Ford Transit – чартерный рейс из Европы

«Основные Средства» №2/2002

В то время как в Западной Европе не стихают восторги по поводу последнего поколения развозных коммерческих автомобилей Ford Transit (кстати, победившего в европейском конкурсе Van of the Year), для России в силу известных причин гораздо более интересной остается модель предыдущего поколения, уже успевшая захватить заметный сегмент рынка подержанных коммерческих автомобилей.

Ford Transit 2001 и Ford Transit 1994 (справа)

Выпуск автомобилей Ford Transit FT, снятых с производства в 2000 г., начался в 1986-м, т.е. продолжался 14 лет. Поэтому на рынке second-hand его модификаций более чем достаточно, а разброс цен на них варьируется от $4 000 за модели первых лет выпуска до $20 000 и выше за автомобили 1998 – 2000 гг.

Дебютировавшая в 1986 г. версия заменила изрядно устаревшего предшественника, известного Европе под тем же именем ещё с 1965 г. И отличалась она от него более чем разительно. Отошли в прошлое выпирающий нос «полукапота» и железные бамперы. При сохранении полукапотной компоновки и классического типа привода машина получила плавные и мягкие очертания кузова, столь характерные для всех восьмидесятников. И, надо сказать, внешность сыграла не последнюю роль в успешной карьере машины. А отличные для своего времени аэродинамические показатели кузова позволяют машине и сегодня конкурировать с новейшими моделями по расходу топлива.

Поначалу модельный ряд Transit представляли пассажирские 6-местные FT-80 Combi, FT-100 Combi и FT-120 Combi. Они оснащались 2,5-литровыми дизелями с непосредственным впрыском топлива, развивавшими 70 и 76 л.с., а также их турбонаддувными версиями мощностью соответственно 85 и 100 л.с.

Салон пассажирской версии Tourneo

С бензиновыми двигателями ситуация несколько иная. До весны 1989 г. на Transit продолжали устанавливать агрегаты от предыдущей модели, изменения коснулись лишь радиатора. Отличить такие машины можно только по VIN-номеру на фирменной СТО. В 1989 г. приступили к установке новых 2-литровых 4-цилиндровых двигателей мощностью 88 л.с. в карбюраторном варианте и 114 л.с. при оснащении мотора распределённым впрыском топлива и каталитическим нейтрализатором (индекс EFI). Двигатели агрегатировались либо с 5-ступенчатой механической коробкой, либо с 4-диапазонным «автоматом».

Подвеска Transit проста по конструкции, долговечна и несложна в обслуживании. Задняя – рессорная (на версиях малой и средней грузоподъёмности рессоры малолистовые), а передняя – независимая, типа McPherson, опирающаяся на подрамник, либо зависимая с продольными рессорами – на версиях полной массой от 3 до 3,5 т, и двускатными задними колёсами.

Салон и панель приборов выполнены д
овольно аскетично, и превосходят отечественную «Газель» только по качеству сборки – даже у машин с пробегом 150 – 200 тыс. км она скрипит довольно редко. Водительское место, справа от которого расположены два пассажирских, продумано и эргономично. Здесь и удобная, почти «легковая» посадка, и отличная обзорность со всех сторон, в том числе и через боковые зеркала заднего вида (с дополнительной вставкой для увеличения обзора), заметно облегчающие парковку. Нарекания вызывают только руль со скользким ободом и бардачок без крышки. В пассажирских версиях довольно неудобны в демонтаже кресла. Грузовой отсек имеет плоский пол и его погрузочная высота невелика, а колёсные арки занимают минимум места. Единственный недостаток – отсутствие фиксаторов распашных дверей.

Новшество 1994 г. – комфортная пассажирская модификация Tourneo

На дороге Transit отличается чётким рулевым управлением, что вкупе с удобным педальным узлом и хорошей обзорностью доставляет удовольствие от езды и не требует от водителя больших усилий. Несколько портит эту идиллию работа коробки, рычаг управления которой имеет длинные ходы и требует значительных усилий (особенно на старых экземплярах), и плавность хода – на кузов и руль передаются все недостатки наших дорог, становясь менее заметными лишь при значительной загрузке.

Модели первых лет выпуска (1986 – 1994 гг.) наиболее распространены на столичном рынке и цены на них составляют примерно $4 000 – $5 000. Многие из этих машин почти весь свой пробег набрали на наших дорогах, поэтому перед покупкой уделите подвеске удвоенное внимание, загнав автомобиль на эстакаду. Также работу подвески желательно проверить на ходу, причём, по возможности, при разной загрузке. Обратите внимание на правую сдвижную дверь. Если она не закрывается плотно и (или) возникают затруднения при открывании – вскоре потребуется замена замка. В остальном Transit довольно надёжен и при грамотной эксплуатации может прослужить не одну сотню тысяч километров. Серьёзные поломки, как правило, носят индивидуальный характер.

Конкуренты

Citroёn Jumper/Peugeot Boxer/FIAT Ducato (с 1994 г.)

