Осенние «смотрины» Газпрома

Е. Соболева

Крупнейшая российская корпорация ОАО «Газпром» всерьез занялась техническим переоснащением и модернизацией. Перед владельцем многотысячного парка различной спецтехники на автомобильном ходу, используемой при добыче «голубого топлива», обустройстве существующих газовых месторождений и освоении новых, встал непростой вопрос – замена устаревших моделей и внедрение новых, перспективных образцов, имеющих современные технические, экономические и эргономические показатели.

В течение 2003–2004 годов специалисты транспортных подразделений ОАО «Газпром» посещали заводы – изготовители автомобильной спецтехники: ОАО «КАМАЗ», ОАО «АЗ «Урал», а также ряд заводов, производящих навесное оборудование. В рамках этих визитов прошли технические совещания и деловые встречи, на которых руководители организаций, работающих в нефтегазовом комплексе, поделились опытом эксплуатации спецтехники, сформулировали предложения по совершенствованию серийной техники и по разработке новых образцов.

По-видимому, чтобы еще раз оценить, какой же автоспецтехнике отдать предпочтение при техническом перевооружении, Газпром и организовал на базе ООО «Уралтрансгаз» (г. Екатеринбург) крупнейшую специализированную выставку, где впервые «лицом к лицу» сошлись ОАО «КАМАЗ» и АЗ «Урал».

Демонстрировалась техника, смонтированная на шасси автомобилей двух ведущих заводов отечественного автопрома. Выставочные образцы осмотрели руководители и специалисты Газпрома. На выставке в основном присутствовали представители эксплуатирующих организаций, непосредственно работающие со спецтехникой на газовых промыслах. На протяжении нескольких дней представители заводов проводили технические консультации, переговоры, демонстрировали технику, в том числе в работе.

На шасси КамАЗ было представлено 46 видов моделей спецтехники, на шасси «Урал» – 52 модели. ОАО «КАМАЗ» представил автокраны, автобусы, фургоны, цементировочные, кислотные агрегаты, т. е. практически весь набор требуемой газовиками техники. Особый интерес посетителей вызвала так называемая «тяжелая серия» грузовиков и техника с газовыми двигателями КамАЗ-820.52-260, работающая на дешевом метане: седельный тягач, ремонтная мастерская, фургон, пригородный автобус. Категорию «тяжеловесов» представляли автопоезд в составе седельного тягача КамАЗ-65228 (8х8, двигатель Cummins ISх600, 600 л.с., нагрузка на седельное устройство 26 т) и полуприцепа ЧМЗАП-9990 (полная масса автопоезда 120 т); автопоезд в составе седельного тягача КамАЗ-65226 (6х6, двигатель Deuts BF8М1015С, 400 л.с.), а также полуприцепы ЧМЗАП-9906 (полная масса автопоезда 97,5 т). Часть новинок предприятие «Уралтрансгаз» уже успело оценить в работе – это большегрузные самосвалы КамАЗ-6520 и седельные тягачи КамАЗ-65225.

Автомобильный завод «Урал» совместно с заводами – изготовителями спецтехники подготовил новые модели: метаноловоз ПУС-10, бурильно-шнековую машину МБШ-518, буровую установку УРБ-2Д3, ремонтно-сварочный агрегат, агрегат для снятия термических напряжений со сварных швов, вахтовый автобус «Урал-32551» с двигателем, работающим по «газодизельному» варианту, т. е. использующим и газовое топливо, и дизельное, при этом расход дизельного топлива в среднем сокращается на 60...65%.

Представители эксплуатирующих организаций ОАО «Газпром» отметили:

– современный комплекс КЦС-40 по цементированию скважин, размещенный на пяти автомобилях «Урал-532361»;

– агрегат на базе шасси «Урал-532361» (8х8, двигатель ЯМЗ-238Б, 300 л.с.) с мощным гидроманипулятором ИФ-300С (грузоподъемность 9 т), предназначенный для проведения монтажных, ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ на нефтегазовых месторождениях;

– модернизированную паропромысловую установку ППУА-1600/100 на шасси «Урал-4320-1912-40», предназначенную для депарафинизации газовых и нефтяных скважин, обслуживания различного оборудования паром высокого давления, а также обогрева, мойки и т. п. паром низкого давления в условиях холодного и умеренного климата.

На базе шасси «Урал-4320-44», оборудованного новой кабиной, был изготовлен ряд моделей спецтехники: автокран грузоподъемностью 25 т, автоцистерна-метаноловоз, всесезонный дорожный комплекс, автоцистерна термостатированная. Также среди новинок были показаны автомобильные шасси «Урал-4320-48» (новая кабина, двигатель ЯМЗ-7601, 300 л.с.) и «Урал-632341» (8х8, ЯМЗ-7601, 300 л.с.), предназначенные для монтажа технологического оборудования. Грузоподъемность последнего шасси, составляющая 18 600 кг, увеличена за счет разнесения усиленных передних мостов: каждый мост имеет свою подвеску. Кроме того, в конструкции автомобиля применены задняя тележка увеличенной грузоподъемности и усилена рама.

Шасси создано на базе хорошо освоенной компонентной базы «Урал-5323», что позволит в короткие сроки внедрить его в производство. Эти новейшие разработки уральских автомобилестроителей вызвали неподдельный интерес как эксплуатационников, так и производителей спецтехники.

На технической конференции, проведенной Газпромом совместно с АЗ «Урал» и ОАО «КАМАЗ», выступили Генеральный директор АЗ «Урал» В.Х. Корман, Генеральный директор ТД «АвтоУрал» В.Н. Селин, рассказавшие об основных направлениях в разработке перспективных автомобилей «Урал» и формировании рыночной политики своих предприятий. Заместитель Генерального директора ОАО «КАМАЗ» Анатолий Самаренкин, Главный конструктор ОАО «КАМАЗ» Данис Валеев, директор департамента сервиса и качества ТФК «КАМАЗ» Леонид Ожегов выступили с докладами, рассказав о перспективных разработках, новых инструментах продаж, совершенствовании гарантийного и послегарантийного обслуживания автомобилей.

По мнению руководства Газпрома, сервис должны осуществлять непосредственно заводы-изготовители. По словам Даниса Валеева, опыт сотрудничества с предприятиями Газпрома как раз и позволил создать новую линейку автомобилей, которые сегодня вызывают большой интерес.

В выступлениях представителей заводов – изготовителей спецтехники: ЗАО «Синергия», ОАО «Азнакаевский нефтемаш», ОАО «Ижнефтемаш», ОАО «Первомайскхимммаш», ЗАО «Инман» и др. прозвучали пожелания ускорить организацию сервиса навесного оборудования с использованием базовых центров заводов – изготовителей автомобильных шасси.