Неусыпный пожарный
Автоматические системы пожаротушения для тяжелой техники

Системы автоматического пожаротушения сохранят дорогостоящую карьерную спецтехнику и коммерческий транспорт в случае возгорания в моторном или агрегатном отсеке, а также исключат гибель людей из-за пожара.

Подробнее о системах автоматического пожаротушения

Системы автоматического пожаротушения давно и эффективно применяются как на коммерческом транспорте, и в частности в автобусах, на грузовиках, так и на специальных машинах, задействованных в горнодобывающей, дорожно-строительной и иных отраслях. Наибольший эффект дают установки, смонтированные на машинах, имеющих круглосуточную загрузку, работающих с минимальными по времени технологическими перерывами. Именно в тяжелонагруженных механизмах чаще всего возникают перегрев и следующее за ним возгорание.

Важным моментом защиты любой спецмашины от пожара является построение оптимальной конфигурации системы автоматического пожаротушения. При этом говорить о неких универсальных вариантах, пожалуй, не имеет смысла. А все потому, что любая спецмашина, будь то мощный экскаватор или бульдозер, индивидуальны по своим техническим характеристикам, конструктивным особенностям и компоновке, поэтому требуют индивидуального подхода к оснащению дополнительным оборудованием. При этом отметим, что комплектация системы автоматического пожаротушения подбирается не только исходя из необходимости защиты от возможного возгорания в моторном отсеке. Важно также предотвратить возникновение пожароопасной ситуации и в агрегатном отделении. Именно там, как правило, расположены высоконагруженные гидравлические агрегаты и коммуникативные элементы гидравлической системы.

Особое внимание уделяется местам, где проложены рукава высокого давления, конструкцией предусмотрены накопительные емкости, поддоны, в которые стекает гидравлическое масло, и т. д. Известно, что температура гидравлической жидкости может достигать очень высоких значений, особенно если у спецмашины имеются проблемы с охлаждением гидравлической системы. Перегрев возникает как вследствие банального засорения радиаторов и теплообменников, так и из-за отказов элементов терморегулирующей аппаратуры, и в частности электронной. Именно на такие особо опасные с точки зрения перегрева и зарождения пламени места и направляются распылительные форсунки автоматических систем пожаротушения.

Все попадающие в зону риска точки определяются как при анализе заводской документации производителя спецмашины, так и в ходе так называемого предпроектного осмотра, который проводится инженерами фирмы – установщика дополнительного оборудования. Как мы уже упомянули выше, любая система автоматического пожаротушения строится на основании подсчета количества опасных точек и соответственно числа распылителей – насадок, которые на эти точки нацелены. Насадки задают сектор распыла активного вещества – то есть, если подверженная перегреву и находящаяся в зоне риска площадь узла или агрегата большая, то для ее покрытия с необходимым запасом выбирается соответствующая «широкая» насадка. Если активное вещество требуется подать в узкий проем, то и насадка будет иметь «узкий» сектор распыла. При подборе оборудования также в обязательном порядке оцениваются дальность и длительность подачи материала, его объем, необходимый для того, чтобы сбить пламя и остудить поверхности, интенсивность выхода рабочего вещества и т. д. В зависимости от этих параметров выбирается необходимый объем резервуаров с огнетушащим веществом (ОГВ).

Само рабочее тело в зависимости от своей природы при этом может находиться в порошковом, жидком или газообразном состоянии. Каждый из этих трех типов веществ имеет свои преимущества и недостатки, которые ограничивают сферу их применения. Различаются они и по эффективности подавления горения. Учитывая этот фактор, производители автоматических систем пожаротушения часто комбинируют в рамках одной системы резервуары с разными типами огнетушащих веществ, обеспечивая тем самым наилучшие результаты подавления очагов возгорания. Отметим также, что все рабочие тела, в том числе жидкие вещества, сохраняют работоспособность в широком диапазоне температур. Как минимум он находится в вилке значений от +50 до –50 °С. При этом согласно данным инженеров российского дилера компании ANSUL, которая является одним из лидеров в производстве автоматических систем пожаротушения и компонентов к ним, именно жидкие компоненты дают наилучший результат по снижению температуры и предотвращают повторное возгорание защищаемого объекта.

