Пламенные борцы
Почти с первых лет эры автомобилей одним из направлений их использования стала борьба с огнем. Применение более мощных, надежных и грузоподъемных машин позволило повысить эффективность пожарных расчетов и резко сократить затраты. С тех самых пор развитие пожарной техники во всем мире шло в ногу с появлением новых моделей.
Автомобиль газоводяного тушения на полноприводном шасси КамАЗ |
В России из-за отсталости и практически полного отсутствия собственного автопрома пожарная техника в подавляющем большинстве была импортной. Параллельно становлению индустрии cитуация менялась. Как только промышленность осваивала новую модель грузового автомобиля, отраслевые специалисты использовали ее для установки пожарного оборудования. В свое время шасси практически любого советского грузовика служило базой пожарных машин определенного класса. Исключение составил, пожалуй, только МАЗ дорожных семейств.
Парадоксально, что иногда разработки НИИ пожарной техники по уровню опережали автопром в целом. Характерный пример – создание аэродромного автомобиля АА-60, базой которого послужило единственное подходящее по мощностным характеристикам военное шасси МАЗ-543. Несмотря на постоянные модернизации, автомобиль так и не смог выполнить полностью нормативы ИКАО. Проблема была в том, что шасси разрабатывали для совершенно других целей, но альтернативы ему для создания «аэродромника» вообще не существовало.
50-метровая лестница от «Пожтехники» с низко расположенной кабиной: уменьшенная габаритная высота упрощает заезд в арки и подворотни |
Однако вернемся к собственно пожарной технике. Ее принято разделять на три класса – основных, специальных и вспомогательных автомобилей. Понятно, что большую часть составляет именно первая группа – основные боевые автомобили. Именно они участвуют в тушении, подают в очаг возгорания пену, порошок, углекислоту или воду. Самые распространенные – это автоцистерны (АЦ). До сих пор в России основной моделью в частях остается АЦ-40 (130) 63Б на базе ЗИЛ-130. В последние десятилетия ее сменяет аналогичная модель на более современном шасси ЗИЛ-4331.
Вторая группа – специальные автомобили. В нее входят автолестницы, коленчатые подъемники, автомобили газодымозащитной службы (АГДС), связи и освещения. Самые высокие автолестницы отечественного производства выпускает торжокская «Пожтехника». Это АЛ-60 на базе трехосного автомобиля Таtra. Что касается коленчатых подъемников, то их делает также Туймазинский завод. При этом если наша промышленность в состоянии удовлетворить потребности в автолестницах и связных машинах, то АГДС и подъемники приходится закупать за рубежом.
Автомобиль первой помощи на базе Иж (4х4) в серию не пошел из-за снятия с производства шасси |
И, наконец, последний класс – вспомогательные автомобили, с их помощью обеспечивается работа остальных. Они заправляют топливом, ремонтируют боевую технику, подвозят необходимое и т. д. В них нет ничего специального, и от своих «гражданских» собратьев эти автомобили отличаются только окраской.
Сегодня в России насчитывается примерно два десятка производителей комплектных пожарных автомобилей, не считая поставщиков оборудования. Разумеется, рассматривать все нецелесообразно, учитывая небольшой объем выпуска и узкий ассортимент большинства. Для оценки тенденций в производстве пожарной техники достаточно сравнить экспонаты московских выставок «Пожарная безопасность» последних лет.
Российская пожарная охрана очень нуждается в максимально простых и недорогих пожарных машинах на агрегатной базе хорошо известных автомобилей крупных производителей. Так, автоцистерны среднего класса (вместимостью 2200...3200 л) на шасси того же ЗИЛ-4331 предлагают практически все профильные фирмы – от крупнейшей «Пожтехники» до малоизвестной группы компаний «Бранд-Мастер». Конкуренцию готова составить автоцистерна АЦ-3,2-40 на шасси среднетоннажника КамАЗ-4308, которую уже серийно выпускают ПО «Берег» (Московская обл.), ОАО «КАМАЗинструментспецмаш» и та же «Пожтехника».
Первый образец «пожарного» КамАЗ-4308 разработки ПО «Берег» |
Следует заметить, что впервые за два десятилетия производители стали делать широкое предложение автоцистерн на новой полноприводной базе для села. Находящиеся до сих пор в эксплуатации машины на шасси ГАЗ-66 морально и технически устарели. Приходящие им на смену АЦ-1,6-30 («Варгаши», Курганская обл.) и АЦ-1,6-40 («Пожтехника», Торжок) базируются на шасси ГАЗ-3308 (4х4).
На выставке в 2007 г. Ливенский завод противопожарного оборудования представил пожарный прицеп ПЦ-2,5-40 с автономным двигателем привода насоса. Учитывая колоссальные средства, необходимые для своевременного перевооружения пожарных частей в масштабе страны, прицеп может стать хорошей альтернативой автомобилю, особенно в удаленных сельских районах. Основные его преимущества – низкая стоимость (550 000 руб.) и возможность доставки к месту возгорания любым транспортным средством.
Не так просто ситуация складывается с техникой для городов. Общеизвестно, что подавляющее число возгораний – это бытовые пожары, на начальном этапе не требующие присутствия крупных машин. Главная проблема при этом – скорость прибытия пожарного расчета, крайне низкая из-за транспортных пробок и неудобства заезда во дворы. Именно поэтому постоянно растет число производителей, предлагающих пожарные автомобили быстрого реагирования на шасси легких пикапов и фургонов отечественного и зарубежного производства. В качестве «доноров» используются как легкие Иж «Ода» и ВАЗ «Нива», так и более тяжелые «Бычок» и «Валдай». Последний в «пожарном мундире» впервые показало в 2006 г. ООО »АвтоЛИК» из Нижнего Новгорода; в 2007 г. свои версии ГАЗ-3310 представили екатеринбургский завод «Спецавтотехника» и та же «Пожтехника».
