Лучший по-русски. Результаты конкурса «Лучший коммерческий автомобиль 2004 года в России»

В. Тищенко

Это некоммерческое предприятие проводится ежегодно. Его результаты озвучивают перед началом выставки «КомТранс». Так было и в этом году. Цель конкурса понятна из названия – на основании мнения членов жюри выявить лучший коммерческий автомобиль года в нескольких номинациях. В 2004 году были озвучены следующие номинации: «Лучший отечественный грузовик», «Лучший зарубежный грузовик», «Лучший зарубежный фургон», «Лучший отечественный автобус», «Лучший зарубежный автобус», «За успехи в освоении российского рынка». Последняя номинация заменила собой «Специальный приз». Сменилось только название, а суть осталась прежней – номинируется продукция совместных предприятий. Из-за отсутствия реальных серийных моделей в номинации «Лучший отечественный фургон» в этом году было решено приз не вручать.

Критерии отбора лучшей техники остались прежние – глубина технических решений, эксплуатационные параметры, объемы продаж, финансовые условия приобретения, наличие сервиса и т. п. Если обобщить, то главным критерием является вклад транспортного средства в повышение эффективности перевозок.

Общие итоги голосования жюри в конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль 2004 года в России» выглядят так.

Наиболее жесткая конкурентная борьба сложилась в номинации «Лучший отечественный грузовик» – 3-е место отделяло от 1-го всего два очка. Первое место заслуженно получил продукт Камского автомобильного завода. Уникальное изделие принесло славу не только заводу, его создателям, но и отечеству. Речь идет об автомобиле КамАЗ-4911. За последние годы конструкторам спортивного коллектива КАМАЗа удалось создать машину, которая в течение нескольких лет выступает на равных с именитыми фирмами, выпускающими грузовики. Пять призов на ралли Париж – Дакар и последние 5...6 лет все призы на этапах Кубка Мира забирает российская команда. Для этого автомобиля в реальных условиях естественных препятствий не существует, он преодолевает без подготовки ров в 2 метра, любые склоны, грязь. Сегодня такая машина реально существует в виде серийного грузовика и продается. Это специальный автомобиль для доставки грузов в труднодоступные районы.

Actros наградили за достойное сочетание безопасности и экономичности. В этом году DaimlerChrysler обновил семейство Mercedes-Benz Actros. Полностью обновили дизайн интерьера кабины, установили более мощные двигатели, интегральную раму и новый задний мост с одинарными сверхширокими шинами. Предусмотрено также пять версий двигателя ОМ 501 LA V6 мощностью от 320 до 456 л.с. и три версии V8 мощностью от 503 до 578 л.с. Модельный ряд новых Actros насчитывает 530 модификаций – это бортовые грузовики и седельные тягачи, а также самосвалы 12 разных колесных баз, к которым поставляют 6 разных кабин.

Напомним, что на выставке RAI в Амстердаме VW Transporter T5 получил титул «Лучший коммерческий автомобиль 2004 г.», завоевав при этом рекордное количество баллов – 115 из 126 возможных. Такого успеха не добивалась еще ни одна машина в этом сегменте за все 12 лет проведения конкурса. Т5 достиг невозможного, во всех отношениях превзойдя своего чрезвычайно удачливого предшественника – T4. И то, что на российском конкурсе модель завоевала 1-е место, никого в общем не удивило. Новый Transporter – бескомпромиссный коммерческий автомобиль с увеличенным погрузочным пространством, более мощными двигателями и отличными ходовыми качествами.

НефАЗ доказал, что его интересы и возможности не ограничиваются лишь благими намерениями: все свои планы завод реализует с завидным упорством. Можно сказать без преувеличения, что современный дизайн, вместительный и комфортабельный салон, оригинальные конструкторские решения, удобство в эксплуатации – это норма для современных автобусов из Нефтекамска. Удачная общая конструкция автобуса, отличная динамика, вполне приличная для машин такого класса топливная экономичность, хорошая управляемость, удобное рулевое колесо, хороший дизайн панели приборов. Кузов каркасный трехдверный вагонного типа, с термоизоляцией. Вентиляция комбинированная – через форточки и люки крыши. Отопление производится от автономного жидкостного подогревателя с подключением жидкостной системы охлаждения двигателя. На крыше три аварийно-вентиляционных люка, которые открываются изнутри и снаружи.

400-я серия автобусов Setra бьет конкурентов размерами и вместительностью. Не менее впечатляет и надежность – техобслуживание можно проводить лишь через 90 000 км пробега, или раз в год. В бортовой электрике использовано «гибко программируемое управление»: при отказе какого-либо управляющего модуля его функции с помощью ноутбука можно временно возложить на другой. Из других интересных особенностей назовем подруливающую третью ось, благодаря которой уменьшается радиус разворота и улучшается устойчивость автобуса при маневрировании на высокой скорости. По-новому выполнена структура несущего кузова: лонжероны ориентированы не вдоль, как обычно, а поперек, что увеличило жесткость всей конструкции на кручение и благоприятно сказалось на управляемости.

Награды в этой номинации ЗАО «Автотор» удостоено за освоение производства грузовых автомобилей «Киа» малого и среднего класса K2700II, K3000S и K3600II. В 2003 году было изготовлено 813 таких автомобилей, в том числе 382 – K2700II, 175 – K3000S и 256 – K3600II. Кстати, в момент награждения (25 мая) на предприятии началась сборка хорошо известного автомобиля Hummer.