«Бычок»: награда от пожарных

 

Конструкторские решения, заложенные в автомобиле быстрого реагирования ЗИЛ-530104 «Бычок», были по достоинству оценены российскими пожарными. На проходившей с 19 по 22 сентября на ВВЦ выставке «Пожарная безопасность на рубеже XXI века» специальная комиссия пожарной службы МВД РФ отметила московский автомобиль дипломом и медалью. Это событие стало достойным продолжением традиций АМО ЗИЛ в строительстве автомобилей для борьбы с огнем.

Предприятие стало первым в отрасли, начавшим изготовление пожарной техники. В 1925 году было построено 12 пожарных линеек на базе АМО-Ф-15 как на АМО, так и на ленинградском заводе «Промет». Чуть позднее, с 1931 года и вплоть до Великой Отечественной войны, выпуском такой техники занялся филиал АМО – Миусский завод пожарных машин. В послевоенные годы, когда появились заводы, специализирующиеся на производстве пожарной техники, ЗИЛ продолжал выпускать различные типы шасси для таких машин.

В последние годы москвичи снова вернулись к пожарной тематике, предложив для борьбы с огнем ЗИЛ-433104, базирующийся на неполноприводном двухосном шасси, укомплектованном дизельным двигателем. Несколько уступая традиционным полноприводным машинам в проходимости, этот автомобиль имеет заметно меньший расход топлива и способен везти больший груз. Данные обстоятельства и определяют его «экологическую нишу» среди «собратьев». И если ЗИЛ-433104 вполне отвечает традиционным представлениям о пожарной машине, то появившийся следом ЗИЛ-530104 стал по-настоящему новым словом.

Очень опасны пожары в районах старой застройки, где тесные улочки, а в небольших двориках стоят здания, имеющие много деревянных конструкций – перекрытия, а порою и стены. Основной технике в таких местах работать сложно: нет возможности подъехать, да и развернуться негде. Именно для таких условий и создан автомобиль быстрого реагирования на шасси «Бычка».

Колесная база, равная 3 650 мм, позволила установить на машину двухрядную кабину для боевого расчета из 7 человек. А грузоподъемности в 3 750 кг оказалось достаточно для монтажа цистерны емкостью 1 500 литров и 180-литрового пенобака. Для подавления пламени используется 60-метровый напорный рукав, который в транспортном положении намотан на специальную катушку. Мощность двигателя оказалась достаточной для применения новых отечественных насосов.

На серийных «Бычках» стоят центробежные двухступенчатые насосы НЦПВ-4/100, НЦПК-40/100 и НЦПН-40 с автоматическими системами водонаполнения и пеносмешения, разработанные НПЦ «Инфра» в г. Миассе.

Масса подготовленного к борьбе с огнем пожарного автомобиля, получившего обозначение АЦ 1,5-30/4 (5301), составляет менее 7 тонн. Дизель Д245.12 Минского моторного завода мощностью 80 кВт (109 л.с.) в комплекте с пятиступенчатой коробкой передач позволяет машине разгоняться до 95 км/ч. Хорошая маневренность (радиус поворота менее 7 м), необходимая при движении в стесненных условиях, достигается большим углом поворота управляемых колес, а гидроусилитель руля облегчает работу водителя. Эти юркие пожарные машины, уже получившие положительную оценку при испытаниях в столице и в старинных городах Туле и Клину, теперь удостоились диплома и медали от авторитетной комиссии.

компании по теме статьи
компании по теме статьи