«Король земли» из Соединённого Королевства

Л. Малютин

По официальной версии Terex Corp., название корпорации происходит от лат. terra rex – «король земли». Корпорация, начав в 1995 г. агрессивное расширение бизнеса главным образом путем поглощения, в том числе таких лидирующих в своих сегментах компаний, как Demag, O&K и Genui, к сегодняшнему дню сформировала диверсифицированный и довольно сбалансированный портфель из 49 торговых марок. Производственные мощности Terex размещены на 50 заводах в Северной Америке, Европе, Азии и Австралии, продукция которых продвигается более чем в 100 странах мира, в том числе в России. Родственные производства сводятся в бизнес-единицы, внутри которых проводится реструктуризация с целью концентрации разработки, производства, маркетинга, сервиса и соответственно унификации и сокращения издержек.

Сборочная линия экскаваторов-погрузчиков

Корпорация аккуратно работает с марочным капиталом, чтобы резкой сменой бренда не оттолкнуть лояльных потребителей. Этот процесс разбит на этапы во времени и по рынкам. На первом этапе сохраняется оригинальное написание торговой марки, к ней только добавляется «the Terex company», на втором используется двойное имя, например, Fermec-Terex, затем написание меняется на Terex-Fermec, а на финальном этапе останется только Terex. Так же постепенно меняется и окраска техники, с оригинальной на унифицированную – белую с серым, при этом за покупателем сохраняется право выбора любого цвета.

В бизнес-единицу компактной техники Terex Compact Equipment (TCE) объединены производства экскаваторов-погрузчиков, думперов, колесных и мини-экскаваторов, телескопических и фронтальных погрузчиков, катков и другого легкого оборудования, размещенные на пяти заводах в Германии, Великобритании и Италии. Годовая производственная программа нового предприятия в Ковентри площадью 30 300 м2, куда корпорация переместила производство с других заводов Великобритании, включает 3000 экскаваторов-погрузчиков, 4000 думперов, 2000 тротуарных катков и 200 сельскохозяйственных телескопических погрузчиков на четырех сборочных линиях. Линии размещены в просторном, светлом и очень чистом цехе, рядом с линиями – штабеля с комплектующими для текущей сборки. Цеха покраски вынесены в отдельные изолированные помещения. На заводе работают всего около 400 человек.

Сборка катков

Завод одновременно служит базой для продвижения на территории Великобритании компактной техники, выпускаемой в Германии и Италии. ТСЕ выбрала Ковентри по ряду причин. Заводской корпус построен несколько лет назад, и его площади и технические возможности позволяют не только сосредоточить все текущее производство в одном месте, но и расширяться в дальнейшем без значительных дополнительных инвестиций. Еще одна причина – в концентрации квалифицированной рабочей силы в индустриальной зоне Ковентри.

На заводе проводится сборка из комплектующих, включая рамы и элементы рабочего оборудования, поставляемых сторонними компаниями. Прежде чем стать поставщиком Terex, предприятие проходит сертификацию, в дальнейшем качество его продукции контролируют специалисты заводской лаборатории. Уровень качества производственных процессов и продукции завода ТСЕ отмечен сертификатом ISO 9001, который завод получил в июле 2003 г., несмотря на то, что сборочная линия экскаваторов-погрузчиков была запущена всего лишь семью неделями раньше. Сертификат качества открыл путь на внутренний рынок госзакупок и азиатские товарные рынки, требующие его обязательного наличия.

