Безопасность людей – главная ценность Volvo

На Российско-шведском семинаре по дорожно-транспортной безопасности с директором по безопасности корпорации Volvo Trucks Ларсом-Ёраном Лёвенадлером беседовал главный редактор журнала «Основные Средства» Станислав Протасов.

Господин Лёвенадлер, расскажите, какими работами вы занимаетесь в Volvo Trucks?

Ларс-Ёран Лёвенадлер

– Я занимаюсь вопросами безопасности транспортных средств. Безопасность всегда была среди основополагающих ценностей компании Volvo. Еще основатели компании Густаф Ларссон и Ассар Габриэльссон провозгласили: «Автомобиль создается людьми и для людей».

На основе какой информации разрабатываются меры и системы безопасности в компании Volvo?

– Еще в 1969 г. в компании создана группа по изучению ДТП. Она работает круглосуточно и расследует все ДТП с участием автомобилей Volvo в окрестностях Гётеборга. Серьезные ДТП расследуются по всему миру.

Компания Volvo разработала собственные методики испытаний на безопасность – самые жесткие и строгие в мире. Эти тесты имитируют различные типы аварий. Кстати, тестирутся все автомобили Volvo, а не только поставляемые в Швецию, независимо от того, требует ли этого местное законодательство. Также разработаны испытания на пожарную безопасность – мы должны быть уверены: если в моторном отсеке начнется пожар, то кабина уцелеет. Разработаны конструкция моторного отсека, обеспечивающая водителю запас в несколько минут, чтобы покинуть кабину, и серьезные меры по повышению пожарной безопасности автобусов – автоматические системы пожаротушения. На испытательном полигоне Volvo проводились исследования влияния алкоголя на водителей, которые убедительно показали, что человек в состоянии алкогольного опьянения теряет способность адекватно оценивать окружающую обстановку и при этом у него снижается скорость реакций. Пьяный водитель склонен к неоправданному риску, ухудшается качество управления автомобилем.

Каковы результаты этих широких исследований безопасности?

– Вот статистика причин ДТП: 10% из-за неисправности автомобилей, 30% по причине неудовлетворительных дорожных условий, организации движения, состояния дорог, но главная причина в 90% случаев – человеческий фактор, т. е. водитель – именно его действия обычно присутствуют среди причин аварии.

Часто причинами ДТП являются сразу два или все три названных фактора. При разработке систем безопасности мы учитываем следующие факторы риска: водитель должен хорошо себя чувствовать – не быть усталым или больным, водитель не должен быть под действием алкоголя и наркотиков, должны соблюдаться ограничения скорости, использоваться ремни безопасности – пристегиваются ремнями не более 60% водителей! И в ДТП со смертельным исходом обязательно кто-то оказывается непристегнутым.

Мы разработали ряд средств пассивной безопасности, т. е. работающих уже после столкновения. Так, Volvo Bus первой в мире ввела систему удержания пассажиров автобусов на месте при столкновении. Volvo разработала систему противоподкатных брусьев для грузовиков, и в 2003 г. требование по их установке внесено в законодательство Швеции. Разрабатываются конструкции зон деформации, гасящих энергию удара при столкновении. Требования Volvo к таким зонам гораздо жестче, чем требует закон. Кроме того, кнопки управления мобильным телефоном и магнитолой расположены на рулевом колесе, благодаря чему водитель не отвлекается от дороги.

Основная стратегическая ли-
ния компании – разработка средств активной безопасности, помогающих предотвратить аварию. Разработаны: системы с датчиками, позволяющие водителю увидеть «слепые» зоны и предотвратить наезд на людей и препятствия; система с камерой заднего вида, радары, позволяющие видеть пространство далеко впереди и по бокам автомобиля; ESP – электронная система стабилизации курсового движения, подтормаживающая отдельные колеса автомобиля при потере курсовой устойчивости и при опасности переворачивания грузовика, помогающая водителю справиться с управлением.

