СТТ- 2004. Подъем российского машиностроения

Леонид Малютин

Совершенно очевидно, что выставка СТТ развивается и у нее большое будущее. Некоторые флагманы индустрии по тем или иным причинам уклонились от участия, однако выставка от этого немного потеряла. Очередной форум строительной техники показал, что отечественное машиностроение набирает обороты. Об этом свидетельствует множество новинок и модернизаций, расширяющих модельные ряды, и общее настроение участников. Сегодня спрос превышает предложение, но это не означает, что покупатель берет все, что дают.

Российские заводы, а также белорусские и украинские, в полной мере используя позитивный опыт советской эпохи, не боятся экспериментировать – создают новые модели, входят в новые сегменты рынка, в полной мере освоили качественные импортные комплектующие.

32-тонный «Галичанин» на шасси КамАЗ-6540

Покупатель в зависимости от финансовых возможностей и запросов располагает выбором. Один вариант – машина от производителя с мировым именем, мощная, надежная, комфортабельная и упоительно дорогая при покупке и в ремонте. Другой вариант – машина, полностью собранная из отечественных комплектующих, не столь мощная при той же массе и размерах, с меньшим ресурсом, не самая комфортабельная, но доступная по цене и сравнительно простая в ремонте. Альтернатива – отечественная машина, собранная с применением в той или иной степени качественных импортных комплектующих. Она уже приближается к мировым брендам по ресурсу, надежности и комфорту, оставаясь в достаточной мере привлекательной по цене.

Мобильные краны. Гвоздем «крановой» программы выставки стала презентация первого отечественного 100-тонного мобильного крана КС-8973 «Ивановец». Несомненна актуальность производства российских кранов большой грузоподъемности. Это вопрос не только экономики, но и престижа страны. Кран создан в кооперации ОАО «Автокран» и ОАО «Брянский завод колесных тягачей», инициатор и координатор проекта – ассоциация НАМС. Максимальная высота подъема груза 59 м. БЗКТ разработал под этот кран пятиосное шасси. В конструкции много импортных комплектующих, но, по заявлению руководства «Автокрана», импорт будет последовательно замещен российской продукцией. Подробнее об этой машине читайте в «ОС» № 6 за 2004 г. Программу мобильных кранов большой грузоподъемности развивает и ОАО «Газпром-кран». На СТТ «Газпром-кран» показал новинки: 63-тонный КС-6476А на четырехосном шасси МЗКТ-692301, 32-тонные КС-5576Б на шасси МАЗ-630303 и КС-5576А на шасси «Урал-4320». Бo’льшая часть комплектующих – российского производства. Большой опыт строительства тяжелых кранов у Одесского краностроительного завода (ОАО «Холдинговая Компания «КРАЯН»). Одесситы привезли серийный 50-тонник КШТ 50.01 на шасси МЗКТ.

Первый российский 100-тонник КС-8973 «Ивановец»

Интересное дополнительное оборудование для автокрана предлагает ОАО «Ульяновский мехзавод № 2». На 16-тонные краны МКТ-16 «Ульяновец» навешивается люлька грузоподъемностью 300 кг, на 30-тонный МКТБ-30 можно навешивать люльку, бур, пилу или отбойный молоток. Галичский автокрановый завод освоил монтаж 32-тонных крановых установок на КамАЗы, которые раньше устанавливали на шасси МАЗ. Это КС-55729-2 на трехосном шасси КамАЗ-53229 и КС-55729-1 на четырехосном шасси КамАЗ-6540. Могилёвтрансмаш расширяет модельный ряд – на СТТ помимо серийных автокранов грузоподъемностью 25 т с четырехсекционной стрелой могилёвцы привезли новый 16-тонный КС-45729А на двухосном «мазовском» шасси. ПО «Юрмаш» демонстрировало новинки – 17-тонный КС-45727-1 на двухосном КамАЗ-43253 и модернизированный 25-тонный кран КС-5871 на двухосном самоходном шасси. Юрмаш работает над дизайном и обещает в ближайшем будущем удивить общественность необычной раскраской кранов. Самарское ОАО «Сокол» выпускает короткобазные краны мирового уровня, один из которых – СТ-2-40 грузоподъемностью 40 т – привезли на СТТ. Конкуренцию ему могут составить импортные краны, например Sennebogen 613С и Grove 3361, дистрибуцией которых занимается ЗАО «КвинтМАДИ».

