Огонь им не страшен
На традиционной, уже 7-й международной специализированной выставке «Пожарная безопасность XXI века», которая прошла в конце прошлого лета в Москве, фирмы-участники продемонстрировали растущий интерес общества к технике «укротителей огня». Подтвердилась тенденция неуклонного развития технических средств противопожарной защиты всех классов.
![]() ![]() Новый «аэродромник» от «Пожтехники» не отличается революционной внешностью
![]() Стандартная машина на полноприводном шасси популярна во многих российских городах
![]() Популярный у пожарных средний КамАЗ с надстройкой украинского «Пожспецмаша»
![]() Представитель аэродромных машин от миасской «Пожтехники» на шасси КамАЗ
![]() Новая цистерна от «Варгашей» необычна как снаружи, так и внутри
![]() Автолестница на шасси Тatra Т815 отличается пониженной высотой и завидной проходимостью
![]() Мобильный штаб на шасси «Волжанин-52851» оснащен мотопомпой
![]() ПО «Берег» продолжает оставаться «законодателем мод» – его АЦ-2,5-50/5,5 исполнена на шасси IVECO EuroCargo
![]() Самый впечатляющий 90-метровый пожарный подъемник от Bronto-Skylift на 5-осном шасси работает в Москве
![]() Жаль, что этот экспериментальный ЗИЛ лишь кочует с одной выставки на другую
![]() У технического «аэродромника» на шасси «Мустанга» аналогов в России пока нет
![]() Аэродромная машина СП «Урал-IVECO»
Рассказ о новинках логично начать со стенда отечественного лидера пожарного оборудования торжокской компании «Пожтехника». Одним из самых мощных ее экспонатов на выставке был, безусловно, аэродромный пожарный автомобиль АА-15/100-50/3. Появление «аэродромников» большого класса – крайняя редкость: их стоимость очень высока, и потому замене они подлежат не часто. АА-15/100-50/3 построен на полноприводном шасси МЗКТ-6902 Volat Минского завода колесных тягачей, укомплектованном двигателем Caterpillar C-18 мощностью 630 л.с., что позволяет развить максимальную скорость 110 км/ч менее чем за 10 с, а это перекрывает нормы ИКАО. Вместимость цистерн – 13 500 л воды и 1150 л пенообразователя. Дальность подачи водяной струи лафетного ствола – 90 м. Машина оснащена бамперной лафетной установкой для тушения самолетов с дальностью подачи воды до 45 м. Предусмотрена возможность навески штанговой системы для покрытия взлетно-посадочной полосы пеной. Двойная кабина от стандартного МАЗа вмещает 5 человек. Для помощи пожарным современных аэропортов предназначена другая машина торжокцев – ААТС-5-40-200-50. Сложное название означает «автомобиль аэродромный технической службы». Фактически это 10-метровый спасательный трап, однако он оснащен лафетным стволом с дистанционным управлением, 5-тонным водяным баком, 200-литровым порошковым баком и установкой газового тушения. Смонтирована сложная надстройка, оснащенная автономным насосом, на трехосном военном шасси КамАЗ-53501 семейства «Мустанг». Уже несколько десятков таких спецмашин заказано Министерством обороны. «Пожтехника» продолжает развивать и гамму автолестниц, причем были представлены варианты на импортных полноприводных шасси. Тридцатиметровая автолестница АЛ-30 установлена на двухосном шасси Mercedes-Benz Unimog габаритной длиной всего 8 м, что позволяет эвакуировать людей в стесненных городских условиях. Новая АЛ-37 размещена на трехосном шасси Tatra T815 с низкой кабиной, что позволяет понизить центр тяжести и габаритную высоту всей машины, а хребтовая рама и постоянный полный привод шасси обеспечивают высочайшую проходимость практически в любых условиях. Это не первый случай выбора Tatra в качестве носителя автолестницы, несколько лет назад на выставках уже демонстрировалась подобная конструкция на двухосном шасси чешского производства. «Пожтехника» представила и обычные пожарные автоцистерны на шасси ГАЗ-3310 «Валдай» вместимостью 2000 л и на шассии КамАЗ-4308 вместимостью 3200 л. Следует отметить наработки по аэродромной технике миасской компании «Уралпожтехника». Именно она еще в 2003 г. первой представила свою версию аэродромной машины на базе четырехосного КамАЗа. В 2008 г. дебютировала свежая версия АА-13/60(6560). Изменилось базовое шасси, увеличена до 400 л.с. мощность двигателя и вместимость цистерны до 12 200 л. Да и кабина экипажа, представляющая собой две стандартные кабины КамАЗа, сваренные по задним стенкам, теперь заметно стала лучше. Пожарный насос с подачей 60 л/с имеет дистанционное управление и автономную силовую установку мощностью 240 л.