Лазерный Промтрактор

Ю. Петров

Говорят, чудес не бывает. Неправда! Чудеса случаются часто, только мы их не замечаем. Это ли не чудо: в один день во всех деталях увидеть МАКС-2005 с высоты в несколько километров и затем насладиться феерическим лазерным шоу с тракторами. Я не зря упоминаю эти события. Символично, что в этом году время проведения «Четра-шоу» совпало с авиационно-космическим салоном «МАКС-2005». Однако если в Жуковском демонстрировалась сила и мощь авиации, то в Чебоксарах ОАО «Промтрактор» показало возможности возродившегося отечественного тракторостроения.

Лазерное шоу начинается

Ежегодное трактор-шоу в столице Чувашии становится культурно значимым мероприятием. Это факт. Поверьте очевидцу. Масштаб по ажиотажу вполне соответствует московской истерике на концертах Пола Маккартни. Для описания самого действа в моем лексиконе не хватит восклицательных знаков! Незабываемые впечатления: ночь, тысячные толпы зрителей подтягиваются к концертной... извините, тракторной площадке. Автобусы с делегациями из других городов. Кортежи в сопровождении ГИБДД. Все готово к священнодейству. Более 600 приглашенных лиц – представители менеджмента Газпрома, Сургутнефтегаза, ТНК-BP, Лукойла, Алросы, Норникеля, РЖД, СУЭК, Сбербанка, Внешторгбанка, Росбанка, а также чрезвычайный и полномочный посол ЮАР, бизнесмены из Индии, Сирии, Египта, Ирана, Ирака, Катара, ОАЭ, Кувейта, Алжира, Монголии и стран СНГ – заняли свои места. Горожане заполнили все высоты вокруг. Все в напряжении. Шоу начинается!

Лазерная иллюминация, фейерверки, салюты, видеофильмы – и все это почти одновременно. Под композиции Pink Floyd, Queen бульдозеры танцуют, вальсируют, пляшут, топают, лязгают, фыркают, забивают гвозди, прецизионно надламывают скорлупу яиц, развозят на подносах наполненные бокалы и демонстрируют трюк «трактор-художник». Кстати, именно этот фокус, посвященный 30-летию знаменитой «бульдозерной выставки», был выбран в качестве финального в Международном конкурсе бульдозеристов «Четра».

По опыту предыдущих «Четра-шоу» можно сказать, что результатом является существенный рост спроса на чебоксарскую технику. Так, в 2004 году непосредственно по итогам проведенного «Четра-шоу» были получены заявки на приобретение 320 машин на сумму более 1,5 млрд. руб.

А почему Четра?

И правда, почему? Этим вопросом я задаюсь уже 17 лет. Был Чебоксарский завод промышленных тракторов, зашифрованный в труднопроизносимую аббревиатуру ЧЗПТ. «Трудновыговариваемость» отечественных заводов для иностранных заказчиков всегда компенсировалась необязательностью указания модели. Советский Т-330 – и всё тут. Однако рынок не терпит бессмысленной пустоты. Нужен бренд. И вот на волне перестройки и гласности в 1988 году возникает эта тракторно-рычащая марка – Четра. Красавец! На обложке журнала «Техническая эстетика» могучий бульдозер, спроектированный по заказу ЧЗПТ в студии Дмитрия Азрикана, рыхлит породу. Чебоксарский трактор, одним словом! Но что-то сложилось не так. Последующий переходный период не пошел на пользу промышленной экспансии экс-советской техники. Шли годы. Азрикан начал практиковать в Америке, получил степень профессора, написал ликбез для дизайнеров («Уйти, чтобы вернуться»), где красной чертой проходит максима – дизайнер, прежде чем улучшать потребительские характеристики, должен сперва выучить матчасть и вызубрить терминологию, а затем уже браться за работу. Изделия отечественного машиностроения в этом смысле улучшались только в цене. Добавились и новые издержки – матчасть невыучена, терминология забыта, и работать некому.

Коренной перелом наметился только после дефолта, в 2000-х годах. К тому времени ЧЗПТ был переформирован в ОАО «Промтрактор» и срочно нуждался в коренной перестройке существующих методов производства и маркетинга. Движение вперед немыслимо без достойного бренда, вот тогда и пригодился удачный бренд «Четра». Тем более что был полностью сменен старый модельный ряд. А торговая марка «Промтрактора» – «Четра» получила серебряную медаль на престижном российском конкурсе «Бренд года/ EFFIE-2003».

Одним из первых шагов ОАО «Промтрактор» стало улучшение качества продукции – в числе первых в 2002 году здесь внедрили и сертифицировали систему менеджмента и качества по стандарту ISO 9001:2000. Среди первоочередных была поставлена задача снизить число отказов в первые часы работы и увеличить среднюю наработку на отказ. Проект получил название «600 часов», после чего предприятие взяло курс на увеличение гарантийного срока до 5000 часов. Второй шаг подразумевал расширение сети представительств, которые уже сейчас охватывают все регионы России. Третьим шагом стало расширение модельного ряда, в котором только сейчас 36 моделей (!), многие из которых выпускают в нескольких вариантах – с разными двигателями, уровнем исполнения и комплектации. Помимо традиционной продукции – гусеничных бульдозерно-рыхлительных агрегатов (БРА), «Промтрактор» освоил выпуск трубоукладчиков, фронтальных погрузчиков, колесных бульдозеров и др. Новинки появляются с завидной регулярностью. Только на «Четра-шоу» в 2005 году их было пять – неслыханная по советским меркам предприимчивость.