Компактор РЭМ-25, г. Рыбинск

Компакторы. На бескрайних российских просторах скопились необъятные залежи мусора, так что производство техники для свалок и полигонов – задача более чем актуальная. Радует наметившееся движение в этом направлении. ЗАО «Раскат» показал новую модель – 25-тонный компактор РЭМ-25 с ярославским двигателем ЯМЗ-238 и герметичной кабиной с кондиционером. Пока это только третий экземпляр компактора, но в планах «Раската» – расширение и производства, и модельного ряда. Уралтрак привез свой первый, еще не прошедший обкатку полноприводный компактор БКК-1 эксплуатационной массой 20 755 кг с дизелем ЯМЗ-236Р-5, созданный в целях изучения спроса. Кабина ROPS/ FOPS с тонированными стеклами может оснащаться кондиционером и герметизироваться. Сейчас завод собирает еще две такие машины, летом они пройдут испытания.

Землеройная техника. Много нового в таком, казалось бы, консервативном сегменте, как бульдозеры. Появились первые российские бульдозеры с гидростатической трансмиссией (ГСТ), которая позволяет описывать плавную дугу и менять скорость без разрыва потока мощности, что особенно удобно в дорожном строительстве. Это бульдозер ЗАО «ЧСДМ» ТС-10 «Добрыня» тягового класса 10 массой до 18 т с ярославским двигателем мощностью 132 кВт и гидростатической трансмиссией с элементами гидравлики Bosch Rexroth. ROPS/ FOPS-кабина и капот откидываются и обеспечивают доступ к агрегатам, усовершенствована эргономика кабины. Бульдозер Четра-11С чебоксарского ОАО «Промтрактор» собран из высокотехнологичных компонентов, в том числе импортных – двигатель Cummins, трансмиссия Sauer-Danfoss (успешная доводка и испытания Четра-11С дадут возможность «Промтрактору» освоить производство бульдозеров с ГСТ в диапазоне тяговых классов от 9 до 20 т). Тяжелый дизель-электрический бульдозер ДЭТ-320 Челябинского тракторного – глубоко модернизированный ДЭТ-250, который теперь комплектуют ремонтопригодным дизелем ЯМЗ-7511 мощностью 258 кВт. Внешне ДЭТ-320 уже не напоминает артиллерийский тягач.

Челябинский компактор БКК-1

В сегменте фронтальных погрузчиков выделяется стильным дизайном 22-тонный Четра-60 от «Промтрактора», в оформлении которого использованы композитные материалы. Сейчас заканчиваются испытания опытно-промышленной партии в Нерюнгри на погрузке угля. Обновленный дизайн минского 4-тонного погрузчика Амкодор-342В можно было увидеть на стенде ЗАО «Амкодор-Оптим». Орловское ЗАО «Дормаш» демонстрировало новый, выпущенный в конце прошлого года 21-тонный погрузчик D 3365 с двигателем Cummins и КП ZF, а также промежуточную версию тяжелого грейдера ДЗ-298. В окончательном варианте к ломающейся раме добавится передний гидрообъемный привод.

Привезли новинки экскаваторные заводы. Машиностроительная компания «КРАНЭКС» продемонстрировала модель 2004 года – 32-тонный гусеничный экскаватор ЕК 300 с объемом ковша 1,5 м3, разработанный совместными усилиями специалистов компании и фирм Deutz (силовая установка), Bosch Rexroth и Hydrauto (гидравлическая система), Berco (гусеничный ход). ОАО «Тверской экскаватор» вошло в новый для себя сегмент легких экскаваторов с колесником ЕК-8 массой 8,8 т. В настоящее время этот экскаватор с пристенным копанием, оснащенный двигателем Perkins (Euro 2) и гидравликой Bosch Rexroth, представляет собой единственную отечественную модель в классе «мастер-сити». На СТТ тверичи привезли модель с «офсетом» – шарнирным сочленением в верхней секции стрелы. Задний и передний капоты полностью поднимаются, давая доступ к двигателю и гидрооборудованию.