с., что позволяет производить тушение пожара на ходу. Автомобиль АА-12/60 на шасси «Урал-IVECO-6339» «Уралпожтехника» построила на строительном шасси. У него несколько меньше вместимость цистерны (11 300 л), а кабина стандартная, которая тем не менее вмещает экипаж из пяти человек. Оснащение импортное: насос Wilo NP 100/315A (Германия), лафетный ствол Hurricane RU RC и бамперная установка Tornado RC (США). Самый, пожалуй, выразительный экстерьер был у представленного Варгашинским заводом противопожарного оборудования автомобиля первой помощи АПП-1,8-10-(33104)-87ВР на шасси «ГАЗели». Это машина с совершенно необычным дизайном надстройки аэродинамической формы с целью снижения расхода топлива, да и в конструкции машины немало нестандартных технических решений. Так, установлен не один, а два бака для воды вместимостью по 900 л, по форме напоминающих емкости для порошка. Внутри этих водобаков создается давление 6…8 атм, а экспериментальная насосная установка работает от сжатого воздуха. Еще две варгашинские машины – 5-тонная автоцистерна АЦ-5,0-40(43114)-20ВР на шасси полноприводного трехосного КамАЗ-43114 и 2,5-тонная АЦ-2,5-40(433362)-7ВР на шасси классического ЗИЛ-4331 подверглись лишь небольшим, «косметическим» изменениям. В свое время подмосковное ПО «Берег» стало первым предприятием, построившим пожарную машину на шасси среднетоннажника КамАЗ-4308. В 2008 г. фирма вновь представила автоцистерну на базе той же машины. По сравнению с версией трехлетней давности изменен дизайн надстройки – по бокам теперь не два, а три отсека для порошковых тушащих веществ. Увеличилась длина кабины боевого расчета. Однако из-за этих нововведений пришлось сократить вместимость бака для воды с 3200 до 2500 л. В соответствии с тенденцией «Берег» представил потенциальным клиентам такой же аналог, но на импортном шасси. В этом случае донором послужил IVECO EuroCargo. Автоцистерна АЦ-2,5-50/5,5 на этом шасси несколько компактнее «камазовской», имеет более мощный двигатель и комбинированный насос высокого и нормального давления. Соответственно выше и стоимость готовой машины по сравнению с вариантом на шасси КамАЗ. Завод противопожарного машиностроения из г. Ливны Орловской области, наоборот, демонстрирует приверженность бюджетным моделям. Он привез следущую версию своего прицепа-цистерны ПЦ-3,2-40, который выполняет все функции пожарного автомобиля такого же класса, но дешевле в несколько раз. Это идеальное изделие для обеспечения пожарной безопасности в условиях поселков, сельской местности, регионов с большими лесными массивами. Транспортировать пожарный прицеп-цистерну может автомобиль, трактор и любое другое транспортное средство соответствующей грузоподъемности. Также ливенцы привезли и комплектную машину на короткобазном ЗИЛ-433362 с баком на 3200 л. Как и на версии 2007 г., пожарный насос приводится в действие автономным двигателем ЗМЗ мощностью 130 л.с. После длительного отсутствия в Москве была представлена продукция в прошлом одного из крупнейших в СССР производителей пожарного оборудования – прилукского завода «Пожспецмаш» (Украина, Черниговская обл.). Завод основан 80 лет назад, начинал с огнетушителей, и сейчас это одно из крупнейших предприятий Украины подобного профиля. На московской выставке завод представил автомобиль первой помощи на базе «Валдая» АППД-2(3310)274 и пожарную автоцистерну АЦ-40-4(43253)247.01 на базе двухосного КамАЗ-43253. Ничего революционного, но в России продукция представляется впервые. Надо сказать несколько слов и об отдельных экспонатах небольших производителей. Это автоцистерна АЦ-3,0-40(43206)1-МИ на шасси двухосного «Урал-43206» из Златоуста, пожарный автомобиль азотного тушения АГТ-4000 от подмосковного ОКБ «Гранат», пожарный автобус «Волжанин». К сожалению, отсутствовал «КАМАЗинструментспецмаш», а отделение специальных машин московского ЗИЛа снова показало лишь свою экспериментальную цистерну на шасси с бескапотной кабиной. Были в экспозиции и рабочие машины, в основном зарубежного производства. Это подъемники и автолестницы именитой марки IVECO-Magirus, несущие службу в частях Минобороны, а также различные коленчатые подъемники производства финской Bronto-Skylift. Выставка в очередной раз продемонстрировала двойственность в развитии пожарной техники. С одной стороны, в крупных городах усиливается тенденция к применению самых передовых решений мировых производителей. Эту потребность пытаются обеспечить и отечественные фирмы, используя импортные комплектующие, а также применяя шасси зарубежного производства. С другой – большинство населенных пунктов как России, так и стран СНГ вынуждено ориентироваться на классические отечественные решения, отличающиеся бюджетной ценой. |