Оживление на японском рынке подъёмных кранов
Япония является одним из крупнейших, а по некоторым данным – крупнейшим в мире рынком подъемных кранов. После нескольких лет застоя дела у японских продуцентов подъемных кранов пошли в гору. Компания Kobelco Cranes утверждает, что каждый из трех продаваемых в настоящее время в мире гусеничных кранов является ее продукцией. Hitachi и Sumitomo пожинают первые плоды от объединения в 2002 г. их краностроительного бизнеса в рамках новой компании Hitachi Sumitomo Heavy Industries Construction Crane Co., Ltd. Растут продажи и прибыль у Tadano и KATO Works, а Furukawa Unic нашла новые рынки сбыта для гусеничных мини-кранов.
Многие японские компании осуществили ряд мер по повышению эффективности операций. Kobelco Cranes перестала быть частью Kobelco Construction Machinery и в качестве хозяйственно независимой компании вошла в группу Kobe Steel, что позволило ей ускорить заключение соглашения OEM (Original Equipment Manufacturer) с американской фирмой Manitowoc. Последняя продает гусеничные краны Kobelco в Америке (под маркой Manitowoc) и в Европе, а Kobelco – краны-вездеходы Grove в Японии.
Упоминавшиеся Hitachi и Sumitomo имеют кооперационные соглашения с Tadano, в соответствии с которыми последняя поставляет дочерней компании Sumitomo в США (Link-Belt) краны-вездеходы Tadano Faun, а также снабжает Hitachi Sumitomo Heavy Industries Construction Crane Co., Ltd. кранами-вездеходами грузоподъемностью 100, 200 и 360 т, поскольку Sumitomo прекратила производство кранов этой категории в Японии.
Tadano сотрудничает и с Kobelco – она поставляет ей по соглашению OEM шасси для кранов повышенной проходимости грузоподъемностью 25 и 50 т и полностью собранные краны повышенной проходимости на 12 и 16 т, окраску которых осуществляет Kobelco. Кроме того, Tadano подписала соглашение с Komatsu, прекратившей выпуск кранов повышенной проходимости, и теперь дилерская сеть последней предлагает покупателям аналогичную продукцию Tadano (под маркой Tadano).
К перечисленным мерам по рационализации производства добавилось улучшение рыночных условий, повлекшее расширение продаж строительного оборудования в целом. Общие отгрузки этого оборудования растут с середины 2002 г., а отгрузки на экспорт – с начала указанного года.
Вследствие увеличившегося спроса со стороны внутреннего рынка на самоходные подъемные краны продажи фирмы KATO Works возросли за 9 месяцев 2004/2005 финансового года (финансовый год у японских компаний заканчивается 31 марта) на 7,5% – до 24,68 млрд. йен (232,5 млн. USD). Ее операционная прибыль (валовая прибыль за вычетом торговых издержек) составила за указанный период 1,25 млрд. йен (11,8 млн. USD), а чистая прибыль – 558 млн. йен (5,3 млн. USD).
У компании Tadano оборот за 9 месяцев 2004/2005 г. увеличился на 5,6% – до 72,84 млрд. йен (685,3 млн. USD), операционная прибыль – на 4,3%, т. е. до 3,96 млрд. йен (37,3 млн. USD) и чистая прибыль – на 40%, или до 2,77 млрд. йен (26,1 млн. USD).
В 2003/2004 г. спрос в Японии на самоходные колесные краны с телескопической стрелой увеличился на 10%, в 2004/2005 г. – еще на 15%, но все равно оставался намного ниже уровня, необходимого для обновления парка. По оценке президента компании Tadano, парк этих кранов в стране составляет 40…41 тыс. ед. Если исходить из того, что срок их службы в среднем 20 лет, спрос на новые краны для замены изношенных должен равняться примерно 2 тыс. ед. в год, а между тем в 2004/2005 г. он исчислялся только в 1350 ед. Это позволяет предположить, что продажи продолжат расти, даже если ситуация в строительстве ухудшится.
Продажи новых гусеничных кранов в Японии в 2004 г. превысили 200 ед., что на 12% больше показателя предыдущего года. Продажи кранов на вездеходном шасси сократились с чуть более 1,2 тыс. ед. до 1,1 тыс. в 2004 г., однако, по данным компании Tadano, в течение прошлого года в динамике конъюнктуры наметился перелом в сторону оживления.