Сплошные новости

Модельный ряд ОАО «Промтрактор» в этом году пополнился погрузчиком-лесоштабелером «Четра 60Л», компактором «Четра К11» для работы на полигонах по захоронению твердых бытовых отходов, колесным бульдозером «Четра Б11» и двумя бульдозерами – 20-тонным «Четра 11К-1» со 178-сильным дизелем Cummins и 51-тонным Chetra Heavy H4 с двигателем мощностью 590 л.с. (по сравнению с ним 16,5-тонный «Четра 9И», ориентированный на городского заказчика, выглядит субтильным юнцом). Chetra-Heavy – совершенно новый суббренд семейства производительных, мощных, надежных тяжелых машин мирового уровня – прежде всего ориентирован на добывающую промышленность и составит конкуренцию иностранным компаниям на зарубежных рынках.

Традиционный показ самого тяжелого бульдозера с вывешиванием корпуса на бульдозерном отвале и рыхлителе завершился несколько неожиданно для зрителей: зуб кирковщика продырявил железобетонную плиту как картонку. Chetra Heavy H4 уверенно подтянулся на стальных мускулах и угрожающе повращал гусеницами. Публика шалела от восторга.

Все машины в своем роде уникальные и не имеют отечественных аналогов. На этом сюрпризы не закончились. В рамках концерна «Тракторные заводы» чебоксарский «Промтрактор» помимо местного ОАО «ЧАЗ» (Чебоксарский агрегатный завод) вместил еще восемь предприятий, среди которых числятся ОАО «Курганмашзавод», Владимирский и Липецкий тракторные заводы. Кстати, Липецкий завод к трактор-шоу представил сразу две новинки – грейферный погрузчик ЛТЗ-155-49ГМ с погрузчиком майкопского завода и совершенно новый колесный трактор ЛТЗ-120Б, оснащаемый дизелями серии Д-245.

На пресс-конференции генеральный директор концерна С.Г. Млодик подчеркнул, что основное внимание отводится расширению модельного ряда за счет унификации основных узлов и модульной конструкции выпускаемой техники. Задел для этого уже есть. Только среди партнеров ОАО «ЧАЗ» – 22 компании, в том числе Komatsu, Mitsubishi, Sandvik, Siemens, koda и др. Основу политики составляет ориентированность компании клиента. Новая философия подразумевает развитие сервиса, качественное совершенствование продукции и стимулирование продаж. В дополнение ко всему ОАО «ЧАЗ», например, осваивает выпуск товаров народного потребления, одно из основных мест в разработке новой продукции занимает дизайн, и не важно, что это – навесные замки или радиаторы отопления.

Тема дизайна не раз всплывала в кулуарах. Сейчас на рынке тесно (производителей много, покупателей мало), и требования к внешнему виду только повышаются. И все же экстерьер для хозяйственника никогда не был самоцелью, именно поэтому концерн использует более значимый довод – новую, по отечественным меркам, систему продаж trade-in: новые «Четры» отгружают в обмен на старую технику, например ДЭТ-250. По такой схеме работают многие компании мира. На Западе технику закупают только под конкретный проект, после же ее утилизируют или заменяют. В России отечественный парк завален устаревшей техникой, требующей постоянного ремонта, на покупку новой техники у потенциальных потребителей денег нет, поскольку всю прибыль съедает эксплуатация. Эту порочную схему и решили заменить чебоксарские маркетологи. Первые же публикации о новом виде бизнеса в прессе прочно связали trade-in с маркой «Четра».

Только лучшие из лучших среди лучших

В рамках праздника, совпавшего с Днем города и московским авиасалоном МАКС-2005, с 19 по 21 августа проводилась уникальная акция Международного конкурса бульдозеристов «Кубок Четра». На первом этапе конкурса 30 лучших операторов, представляющих АК «АЛРОСА», Сургутнефтегаз, «Северную нефть», СУЭК, Стройтрансгаз, Арктикнефтегазстрой, Лизингстроймаш, Мосэнерго, Стойленский, Михайловский и Качканарский ГОКи, Кузбассразрезуголь, Мариупольский металлургический комбинат (Украина), Навоийский ГМК (Узбекистан) и другие известные компании. Четверо лучших операторов, вышедших в финальную часть Кубка, соревновались в преодолении сложнейшей полосы препятствий и демонстрировали виртуозные навыки работы на тракторах – необходимо было сбить кирпичи отвалом на разных уровнях и не задеть створ ворот, затем пройти «змейку», забить мячом гол в ворота и самое трудное – клыком рыхлителя нарисовать картину. Победителя, представлявшего Самаратрубопроводстрой, качали весело и дружно. Главный приз конкурса – автомобиль и кубок с гравировкой. Второе место с денежным призом $1000 отдано бульдозеристу «ПГ «Фосфорит». Остальным участникам вручены почетные грамоты и ценные подарки.