Выставка-форум «Дорога-2013»

Леонид Малютин
С 14 по 17 октября в «Крокус-Экспо» прошла 4-я Международная специализированная выставка-форум «Дорога». Общая площадь выставки составила 14 000 м2. Это больше, чем в более тучные предшествующие годы. Участвовало более 200 компаний из 28 регионов России и 15 зарубежных стран (Беларуси, Украины, Финляндии, Нидерландов, Чехии, Китая, Южной Кореи, Греции, Индии, Австрии, США, Швейцарии и Канады).
 
Самосвал с донной разгрузкой БЦМ-262
Подборщик-перегружатель БЦМ-261
МТЗ-82 с «распашным» отвалом и снегопогрузчиком пермского завода «Навигатор»
Антисегрегационный перегружатель Weiler E1250
Антисегрегационный перегружатель Roadtec SB-2500EX
Распределитель твердых и жидких ПГМ «Бецема-Acometis»
Фронтальный фрезерно-роторный снегоочиститель завода «Навигатор» на тракторе Terrion ATM 3180M
Многофункциональная коммунальная машина Mathieu Azura Flex компании ISP Group
Многофункциональная коммунальная машина Ausa M350 компании ISP Group
Комбинированная дорожная машина МКУ 7802 с оборудованием Dobrowolski
Самоходная разметочная машина Winter W 251 компании ISP Group
Автогудронатор TEKFALT sprayFALT компании ISP Group
Подметально-уборочная машина Brodd Spider на шасси КамАЗ-4308 ЗАО «Коминвест-АКМТ»
Фрезерно-роторный снегоочиститель ДЭ-210 БФ-2 на тракторе «Кировец» К-708 ЗАО «Коминвест-АКМТ»
Комбинированная дорожная машина ЗАО «Коминвест-АКМТ» на базе самосвала Scania
Комбинированная дорожная машина МКДУ-3 ЗАО «Коминвест-АКМТ»
Комбинированная дорожная машина ЭД-700М компании «Меркатор-Сервис»
Фронтальный погрузчик DM-30 «Волжанин» с фрезерно-роторным снегоочистителем Larue D35
Дорожный ремонтер Madpatcher компании Madrog
Универсальная дорожная машина с распределителем Rasco Solid компании «АвтоБАУ»
Комбинированная дорожная машина ЭД-405В1 от «Меркатор-Сервис»

Основными темами выставки стали: интеллектуальные транспортные системы (ИТС); инновации, мосты и тоннели (проектирование, строительство, эксплуатация); безопасность дорожного движения, дорожный сервис; дорожно-строительная техника, лизинг.

Каждое из направлений представляет собой крупный технологический и культурный пласт, и всё вместе невозможно охватить не только в одной статье, но и в целом издании. Поэтому в соответствии с направленностью нашего журнала мы ограничимся обзором техники – дорожно-строительной и для содержания дорог.

Кто более всех удивил, так это красногорская «Бецема», которая резко расширила номенклатуру спецтехники. На выставку привезли мобильную установку для ямочного ремонта БЦМ-257 на 2-осном шасси КамАЗ-43253, прицепной распределитель щебня БЦМ-70, распределитель ПГМ «Acometis-Бецема», навесной снегопогрузчик СП-010, подборщик-перегружатель асфальтобетонной смеси БЦМ-261 и самосвальный полуприцеп с донной разгрузкой БЦМ-262. Самосвал и перегружатель – самые неожиданные новинки «Бецемы». Такого типа технические средства применяют при так называемой американской скоростной укладке асфальтобетонного покрытия. Асфальтобетонную смесь подвозят на трассу самосвалами с донной разгрузкой, с помощью нижних затворов выгружают ее в продольный валок по ходу асфальтоукладчика. Затем подборщик перегружает асфальтобетон в бункер скоростного асфальтоукладчика. А за асфальтоукладчиком должен следовать целый парк катков, так как асфальто­укладчик оставляет практически неуплотненный слой асфальтобетона.