Экскаватор-погрузчик на стенде технического контроля

В мае 2003 г., когда производство перенесли с завода Fermec в Манчестере, сразу запустили новый модельный ряд экскаваторов-погрузчиков Terex-Fermec с новыми, более мощными двигателями Perkins Stage 2/ Tier 2 и целым рядом конструктивных усовершенствований. Модель 820 с двигателем мощностью 68,5 кВт заменила 760-ю, 860SX сменила 860SE, выпуск 860 Elite продолжили с более совершенной коробкой передач Powershift. Изменения коснулись и полноприводной модели 960 Elite со всеми управляемыми колесами одинакового диаметра. В новой версии 970 Elite вместо прежней электронной системы управления поворотом колес устанавливается более надежная гидравлика. Все машины моделей 960 и 970 получили двигатели мощностью 74,8 кВт. У новой серии двигателей Perkins 1104C-44T на 10% больше объем цилиндров – 4,4 л, что увеличило крутящий момент на низкой частоте вращения, изменена система циркуляции охлаждающей жидкости вокруг цилиндров, увеличена площадь радиатора и соответственно девятилопастного вентилятора. Новый дизайн капота, открывающегося к кабине, обеспечивает лучший доступ к двигателю, чем на предыдущих моделях. Кроме того, теперь все точки обслуживания доступны с уровня земли. К отличительной особенности машин Terex-Fermec относятся демпфирующие клапаны на гидроцилиндрах экскаваторного оборудования, предотвращающие его резкие движения.

В цехе окраски

За полвека существования марка Fermec (Ferguson Mechanic) завоевала популярность во многих странах мира. Сборка экскаваторов-погрузчиков, как и остальных машин Terex, проводится под заказ и в индивидуальной комплектации. Заказчик выбирает и цвет. Поэтому на сборочной линии одновременно могут находиться машины разного цвета и разной комплектации для покупателей из Европы, Америки, Австралии и других регионов мира. Машины для экспорта в Северную Америку обозначают литерой «В» и обычно комплектуют одним управляемым мостом и экскаваторным оборудованием на неподвижной центральной колонке.

Компактная машина, предназначенная для перевозки по строительной площадке насыпных, жидких и блочных грузов, называемая думпер (dumper), весьма популярна на стройках Великобритании и распространена в Европе. Традиционная компоновка думпера включает ковшеобразный кузов, который может опрокидываться вперед, вбок и подниматься рычажной системой для выгрузки в самосвал, сочлененную раму, большой дорожный просвет, привод на все колеса большого диаметра и простое сиденье с органами управления вместо кабины. Компания Benford, вошедшая с состав ТСЕ, занимается их производством более 50 лет. Сегодня на заводе в Ковентри выпускают несколько модельных рядов. Мини-думперы грузоподъемностью 850...1200 кг с сочлененной рамой, двигателем мощностью 16,8 кВт и гидрообъемной трансмиссией могут поднимать ковш на высоту до 1,5 м. Самая маленькая модель может проходить в проемы шириной 1 м.

Штабеля с комплектующими

Более мощные Power Tip думперы на сочлененной раме с механической трансмиссией перевозят от 2 до 9 т, но их ковш опрокидывается только вперед. У семейства Power Swivel ковш на 2...6 т помещен на поворотную платформу и может выгружаться вбок, что удобно в стесненных условиях. В отдельную линейку вынесены машины грузоподъемностью 3,5...4,0 т с двухскоростной гидрообъемной трансмиссией. Англичане, имея большой опыт противодействия вандализму, делают приборную панель не поддающейся разрушительному воздействию. В январе 2004 г. запущено производство новой серии думперов на цельной раме с колесной формулой 4х4х4, включающей пока три модели: PS6-AWS, PT6-AWS и PT7-AWS грузоподъемностью 6 и 7 т, на что указывает цифра в наименовании. К их достоинствам отнесена лучшая устойчивость и меньший – 7,7 м – радиус поворота. У PS6-AWS ковш на поворотной платформе, у остальных – опрокидывающийся вперед. Машины новой серии комплектуют двигателем Perkins 1004-42 мощностью 60 кВт и коробкой передач Powershuttle.

Сборочная линия думперов

На третьей линии освоена сборка вибрационных тандемных катков с гладкими вальцами. Модельный ряд включает восемь моделей массой 1,4...10 т на сочлененной раме, с открытым сиденьем, помещенными под правую руку антивандальным приборным щитком и шестиоперационным рычагом.

Буквально месяц назад в Ковентри перенесли сборку легких телескопических погрузчиков, предназначенных в первую очередь для сельского хозяйства. Они отличаются от остальных «телескопов» компоновкой, напоминающей фронтальный погрузчик: стрела крепится на переднюю часть сочлененной рамы, на задней части – кабина, за ней – двигатель. Стреловое оборудование управляется джойстиком.