Последнее поколение автомобилей, выпускаемых совместным предприятием концернов PSA (Peugeot/Citroёn) и FIAT в Италии, находится на конвейере без серьёзных изменений вот уже седьмой год.

Внешне все машины практически идентичны, отличаясь только эмблемами и некоторыми деталями интерьера. В общее число модификаций (а их около 160) входят цельнометаллические фургоны, пассажирские 7 – 15-местные микроавтобусы, а также 1,0 – 1,8-тонные грузовички с разными вариантами кабины, выпускающиеся и в качестве «голого» шасси. Гамма двигателей для каждой марки различна, а кажущаяся сходство обманчиво. В отличие от FIAT «французы» на заказ оснащаются полноприводной трансмиссией (с жёстким задним мостом) от французской фирмы Dangel.

По ходовым качествам эти многонациональные автомобили весьма близки к Ford, выигрывая только по динамическим параметрам в версии с мощными турбодизелями с непосредственным впрыском топлива.

Наиболее выгодным агрегатным вариантом является дуэт 2,5-литрового безнаддувного дизеля и механической трансмиссии. Этот мотор достаточно тяговит и не «угасает» при полной загрузке машины, что вообще свойственно всем дизелям (как впрочем, и вибрации на холостом ходу, и повышенная шумность). А «механика», в свою очередь, не скрадывает мощности не самого бойкого мотора. «Автомат» для Transit давних лет выпуска вообще не рекомендуем, так как он влечёт за собой множество дополнительных трат (здесь и учащенная замена тормозных колодок, и более дорогое обслуживание, требующее больше времени).

Старайтесь избегать автомобилей с турбонаддувными дизелями, особенно с большими пробегами. Подобные двигатели хороши, например, на автомобилях вроде Audi Allroad, но никак не под капотом коммерческих машин, постоянно перевозящих грузы. И Transit в этом не исключение. Ремонт системы турбонаддува требует огромных вложений несравнимых с приносимой им пользой.

Салон и панель приборов ранних версий (1986-1993 гг.) выполнен скромно и аскетично

Следующий этап в развитии Transit’а – год 1994. На это время пришлась значительная модернизация, затронувшая внешний вид автомобиля – кузов и салон. Появились новые, слегка «подтянутые» фары и облицовка радиатора, окрашенная в цвет кузова. Обновилась и панель приборов, сохранившая основные черты (к сожалению, вместе со старыми материалами отделки). Но главное новшество того времени – модификация Tourneo, представляющая собой пассажирскую версию с улучшенной отделкой, сиденьями с подлокотниками, серийно устанавливаемой водительской подушкой безопасности, инерционными ремнями безопасности и окрашенными в цвет кузова бамперами. В качестве опций (для неё и остальных версий) появились подушки безопасности для передних пассажиров и литые колёсные диски. Tourneo имел как короткобазную, так и длиннобазную версии. Технически Transit был практически не затронут и в таком виде дожил до снятия с производства в Европейских странах в 2000 г.

Отдельно стоит отметить Transit, изготовленные в Белоруссии, в местечке Обчак. Эти автомобили стали одними из самых дешёвых в своём классе, но не завоевали особой популярности из-за невысокого качества. Всего было собрано не более нескольких сотен экземпляров, которые затем долго стояли на складах дилеров.

Цены на Transit последних лет выпуска (в том числе и белорусские) варьируются от $8 000 – $9 000 до $20 000 и выше. В зависимости от состояния автомобиля они могут колебаться на $1 000 – $1 800.

Обслуживание этой машины – дело довольно дорогое, поэтому будьте внимательны при осмотре, благо Transit отличается тем, что серьёзные поломки не скрывает, и большинство из них может увидеть или услышать даже неспециалист. И не стоит загружать пассажирские версии так же, как и грузовые. Такая неразумная эксплуатация довольно быстро повлечет за собой ремонт или даже замену редуктора заднего моста (распространённое явление). При покупке грузовой версии обязательно поинтересуйтесь, чем занималась фирма-владелец и что перевозила. Избегайте также машин с фаркопами, как правило, они используются с повышенными нагрузками и отличаются сильно изношенной трансмиссией.

Конкуренты

Volkswagen Transporter/Caravelle (c 1990 г.)

По количеству продаж автомобили этого семейства не уступают Transit, и превосходят его по некоторым потребительским качествам. Так, в козырях у VW очень комфортная на ходу независимая подвеска (у фургонов), возможность оснащения полноприводной трансмиссией (Syncro) и мощным бензиновым VR6-мотор мощностью 140 л.с. (на Caravelle с 1996 г.). Именно эти особенности сделали такие машины столь популярными у деловых людей, приобретающих «офис на колёсах».

По качеству отделки VW значительно превосходит Transit. Например, у престижной Caravelle (по сути, более комфортной версии Transporter) имеется полный электропакет и подушки безопасности, а заметно более тесный и низкий салон щеголяет велюровой обивкой сидений.