Главное достоинство этой технологии в скорости, и, казалось бы, она рождена для нашей страны с ее просторами. В начале 2000-х гг. американскую технологию пытались «высадить» в российскую почву, но эта попытка потерпела фиаско. И тому можно найти ряд веских причин.

Переход на скоростную технологию укладки требует значительного реформирования парка техники. Помимо самосвалов с донной разгрузкой нужны другие – скоростные асфальтоукладчики с виброплитой, но без трамбующих брусьев, а также подборщики-перегружатели и парк катков. Хорошо, если вся техника и подряд на строительство находятся у одной организации. А если самосвалы в ведении одной организации, дорожно-строительная техника – другой, а подряд на строительство дороги у третьей?.. О какой смене основной технологии в таких условиях может идти речь? Важен и такой фактор, как привычка. Кропотливая немецкая технология с уплотнением трамбующим брусом привычна, освоена полвека назад и имеет еще то преимущество, что в меньшей степени зависит от человеческого фактора, – основное уплотнение выполняет асфальтоукладчик и требуется минимальное число проходов катками. При скоростной технологии уплотнение выполняется катками, и от квалификации их многочисленных операторов напрямую зависит качество покрытия. А с квалификацией не все так оптимистично.

К счастью, самосвалы с донной разгрузкой можно использовать не только для транспортировки асфальтобетонной смеси, но и инертных материалов и так же распределять их в валок на дорожном основании. А для несамоходного подборщика валка трудно придумать иное применение. В общем, эксперимент смелый, посмотрим, что из этого получится.

Что касается самоходных перегружателей с приемным бункером, которые с успехом используют при «медленной» укладке, то на выставке были два могучих колесных антисегрегационных перегружателя – Roadtec SB-2500EX и Weiler E1250. Машины впечатляющих размеров с двумя конвейерами, двигателями Cat мощностью 300 и 250 л.с. и вместительными бункерами для горячей смеси – у Roadtec SB-2500EX вместимость бункера составляет 22,7 т. Асфальтобетонную смесь подвозят обычными самосвалами, выгружают в приемный бункер перегружателя, оттуда по горячему конвейеру смесь попадает в бункер, где перемешивается шнеками. Из бункера по второму конвейеру перемешанная смесь с выровненной по всему объему температурой подается в бункер асфальтоукладчика. Вместительный бункер перегружателя также служит с качестве буферного склада смеси, выравнивая ритм ее подачи самосвалами, с которыми обычно то густо, то пусто.

Антисегрегационный перегружатель – машина полезная, можно сказать, необходимая, но дорогая, и под нее нужны большие объемы. Их используют в крупных проектах, к примеру, при строительстве и реконструкции федеральных трасс.

Представляет интерес распределитель твердых и жидких ПГМ «Acometis-Бецема». Это новый совместный проект завода «Бецема» с французской фирмой Acometis, размещенной на производственной площадке «Бецема» в Красногорске. СП собирает распределители для твердых реагентов с кузовами вместимостью от 0,4 до 12 м3, для жидких реагентов емкостью от 1,5 до 13 м3 и комбинированные 3 м3 + 3000 л, 6  м3 + 6000 л, 8 м3 + 9000  л. Распределители могут устанавливаться на любые типы автомобилей: самосвальные и бортовые платформы, платформы для крюковых подъемников «мультилифт», а также непосредственно на шасси. В задачу СП входит также постепенная локализация производства.