Аккумуляторный робот «Кузнечик» |
На примере двух последних версий заметна разница в идеологиях производителей. В Торжке стремились сделать максимально простую машину с цистерной наибольшей вместимости (2000 л), а завод «Спецавтотехника», наоборот, добавил второй ряд сидений, медицинское и осветительное оборудование. При этом пришлось уменьшить водяной бак до 800 л.
С машинами большого класса ситуация выглядит менее революционно. Заметна одна особенность – разные компании предлагают сходные решения, но на разной агрегатной базе. Если в cредней полосе России больше распространены шасси КамАЗ и ЗИЛ, то сибирские производители по понятным причинам отдают предпочтение шасси «Урал». В качестве примера можно привести прошлогоднюю новинку от «УралПОЖТЕХНИКИ» АЦ-6,0-100 на шасси «Урал-4320-1951-48» с обновленной кабиной.
Заметна и тенденция к универсальности. Расширяются семейства специальных машин аварийно-спасательных, комбинированного тушения или быстрого реагирования. Производители ставят цель справиться с проблемой любой сложности меньшим количеством привлекаемой техники. Вдобавок к стандартному, скажем, баку с пеной добавлен небольшой кран-манипулятор для разборки завалов или предусмотрены отсеки для дополнительного оборудования, которого у пожарных не перечесть.
Предельно упрощенный вариант пожарной автоцистерны АЦ-1,6-40 (ГАЗ-3308) – нет даже кузова |
В этом плане большой интерес у специалистов вызвал АПСЛ (автомобиль пожарно-спасательный с лестницей) 1,25-08-18. Эта необычная машина помимо бака с водой и пожарного насоса оборудована спасательной лестницей длиной 18 м. Примечательно и то, что выполнена она на шасси МАЗ-533702 с двойной кабиной, позволяющей перевозить расчет из 5 человек.
Надо упомянуть еще об одном типе специальных автомобилей, который продолжает развиваться. Речь идет об уникальной отечественной разработке для тушения нефтяных пожаров – автомобилях газоводяного тушения. Решение простое, но изящное – на шасси грузовика устанавливается списанный авиационный турбореактивный двигатель. Принцип действия такой установки следующий. Турбина создает мощную струю газов, в которую посредством стационарных лафетных стволов подается вода. Распыленная струей мелкодисперсная смесь обладает огромной кинетической энергией и высокой пламегасящей способностью, что позволяет гасить даже нефтяную «пламенную свечу».
Такие опытные установки появились еще в конце 1950-х годов на шасси ЯАЗ, затем их выпускали мелкими партиями на других различных шасси – ЗИЛ-157, «Урал-4320». И вот теперь улучшенный вариант АГВТ-150 предлагает «Пожтехника» на полноприводном шасси КамАЗ-43114.
Пример комбинированной машины на базе МАЗ-5337 |
А вот с аэродромными автомобилями не все так хорошо. Машин для обслуживания средних аэродромов предостаточно, их предлагают несколько фирм. Все они по параметрам сходны: расчет 5...6 человек, цистерна вместимостью 8000 л, бак для пенообразователя на 300...500 л. Строят их на полноприводных шасси КамАЗ-43118 или «Урал-4320», а различаются они, как правило, наличием установки для покрытия ВВП пеной и дополнительного лафетного ствола на бампере. Самый большой в стране «аэродромник» 42-тонный АА-15/60 базируется на шасси МЗКТ-790912 (8х8), несет 14 000 л воды, 1000 л пены и 100 кг углекислоты. Подача лафетного ствола достигает 60 л/с. Однако этих характеристик уже недостаточно для современных крупных аэропортов. Сейчас выпускающая этот спецавтомобиль «Пожтехника» занята изготовлением следующей, более совершенной машины на базе МЗКТ. Специалисты ожидают ее появления в начале 2008 г.
Из новинок последних лет следует упомянуть два экспоната последней выставки пожарной техники. Это роботы-пожарные. Один из них, разработанный ВНИИПО и изготовленный ПО «Берег», – аккумуляторный робот малого класса «Кузнечик», который предназначен для работы в условиях, где нахождение человека исключается. Помимо «Кузнечика» на базе КамАЗа перевозят также комплект защитных костюмов для операторов.
Первый образец «пожарного» КамАЗ-4308 разработки ПО «Берег» |
Второй робот также разработки ВНИИПО больше напоминает маленький радиоуправляемый танк и называется «Ель-4». Если «Кузнечик» приводится в действие электродвигателем, то «Ель-4» – 175-сильным дизелем. Управлять им можно дистанционно с расстояния до 2,5 км. Снаряженная масса маленького радиоуправляемого танка – 6,8 т. «Ель-4» в состоянии перевозить 2150 кг различных средств огнетушения.
Конечно, при всем этом разработка и производство средств пожаротушения пока не позволяют полностью предложить все необходимые в различных условиях средства, поэтому пожарные управления страны постоянно пополняют свой парк различными импортными машинами, как правило, самых именитых марок. Однако очевидным является факт, что российские разработки технических средств пожаротушения вполне соответствуют современному уровню.