Эксперты компании также отмечают, что наилучший эффект дает одновременное применение двух типов огнетушащих веществ – жидкости и порошка. «Двойной эффект» дает пленка или, вернее, определенного состава пена, которая образуется и оседает на защищаемых поверхностях в результате контакта сухого и жидкого реагентов. Каждый из компонентов ОГВ закачивается в транспортную магистраль из своего отдельного резервуара. В качестве вытеснителей ОГВ, как правило, используется газ, например азот, который находится под давлением в специальных капсулах, имеющих газонепроницаемые стенки. Как правило, это емкости, изготовленные из высокопрочной стали. Газонепроницаемость и герметичность запорной аппаратуры – очень важный параметр, так как в «боевом» состоянии система должна находиться долгое время, исчисляемое годами. Все компоненты системы соединяются между собой рукавами высокого давления. Благодаря высокой «гибкости» системы и возможности размещения ее компонентов в наиболее благоприятных местах отсеков спецмашин от возгорания можно защитить абсолютно все виды специальной техники: от карьерных экскаваторов до машин, работающих в шахтах или тоннелях, или многотонных карьерных самосвалов.

Для того чтобы вовремя обнаружить начало возгорания, читай – неконтролируемое повышение температуры до критической отметки, а также для подачи сигнала на срабатывание системы пожаротушения, применяются точечные тепловые датчики и/ или линейные извещатели – термокабели. В зависимости от требований к системе настройка чувствительных элементов датчиков и кабелей может находиться в довольно широком диапазоне температур от +120 до +180 °С. Работают датчики по принципу изменения электрического сопротивления в полупроводниках при их нагреве и замыкания электрической цепи, передающей управляющий сигнал на срабатывание автоматики.

К выбору температуры срабатывания датчиков необходимо относиться с особой ответственностью. Так, при настройке в +120 °С не исключены ложные срабатывания системы и аварийная остановка спецмашины. Спровоцировать такую нештатную ситуацию может даже кратковременный перегрев силовой установки. С другой стороны, комплектация системы датчиками, срабатывающими при температуре выше +180 °С, чревата тем, что тушение возгорания будет начато не в начале процесса, когда потери будут минимальными, а когда огонь уже наберет силу и причинит механизму существенный вред. Так, в результате перегрева происходит «отпуск» металла и ухудшение его прочностных свойств и рабочих качеств. Следовательно, при ремонте потребуется замена подвергшихся воздействию высокой температуры элементов конструкции, что очень и очень дорого.

Своевременное и надежное срабатывание системы зависит и от качества температурных датчиков, поэтому на них экономить нельзя ни в коем случае. Кроме того, оптимальным вариантом является тот, при котором все компоненты и оборудование автоматической системы пожаротушения или их абсолютное большинство будут от одного производителя. В этом случае обеспечивается оптимальная совместимость всех компонентов и минимальная вероятность сбоев оборудования.

 

Размещение систем пожаротушения

Системы пожаротушения могут устанавливаться как на сборочных конвейерах производителей горнодобывающей, карьерной или коммерческой техники, так и монтироваться на нее непосредственно в процессе эксплуатации. В первом случае система, которая предлагается как опция, обойдется владельцу техники существенно дешевле, так как сборочные заводы оказывают на своих поставщиков сильное давление в отношении стоимости комплектующих. Именно по этой причине рекомендуется заказывать опцию сразу, не откладывая вложения средств на потом. Поверьте, в конечном итоге экономия получается мнимой, особенно если учесть то, что технику на время монтажа придется на какое-то время вывести из эксплуатации. Для некоторых единиц карьерных машин это вовсе недопустимо, так как даже незначительный по времени простой чреват большими финансовыми потерями предприятия.

В первом случае система, которая предлагается как опция, позволит владельцу техники работать с одним поставщиком и в случае, если технику не надо собирать на месте, позволит сэкономить определенное время, которое могло бы потребоваться на дооборудование.

Кроме того, монтаж системы пожаротушения на сборочном конвейере будет автоматически означать то, что на дополнительное оборудование будет действовать фирменная гарантия производителя спецтехники. А при договоренностях с поставщиком возможно будет сразу договориться о поддержке местного представительства в вопросах обслуживания и ремонта АСПТ. Здесь мы сознательно уходим от понятия фирменного сервисного центра, так как карьерный экскаватор в отличие от грузовика не приходит на техническое обслуживание, мелкий и даже средний ремонт в СТО, а все регламентные и ремонтные работы производятся непосредственно по месту работы спецмашины – то есть, по сути, выездная заводская бригада вызовет всех необходимых специалистов для проведения на спецмашине комплексного ТО, охватывая все ее системы и агрегаты. Также предварительная договоренность с поставщиком техники исключит последующий поиск компании, занимающейся системами пожаротушения. Это удобно.