Тяжелый челябинский бульдозер ДЭТ-320

Впечатлила универсальная машина Mecalac 12МХТ от ЗАО «Амкодор-Оптим». Посетители выставки в подавляющем большинстве такой машины еще не видели. Внешне она напоминает одновременно и экскаватор, и фронтальный погрузчик, выделяясь оригинальным рабочим оборудованием. Гидроцилиндры размещены «нетрадиционно», за счет этого стрела и рукоять плотно складываются и откидываются назад, чем достигается значительный выигрыш в компактности. Рабочее оборудование и кабина размещены на небольшой полноповоротной платформе, установленной на передней секции сочлененной нижней рамы. Двигатель стоит на задней секции, соответственно у машины низкий центр тяжести.

Из новинок в сегменте экскаваторов-погрузчиков отметим новый Komatsu WB97S-2, представленный московским дистрибьютором техники Komatsu ООО «Инстройтехком». Экскаваторное оборудование этой модели управляется двумя джойстиками. Volvo CE начал продажи в России своей последней модели экскаватора-погрузчика BL71. Мы писали об этих моделях в «ОС» № 12 за 2003 г. Новинкой российского рынка стали турецкие экскаваторы-погрузчики Hidromek. «Европейская» модель HMK 102B с колесной формулой 4х4х4 и одинаковыми колесами спереди и сзади оснащена дизелем Perkins, КП powershift, «складывающимся» экскаваторным оборудованием на подвижной каретке, погрузочным оборудованием с Н-образной схемой поворота ковша. Муромский машзавод в этом году возобновил производство полноприводного экскаватора-погрузчика ПК-301 массой 11,5 т с внушительным погрузочным ковшом вместимостью 1,5 м3, экскаваторным оборудованием на подвижной каретке с ковшом 0,48 м3 и глубиной копания 4,2 м.

Новый ЕК 300, КРАНЭКС

Дорожно-строительная техника. Интересную дорожно-строительную машину – перегружатель асфальтобетонной смеси Terex Cedarapids MS-4 на колесном ходу представило ООО «Русская Дорожная Компания» – дистрибьютор техники Terex. Перегружатель производительностью 1 200 т/ч обеспечивает непрерывную работу асфальтоукладчика, защищает его от толчков при контакте с самосвалом и ликвидирует простои груженых самосвалов. Аналогичную машину МТ 1000-1, но на гусеничном ходу показала немецкая компания Wirtgen на своей домашней выставке в апреле, однако на СТТ ее не привезла. На Ходынке Wirtgen демонстрировала технику, которую начала поставлять в Россию в этом году: большие тандемные катки Hamm серии HD с гладкими вальцами и шарнирно-сочлененной рамой, производительный асфальтоукладчик Vоgele Super 1800-1, разметочную машину Hofmann H33-2. ЗАО «Раскат» показало новый 3,5-тонный вибрационный каток с гладкими вальцами ДУ-82 и двигателем Kubota.

Из гаммы оборудования для укладки бетона Gomaco, поставляемого в Россию ЗАО «КвинтМАДИ», на выставке показали трехгусеничный бетоноукладчик со скользящими формами Commander III, применяемый для устройства бордюров, барьеров, желобов, тротуаров, бетонных покрытий шириной до 6 м. Для каждого вида работ на Commander монтируется своя скользящая форма. Кроме того, на нем установлен собственный фрезерный рабочий орган.

Перегружатель Terex Cadarapids MS-4

Новую модель мобильной дробильной установки Komatsu BR380JG на гусеничном шасси можно было увидеть на стенде ООО «Инстройтехком». Установка производительностью 50...240 т/ч компактна и способна перерабатывать бетон, железобетон, гранит и другие твердые породы.

