Тест-драйв для близкого знакомства

Автоматические коробки передач Allison

Станислав Протасов

Чтобы лучше ознакомиться с работой коробок передач Allison, входящих в комплектацию грузовых автомобилей Volvo, группу журналистов пригласили в недавно открытый демонстрационный центр компании Volvo в местечке Борес возле Гётеборга (Швеция).

Автоматические коробки передач Allison не очень широко известны в России, а между тем Allison Transmission, Inc. – крупнейшая в мире компания, разработчик и производитель наиболее широкого и прогрессивного ряда автоматических гидродинамических коробок передач (АКП) и гибридных приводов для коммерческих автомобилей и внедорожной техники массой от 5 до 200 т. Компания выпускает около 250 тыс. агрегатов в год. (Для справки: более известные в России фирмы ZF и Voith выпускают ежегодно около 24 тыс. и 12 тыс. агрегатов соответственно.)
Компания Allison основана в 1915 г. в г. Индианаполис (США) Джеймсом Эллисоном. В 1929-м она становится частью General Motors, а в августе 2007 г. GM продает Allison мощному инвестиционному холдингу Carlisle Group. В настоящее время в компании работают 3600 человек. В составе сети центров технической поддержки свыше 1500 дистрибьюторов и дилеров более чем в 80 странах.
Трансмиссиями Allison комплектуют технику более чем 250 производителей по всему миру, в том числе DAF, DaimlerChrycler, IVECO, Scania, Volvo. Allison успешно сотрудничает с китайскими производителями грузовиков и автобусов, например Shaanxi, CNHTC, King-Long, HIGR.
На магистральные грузовики АКП Allison практически не устанавливают.
АКП Allison имеют наименования серий 1000, 2000 и т. д. – от самых легких до предназначенных для огромных карьерных самосвалов. Специально для автобусов разработана серия Torqmatic.
Известный турецкий производитель автобусов компания Temsa по заказу устанавливает АКП Allison на ряд своих моделей. Temsa считает, что для эксплуатации в условиях сильной запыленности, перегрузок и нерегулярного технического обслуживания надежные, неприхотливые коробки Allison подходят как нельзя лучше. Кроме того, АКП Allison оснащают городские автобусы Temsa, поставляемые во Францию, а с 2007 г. автобусы Temsa с трансмиссией Allison работают и в Северной Америке.
Allison Transmission – первая в мире компания, освоившая массовое производство параллельного гибридного электрического привода для автобусов EpSystem, в котором сочетаются прямой привод от небольшого двигателя и от аккумулирующей энергию электрической системы. В зависимости от условий и скорости движения блок управления системы выбирает соответствующий источник энергии или оба вместе. С позиций защиты окружающей среды выигрыш значительный: EpSystem способна улучшить топливную экономичность до 20%, кардинально сокращая при этом выбросы дизельного двигателя – NOx, сажу, СО, СН и СО2.
Специалисты Allison проводили тест-драйв: по городу по одному и тому же маршруту один водитель вел один и тот же автопоезд – с КП Allison и с КП другого производителя. С Allison средняя скорость движения оказалась выше (соответственно 60 и 66 км/ч). На этом основании сделан вывод – автомобили с АКП Allison проходят маршрут быстрее, чем оснащенные «механикой», и в итоге производительность автомобиля увеличивается либо при равной производительности с КП Allison можно выбирать автомобили с менее мощными двигателями.
Применение АКП Allison упрощает процесс регулярного техобслуживания. Интервал замены масла зависит от условий эксплуатации, а в среднем составляет 240 тыс. км пробега для тяжелонагруженных машин и тяжелых условий эксплуатации, как, например, в нашей стране. Затраты времени на ТО, как утверждают специалисты Allison, сокращаются на 70% по сравнению с АКП других производителей.
К сожалению, компания Allison не производит ни подвески, ни мосты, и это несколько ослабляет ее позиции на рынке, ведь потребителю обычно удобнее получить все от одного производителя в комплекте.
До 2007 г. Allison ориентировалась на американский рынок, не делая попыток расширить свое присутствие в России. Со сменой владельца политика компании изменилась: усилилось внимание к рынкам стран с быстро развивающейся промышленностью – Индии, Китая, России, стран Азии, Африки. Только в Китай в 2007 г. продали 10 тыс. КП на автобусы.
В России Allison сотрудничает с фирмами Scania, Volvo, International, Freightliner, Shaanxi. Заводы ЛиАЗ и ПАЗ устанавливают АКП Allison (как, впрочем, и АКП других производителей) на городские автобусы большого класса ЛиАЗ-5293 (низкопольный), ЛиАЗ-5256 (и его пригородную модификацию), ЛиАЗ-6212 (сочлененный), на городской низкопольный автобус малого класса ПАЗ-3237.
На «Норильском Никеле» уже год (около 50 тыс. км) отработал самосвал БелАЗ с АКП Allison, и отзывы положительные. А пробег карьерного самосвала БелАЗ аналогичной модели в Кемеровской области (Ерунаковский разрез) уже составил более 160 тыс. км. Компания Allison надеется, что сотрудничество с БелАЗом расширится.
И вот после рассказа об АКП Allison мы можем попробовать эти трансмиссии в деле! В демонстрационном центре для нас подготовили четыре автомобиля Volvo серий FL и FE: среднетоннажный грузовик, развозной фургон и два самосвала. На первых двух мы прошли по асфальтовой дороге с крутыми поворотами, подъемами и спусками. Самосвалы испытывались на грунтово-гравийной дороге с такими же крутыми поворотами и подъемами. Начало движения у всех грузовиков плавное, что особенно эффектно, когда это выполняется на подъеме. И общее впечатление очень хорошее: управлять тяжелым грузовиком с АКП Allison проще, чем легковушкой с механической коробкой. Мне приходилось ездить на грузовиках с «механикой», и если передачи приходится переключать часто, водителю я не завидую. Зато с «автоматом» Allison водитель может забыть о КП, и это замечательно! Повторю очевидное: водитель меньше устает, а производительность его и грузовика повышается.
Коллеги по журналистскому цеху тоже остались довольны – близкое знакомство с АКП Allison получилось удачным.