С учетом экспорта общие отгрузки самоходных кранов японскими продуцентами в 2004 г. составили, по оценке KATO Works, 4115 ед. Более чем 30%-ный рост мирового спроса на автокраны положительно сказался на результатах KATO и Tadano; обе эти компании устойчиво наращивали поставки в страны Ближнего и Среднего Востока, а также в Австралию и страны Юго-Восточной Азии. Согласно прогнозу KATO, эта благоприятная тенденция сохранится по меньшей мере до конца 2005 г.
Продажи на внутреннем рынке автокранов с жесткой стрелой, крупными поставщиками которых являются Tadano и Furucawa Unic, в последние два года были низкими вследствие принятия в ряде районов страны новых норм в отношении выхлопных газов. Экспорт же, наоборот, был активным. Так, у Furucawa Unic он возрос в 2003/2004 г. на 30%, что объяснялось высоким спросом на ее продукцию в Азии, а также на Ближнем и Среднем Востоке и в Европе, где начала действовать ее новая дистрибьюторская фирма Unic Cranes Europe.
Из новой продукции рассматриваемой отрасли следует выделить самый небольшой на сегодняшний день гусеничный кран Unic 094 (грузоподъемность 995 кг при выносе стрелы 1,5 м; проходит в настоящее время сертификацию в ЕС) и автокран KATO NK-550VR (грузоподъемность 55 т, на шасси компании Nissan).
Первый гусеничный кран, разработанный совместно Hitachi и Sumitomo (218 HSL грузоподъемностью 100 т), был показан на Строительной выставке в Лас-Вегасе в марте 2005 г. На кране используются гидравлическая система снятия-подъема противовеса и жидкостные тормоза на лебедке.
Еще одной новинкой Hitachi-Sumitomo является гусеничный кран c телескопической стрелой SCX400T, грузоподъемность которого 40 т. Он предназначен для продаж в Европе в качестве альтернативы 45-тонных колесных кранов повышенной проходимости и вездеходных. Масса (44,8 т) и габаритные размеры нового крана (ширина 3,35 мм, длина 12 470 мм, высота 2920 мм) позволяют транспортировать его на низкой платформе, что отвечает правилам дорожного движения большинства стран. Четырехсекционную 32-метровую телескопическую стрелу для крана поставила фирма Link-Belt.
Как и продуценты кранов в других странах, японские фирмы столкнулись с такими проблемами, как рост цен на сталь и нехватка шин (особенно широких для вездеходных кранов). В результате увеличились сроки поставки готовой продукции. Так, для типичных кранов повышенной проходимости они возросли с двух до трех-четырех месяцев.
Компании Tadano удалось перенести некоторые из дополнительных расходов на покупателя; в прошлом году цены возросли в среднем на 5% и могут повышаться дальше. На 15% подорожала с 1 апреля 2005 г. продукция Kobelco, продаваемая в Японии; что касается экспортных цен, они были повышены только на 5%. Вслед за Kobelco объявила о повышении цен Hitachi-Sumitomo; для продукции, реализуемой на внутреннем рынке, это повышение составило 10…15%, а на внешнем рынке – 10%.
Японским продуцентам кранов повышенной проходимости пришлось также (после фатального ДТП в августе 2004 г.) отзывать в массовом порядке старые краны для установки на них сигнальных устройств, напоминающих оператору о необходимости перехода в режим дорожного движения в случае выезда крана с места работы или cлучайного нажатия водителем на переключатель режимов передвижения. В качестве стандартного оборудования на кранах Komatsu эти сигнальные устройства начали устанавливать с 1996 г., на кранах Tadano – c 1998 г.
Для Tadano, лидера на рынке кранов на шасси повышенной проходимости, установка сигнальных устройств должна быть проведена на 15 278 кранах, построенных в 1983–1997 гг., однако с учетом машин, изъятых из эксплуатации, это число составит около 9 тыс. На этих работах занято 60 инженеров Tadano из отдела технического обслуживания, и проводят их зачастую по ночам или в воскресные и выходные дни, чтобы не останавливать краны.