ООО «ДСТ-Сервис» – официальный дилер компании WEBER-MT – представило модельный ряд ручных виброплит, вибротрамбовок и нарезчиков швов. Их отличает широкий выбор двигателей – бензиновые Honda или Robin, дизельные Hatz или Lombardini, автоматизированная система контроля уплотнения.

Машины для бетонных работ. Фирма «КОМЗ-экспорт» показала свои последние разработки – автобетоносмеситель 9DA на базе КамАЗ-6520, бетононасос ABN-3299 на базе КамАЗ-53205 и строительный комбайн КСМ-4. На миксер 9DA с барабаном полезной вместимостью 9 м3 устанавливают автономный немецкий двигатель HATZ с пусковым подогревателем, облегчающим запуск даже в сильные морозы и подогрев водяного бака. Импортные комплектующие отражаются на цене машины, но выигрыш в надежности и функциональности оправдывает их применение. Установка бетононасоса ABN-3299 на российское шасси, наоборот, делает машину доступнее. На КамАЗ-53205 монтируется 32-метровый бетононасос Schwing, мощность для его гидравлики отбирается от КП шасси. Оригинальный строительный комбайн КСМ-4 на двухосном шасси собственной разработки оснащен барабаном полезной вместимостью 4 м3. Его задача – готовить бетонную смесь прямо на строительной площадке и подавать в нужную точку. Для самостоятельной загрузки инертных материалов на комбайн навешен ковш 0,25 м3. Мощности генератора комбайна достаточно для питания сварочного агрегата, компрессора или освещения стройплощадки.

Гидроподъемник ВС-22А из Краснодара

Бетононасосы под собственным именем «Питон» на шасси МАЗ и КамАЗ выпускает питерское ООО «Бетон-сервис». Шасси поставляет Автомобильная корпорация «Грузомобиль», на стенде которой и стоял «Питон-32» – 32-метровый бетононасос Daewoo DCP-32 II на базе МАЗ-630300-2140.

Schwing 34XG и Putzmeister M36 на шасси МАЗ были показаны на стендах самих производителей – Schwing GmbH и Putzmeister AG. Можно выбрать бетононасос и на шасси иностранного производства: например, Daewoo DCP-36 II на трехосном шасси Daewoo, дистрибуцией которых занимается московское ЗАО «Амкодор-Оптим»; CIFA K40 XRZ на четырехосном шасси MAN, поставленный в Россию ЗАО «Евротехцентр»; 57,1-метровый Putzmeister M58 на шестиосном шасси МВ, стоявший на стенде Putzmeister AG.

При масштабном строительстве стационарные бетононасосы и по отдельности, и в сочетании со стационарными распределительными стрелами незаменимы. На выставке были представлены несколько таких установок – Schwing, CIFA, ELBA, а также стационарная стрела Schwing SPB-30.

 

Подъемники. ОАО «Пожтехника» (г. Торжок) расширяет модельный ряд: телескопический подъемник АТП-17М теперь устанавливают и на дизельное шасси ГАЗ-3309. В первый день выставки присутствовал ПСС-131.14Э на шасси KIA K 3600 II, который затем «отбыл» на объект. Впервые в СТТ участвовало краснодарское ОАО «Завод «Мехпромстрой» с гидроподъемником ВС-22А грузоподъемностью 250 кг на шасси ЗИЛ-433362.

ОАО «КЭМЗ» расширяет модельный ряд

На выставке «КомТранс 2004» Казанский электромеханический завод представил новую модель телескопического автоподъемника АПТ-18 на шасси КамАЗ-4308. Эксклюзивность этого АТП определяет новое шасси КАМАЗа с улучшенными эксплуатационными параметрами, американским двигателем Cummins и гарантийным пробегом 500 тыс. км. Для более экономных потребителей ОАО «КЭМЗ» подготовил еще одну новинку – АТП-18 на шасси ЗИЛ-530150, в простонародье называемом «Бычок». Стоимость второй модели значительно ниже.