Второй способ установки системы пожаротушения предполагает проведение всех работ на технике, которая уже находится в эксплуатации. По сути, мы говорим об одном из направлений модернизации стоящих на балансе эксплуатирующей организации машин. Что касается собственно цены данных услуг, то итоговая сумма будет отличаться от той, которую с вас возьмут за данную опцию при заказе техники у дилера. Судите сами, даже если само оборудование (установочный комплект) будет реализовано по низкой цене, например сравнимой с той, которую прописывает в договоре с поставщиком сборочный завод, что само по себе под очень большим вопросом, также придется оплачивать и работу монтажников. Стоит учесть тот факт, что на некоторые типы машин монтаж расширенных по компонентой базе версий систем автоматического пожаротушения занимает до четырех-пяти дней.

Не стоит забывать и о том, что на время монтажа спецтехника временно выводится из эксплуатации, что уже само по себе несет финансовые потери, особенно если речь идет о предприятиях с круглосуточным режимом работы, где техника останавливается только на пересменку, ТО и плановые ремонтные работы. Само собой разумеется, согласно неписаному правилу, все работы по монтажу любого дополнительного оборудования производятся в момент проведения технического обслуживания или мелкого ремонта техники, что снижает потери от простоя. Тем не менее случаются ситуации, когда для проведения ТО технику все равно приходится исключать из рабочего процесса.

Есть у систем, установленных непосредственно в период эксплуатации спецмашин, и преимущества перед теми, что были установлены на сборочном конвейере. Все компоненты приобретены на территории РФ, соответственно имеют всю необходимую разрешительную документацию. Представитель производителя берет на себя исполнение гарантийных обязательств и оказывает техническую и консультационную поддержку. Так, при дооборудовании машины установка систем пожаротушения ведется с привязкой к конкретно взятому образцу техники, который уже проявил себя в реальных условиях эксплуатации. Это означает, что в процессе модернизации будут защищены самые горячие в прямом и переносном смысле этого слова точки спецмашины. Причем точки эти покажет инженер службы главного механика эксплуатирующей организации. Это очень важный момент, так как не секрет, что завод – производитель спецмашин получает самую достоверную информацию о работе своей техники именно от эксплуатирующих организаций и согласно этим данным производит модернизацию машин, определяет регламент ТО для конкретных условий работы техники, корректирует интервал согласно особенностям, например климатическим, региональным (запыленность, содержание в воздухе солей и т. д.). Иными словами, монтаж системы пожаротушения на работающий механизм будет выполнен, если так можно выразиться, более тонко, следовательно, и машина будет при этом защищена лучше, надежнее.

Не стоит забывать, что не все производители техники предоставляют опцию АСПТ. Так, например, японские производители техники принципиально не производят предустановку систем пожаротушения и не несут никакой ответственности за дополнительное оборудование, устанавливаемое на их технику. В таких случаях система монтируется при сборке самой техники непосредственно на месте.

Поэтому отметим, что с учетом того, что систему будет устанавливать уполномоченный представитель компании производителя, он не только будет обладать самой полной информацией по системе, что позволит ему наиболее эффективно и быстро ее обслуживать, но и сразу будет предоставлена гарантия на работоспособность системы. А в процессе эксплуатации будет обеспечена полная техническая поддержка.

Теперь о том, что касается регламентного ТО для систем пожаротушения и сроке их службы. Согласно данным специалистов все той же компании ANSUL, работоспособность системы сохраняется в течение 12 лет с момента ее установки на спецмашину и заправки необходимыми расходными компонентами. В нашем случае это порошковые и/ или жидкостные ОГВ и газ азот. При этом подразумевается, что система будет обслуживаться с установленной периодичностью каждые 1000 моточасов или один раз в год (что наступит раньше). В регламентное обслуживание входит проверка работоспособности всех составных частей системы, как электрики, так и ОГВ. Примечательно, что проверка требует не более одного дня в зависимости от комплектации системы. А раз так, то ее можно приурочить к проведению регламентного ТО и тем самым свести потери от простоя машины к минимуму.

компании по теме статьи
компании по теме статьи