Комментарий практика
Александр Старостин, сервис-инженер Terex Corporation Russia. Стаж работы с техникой более 20 лет:
«АКП Allison уже более десяти лет оснащают сочлененные самосвалы Terex ТА 35 и ТА 40 и карьерные самосвалы TR 35, TR 45, TR 60, TR 70, TR 100, предназначенные для эксплуатации в тяжелейших условиях. Для ТА 35/40 это экстремальное бездорожье, болота, грязь, летом пыль. Использовать любое другое транспортное средство в таких условиях невозможно. Эксплуатацию в карьерах, наверное, комментировать не надо.
Кроме АКП Allison у меня есть опыт эксплуатации и ремонта коробок ZF, но АКП ZF устанавливают только на сочлененные самосвалы Terex ТА 30 и на грузовые автомобили Volvo. На карьерные самосвалы ZF не ставят. Ощущения от управления грузовиков с АКП обеих марок практически одинаковые, эти коробки мало отличаются. Современные автоматические коробки известных производителей с электронным управлением не требуют от водителя особого мастерства, исправляют ошибки. Буквально сел и поехал. И Allison, и ZF переключаются исключительно плавно.
Основные неисправности обеих АКП связаны, скорее, с электроникой, а точнее с проводкой: механические повреждения проводов, окисленные контакты. Механическая часть исключительно надежная. У АКП обеих марок есть система самодиагностики, более понятная у ZF и чуть более подробная у Allison.
Трансмиссия Allison лично мне кажется более надежной по сравнению с ZF. У ZF встречаются и механические внутренние поломки, и самопроизвольное ослабление болтов (это не применительно к продукции Terex, а из раннего опыта). Allison более ремонтопригодна. Например, на некоторых моделях Allison гидротрансформатор разборный, а на ZF сварной. Наши мастера и его разберут, сварят и отбалансируют, но трудозатраты несоизмеримы».