Впервые на «Дороге» по­явился пермский завод сельскохозяйственной техники «Навигатор – Новое Машиностроение», который привез навесные агрегаты для зимнего содержания. В отличие от других участников «Навигатор» посвятил экспозицию определенной теме. И тема эта: «Долой жадину». «Жадина» в пермском языке означает лаповый снегопогрузчик. «Навигатор» предлагает альтернативу лаповому снегопогрузчику, большую часть года работающему в качестве памятника, – навесные агрегаты для тракторов и погрузчиков. Во-первых, это комплект оборудования для трактора МТЗ-82: спереди «распашной» отвал, который формирует валок между колеями, и фрезерно-роторный снегопогрузчик сзади. Снегопогрузчик загружает снег в пятящийся вслед за трактором самосвал. Предусмотрен отбойный брус, чтобы самосвал не наехал на снегопогрузчик. Гидросистема снегопогрузчика приводится от ВОМ трактора, и он может работать как при движении трактора вперед, так и назад. Наклон раструба регулируется гидроцилиндром, также регулируется положение раструба: назад, вправо, влево.

«Навигатор» также показал фронтальные фрезерно-роторные снегоочистители и гидрофицированный поворотный отвал для более мощных тракторов, такой как Terrion ATM 3180M.

Компания ISP Group, коллекционирующая бренды, представила очередной – немецкую марку производителя разметочных машин Winter Markiertechnologie. На выставку привезли серьезную самоходную модель W 251. Особенность разметочных машин Winter – в модульной конструкции. Машина состоит из двух модулей: заднего тягового и переднего рабочего. На заднем модуле установлены двигатель Kubota, приводная ось, одно или два сиденья для операторов. На переднем модуле – управляемая ось, система рулевого управления и рабочее оборудование для нанесения разметки. Для работы с краской, горячим и холодным пластиком собраны быстросменные модули, как отдельные для каждого материала, так и комбинированные, которые можно быстро подсоединять к заднему модулю. Не нужно покупать несколько машин для нанесения различных типов разметки, достаточно тягового модуля и необходимые для ваших работ сменные передние.

Традиционно ISP выставила разметочные машинки американской фирмы Graco – самоходную для нанесения краски и ручную для нанесения горячего пластика.

К числу новинок можно отнести автогудронатор TEKFALT sprayFALT, установленный на 2-осном шасси КамАЗ-53605 производства компании Marini Makina (Турция), входящей в FAYAT GROUP. Особенности автогудронатора: подогрев распределяемого материала (битума или битумной эмульсии) термальным маслом. Сегментная конструкция распределительной рампы с форсунками обеспечивает распределение материала с высокой точностью от 150 г/м2 до 4 кг/м2, которая задается и контролируется на русифицированном дисплее компьютера в кабину водителя, пневматический привод опускания и раскладывания рампы, управление всеми функциями машины из кабины водителя. Камеры заднего вида с ночной подсветкой позволяют работать в темное время суток, контролируя нанесение вяжущих на дисплее в кабине водителя. Автогудронатор полностью автоматизирован для управления одним водителем-оператором.

На выставке также были показаны: многофункциональная коммунальная машина Ausa M350 с распределителем твердых ПГМ Ausa и фронтальной щеткой, комбинированная дорожная машина МКУ 7802 с распределителем твердых ПГМ и фронтальным поворотным отвалом Dobrowolski, многофункциональная коммунальная машина Mathieu Azura Flex, представленная в комплекте с вакуумным подметально-уборочным оборудованием.

Компания «Коминвест-АКМТ» заняла в этот раз довольно скромную позицию: показала всего четыре машины. Три машины для зимнего содержания дорог. Это фрезерно-роторный снегоочиститель ДЭ-210 БФ-2 на тракторе «Кировец» К-708; комбинированная дорожная машина МКДУ-3; многофункциональный погрузчик Wille 655C. Из новостей компании: «Коминвест-АКМТ» начала производство щеток. Образцы новой продукции установлены на представленной технике.

