: «Остались прежними». На вопрос, приобрели ли вы грузовик новым или подержанным, 84% опрошенных ответили: «Подержанным, 15 лет и более». На вопрос, с какими основными проблемами вы сталкиваетесь в работе, большинство ответили: «Быстрый износ деталей из-за плохих дорог» и «Плохое качество запчастей». Запчасти для ремонта большинство грузоперевозчиков приобретают в магазинах автозапчастей и у оптовых поставщиков. И, наконец, 80% ответили отрицательно на вопрос, собираются ли они приобретать грузовик в ближайшие 12 месяцев.

Было отмечено, что новые грузовики западноевропейского производства сейчас в Россию практически не поставляют, поскольку доходы от грузоперевозок сильно упали. Перевозчики приобретают подержанные европейские автомобили главным образом 2007–2008 гг. выпуска.

Кризис вызвал большие изменения на рынке: многие мелкие фирмы прекратили существование, их место заняли крупные игроки. Изменилось поведение клиентов: люди стали гораздо лучше считать деньги, стараются сбить цену, ищут самые дешевые предложения. Даже когда спрос в натуральном выражении восстановится, в денежном он еще будет отставать от докризисного уровня – клиент будет «по привычке» сбивать цены. Участникам рынка надо готовиться к тому, что работать придется более жестко, более профессионально, с меньшей прибылью, экономя на всем.

Один из основных рисков для иностранных производителей – фактор непредсказуемости, сильное администрирование рынка. В прошлом году рынок был перекроен в пользу российских производителей. Еще два года администрирование рынка будет преобладать и определять ситуацию. И любое заявление или действие правительства может вызвать коллапс на рынке иностранных инвестиций.

В результате обсуждения присутствующие пришли к легко предсказуемому выводу: кризис не закончился. Были названы следующие признаки продолжающегося спада в экономике: невысокий спрос на продукты в сфере, представленной участниками заседания; невысокая платежеспособность потребителей; отсутствие возможностей для повышения заработной платы работникам предприятий в сфере, представленной участниками заседания.

Большинство участников заседания согласились, что дно кризиса пройдено. Намечаются некоторые признаки экономического роста. Однако период неопределенности может продлиться еще два–три года.