Разработаны электронные системы охраны водителя, автомобиля и груза от грабежа и нападений. В этом году разработана система, помогающая автомобилю удерживаться на полосе движения. Испытывается система активного круиз-контроля АСС. Разрабатывается система выявления паров алкоголя в выдохе водителя. Volvo первой из производителей грузовиков выпустила «алкозамок», не позволяющий водителю, употреблявшему алкоголь, запустить двигатель. Ведется работа над системами, контролирующими состояние водителя и способными выявить рассеяние его внимания. По-видимому, Volvo будет первой фирмой, которая введет такие системы на грузовиках.

Volvo также внедрена система обучения водителей оптимальным приемам вождения. Правильное вождение поможет снизить расход топлива на 2...8%, кроме того, продляет ресурс автомобиля, а следовательно, снижаются затраты на техобслуживание и ремонт. Однако самое главное то, что правильное вождение позволяет на 60% снизить число ДТП!

Скажите, а какие системы безопасности устанавливают на дорожно-строительных машинах?

Система «Алколок» «разрешает» запустить двигатель только после проверки содержания алкоголя в выдыхаемом водителем воздухе

– Прежде всего это системы пассивной безопасности: усиленный каркас кабины, система, автоматически включающая тормоз, когда оператор покидает сиденье. Более сложные системы, по моему мнению, на спецтехнике неприменимы.

Какими средствами безопасности комплектуются грузовики Volvo, поступающие в Россию?

– В основном в стандартную комплектацию входят средства пассивной безопасности, EBS – электронная система тормозов и с этого года – система помощи при начале движения на подъеме (Hill Start Aid, а также усовершенствованные датчики износа тормозов. Средства активной безопасности, такие как система ESP, устанавливают по заказу. Каждая опционная система безопасности увеличивает стоимость грузовика примерно на 1...3%.

Господин Лёвенадлер, Volvo поставляет тяжелые грузовики в Сибирь, где морозы порой доходят до 70 градусов. Как вы считаете, будут ли работать электронные системы безопасности в таких условиях?

– На севере Швеции морозы тоже порой доходят до минус сорока, и электронные системы при этом работают. Однако я не уверен, что они будут работать при столь низких температурах.

Volvo – союзник России

В России идет война. Тяжелая и жестокая. Вы в недоумении – вы ничего о ней не слышали, не читали в газетах? А как же тогда назвать то, из-за чего ежедневно погибают 70 человек и получают ранения и увечья 700? Это страшная статистика последствий ДТП в современной России. Ежегодно из-за ДТП в стране исчезает население целого города! Нужны срочные и эффективные меры, чьобы исправить это тяжелейшее положение.

Именно вопросам безопасности дорожного движения и мерам по снижению аварийности был посвящен совместный российско-шведский семинар, прошедший в Москве 25 сентября. его инициатором выступила компания Volvo, один из лидеров в разработке систем безопасности для автомобилей. Кроме представителей Volvo в семинаре участвовали члены правительства Швеции и России, ответственные за организацию дорожного движения, и научные работники, занимающиеся разработкой транспортных систем безопасности.

Швеция также ежегодно теряет в ДТП немалое число граждан – до 500, и это очень беспокоит правительство и общественность страны. Парламент Швеции принял программу снижения аварийности на дорогах, названную «нулевой показатель» (vision zero), призванную свести смертность в результате ДТП к нулю. Шведы готовы поделиться с российскими коллегами своими разработками в этой области. Представители нашего правительства рассказали о 6-летней (2006–2012 гг.) программе снижения аварийности на дорогах. но кроме как об увеличении протяженности дорог и улучшении их качества, не было сказано ни об одной перспективной и эффективной мере из намеченных в программе. Остается надеяться на улучшение качества российских дорог да на оснащение надежными системами предотвращения ДТП автомобилей Volvo, идущих по этим дорогам.