Трактор К-708 – шарнирно-сочлененная машина, состоящая из передней моторно-трансмиссионной секции с кабиной и задней секции, на которую можно устанавливать специальное оборудование. Трактор может быть оснащен двигателем Cummins или ЯМЗ-238, автоматической КП ZF, обеспечивающей максимальную скорость 44 км/ч или механической КП с гидравлическим управлением. У механической КП 4 диапазона передач с 4 передачами внутри каждого диапазона, что в итоге дает 16 передач вперед и 16 назад. Переключение передач внутри диапазона без разрыва потока мощности, максимальная скорость – 30 км/ч. Важные особенности К-708: габаритная ширина – 2500 мм, это первый кировский трактор, который может передвигаться по дорогам общего пользования, пост управления – кресло с рулевой колонкой, которое может разворачиваться на 180°. Но основное преимущество представленной машины в том, что она оснащена фрезерно-роторным снегоочистителем O/veraasen TV-360H. Снегоочиститель обеспечивает возможность отброса снега вправо/ влево на расстояние до 40 м посредством поворота выбросной трубы корпуса ротора в вертикальной плоскости на угол до 45° влево от продольной оси. Снегоочиститель оборудован двумя опорными лыжами спереди и сзади, режущая кромка оборудована стальными ножами. Конструкция снегоочистителя двухмодульная. Силовой модуль установлен в задней части шасси, рабочий орган – спереди.

Комбинированная машина МКДУ-3 на базе самосвала КамАЗ-6520 с распределителем ПГМ «ЭПОКА», произведенным по лицензии датской компании EPOKE A/S на Тосненском механическом заводе (ОАО «ТоМеЗ»), в кузове, фронтальным поворотным отвалом с электрогидравлическим приводом и щеткой в колесной базе. В кузов установлен распределитель ПГМ «ЭПОКА-7+2» с 9-кубовым бункером для твердых противогололедных материалов. Машина может распределять ПСС, увлажненную соль и рассолы. Для увлажнения соли по бокам бункера смонтированы баки общим объемом 3080 л. Фронтальный отвал шириной 3400 мм поворачивается на угол 35/ 50° и имеет электрогидравлический привод управления. В колесной базе установлена щетка диаметром 550 мм и шириной 2500 мм.

Многофункциональный погрузчик Wille 655C работает с широкой гаммой навесок. На выставке машина была показана в комплекте с фронтальной щеткой, емкостью для жидких ПГМ на силовом модуле и задним навесным распределителем гранитной крошки.

Техника для летнего содержания представлена подметально-уборочной машиной Brodd Spider на шасси КамАЗ-4308 4х2. «Коминвест-АКМТ» видит ее как замену устаревших подметально-уборочных машин на базе ГАЗ-3309. Привлекательные особенности машины Spider в том, что она работает с увлажнением, образование пыли исключено (при условии, что она будет заправлена водой) и в двух вариантах самосвальной разгрузки контейнера со сметом. Первый – контейнер запрокидывается и разгружается из рабочего положения, второй – контейнер поднимается пантографным подъемником и запрокидывается, разгружаясь в кузов самосвала. Плюс к техническим достоинствам приятный дизайн машины.

Техника компании «Комин­вест-АКМТ» была также представлена на стенде Scania.

С недавних пор Scania стала сама участвовать в специализированных выставках. Вот и на «Дорогу» она прибыла собственной персоной в сопровождении комбинированной дорожной машины на базе самосвала Scania H400 6х4 и вакуумной подметально-уборочной машины Johnston Sweepers на короткобазном 2-осном шасси Scania.

В состав комбинированной дорожной машины входит распределитель жидких ПГМ Epoke Sirius AST, фронтальное поливомоечное оборудование ПМН-10 и щетка ЦЩ-2500 в колесной базе диаметром 550 мм и шириной 2500 мм. Вместо поливомоечного оборудования может быть установлен скоростной отвал Томез-3100 с рабочей шириной 3100 мм. Максимальная высота крыла отвала – 1600 мм, длина крыла – 4950 мм.

Мир божьих коровок компании «Меркатор» был представлен универсальной коммунальной машиной Unimog 400 с фрезерно-роторным оборудованием Zauss SF90; комбинированной дорожной машиной ЭД-700М на шасси MB Actros 3336K 6х4; фронтальным погрузчиком Kramer-Allrad c фрезерно-роторным оборудованием Zauss SF90 и фронтальным погрузчиком DM-30 «Волжанин» с фрезерно-роторным снегоочистителем Larue  D35.

Фрезерно-роторный снегоочиститель Zauss SF90 предназначен для установки на большегрузные грузовики, тракторы, автомобили Unimog и фронтальные погрузчики. Снегоочиститель убирает снег высотой до 1,5 м и отбрасывает его на обочину на дистанцию до 30 м либо грузит в самосвал для дальнейшего вывоза. Гидрофицированные исполнительные органы снегоочистителя приводятся от базовой машины.

Комбинированная дорожная машина ЭД-700М для зимнего содержания включает в свой состав распределитель ПГМ Giletta UniQa 5000 с кузовом для твердых ПГМ вместимостью 12 куб.м, фронтальный комбинированный плуг Giletta MN42 шириной 4200 мм, боковой плуг Giletta AA40 шириной 4000 мм.

Фронтальный погрузчик DM-30 «Волжанин» – продукция «Завода «Дорожных машин» (г. Рыбинск). Представляет собой классическую шарнирно-со­члененную конструкцию. Оснащен двигателем Д-260.2 мощностью 90,4 кВт и гидрообъемной трансмиссией. Масса погрузчика – 10 300 кг, грузоподъемность – 3400 кг, вместимость основного ковша – 1,9 м3, высота выгрузки – 3025 мм. На выставке погрузчик показали со смонтированным на стреле фрезерно-роторным снегоочистителем Larue D35 с автономным двигателем Cummins QSB 3.3 мощностью 82 кВт. Масса снегопогрузчика – 1800 кг, производительность – до 1000 т/ч. Агрегат способен загружать снег в самосвал с высотой борта до 3,2 м либо отбрасывать его на обочину на дистанцию до 25 м.

Компания «Меркатор-Сервис» привезла комбинированную дорожную машину ЭД-405В1 на базе самосвала КамАЗ-6520 с американским оборудованием SaltDog – распределителем ПГМ в кузове и поворотным фронтальным отвалом; коммунальную дорожную машину на базе ГАЗ-33106 «Валдай» с распределителем твердых ПГМ SaltDog на бортовой платформе и фронтальным плужным оборудованием с изменяемой геометрией; чешский трактор Zetor с фронтальным погрузчиком и прицепной измельчитель веток и сучьев Wallenstein с приводом от ВОМ тягового трактора. Кстати, измельчитель – агрегат полезный, и городские службы начали его использовать.

Компания «АвтоБАУ» представляла технику Rasco для зимнего содержания дорог: универсальную дорожную машину на базе самосвала КамАЗ-6520 с распределителем твердых ПГМ Solid L 9.0 в кузове и щеткой в колесной базе; мультисегментный фронтальный плуг Kalnik шириной 3,0–4,5 м; компактный распределитель твердых ПГМ Solid XM 1.2; компактный снежный отвал Bilo и навесной распределитель крошки, песка или соли TRP.

Компактная вакуумная подметально-уборочная машина Muvo представляла технику фирмы Rasco для летнего содержания.

Новый участник «Дороги» – Madrog. Компания представила образцы своей техники весьма металлоемкие: распределитель твердых ПГМ Madpias с кузовом вместимостью 9 м3, фронтальный снежный плуг; укладчик обочин UP-300, монтируемый на фронтальные погрузчики грузоподъемностью более 3 т; дорожный ремонтер Madpatcher, работающий по методу пневмонабрызга и предназначенный для монтажа на автомобильное шасси.

* * *

«Дорога» оказалась больше, чем ожидалось ввиду кризиса. А может быть, и благодаря ему. Выставка порадовала новыми участниками и новинками техники. Будем надеяться, что через год мы увидим их вновь. Это будет хорошим показателем жизнестойкости нашей экономики.