Грузовики Volvo собираются в Зеленограде
Компания Volvo Truck Corporation (VTC) стала первым зарубежным производителем грузовых автомобилей, создавшим в России предприятие по сборке своих грузовиков. К 15 сборочным заводам VTC в разных странах мира прибавился российский, с производительностью на начальном этапе 200 – 300 автомобилей в год, который находится в Северном округе столицы. Предприятие, торжественно открытое 20 марта 2003 г., имеет статус совместного – партнером VTC выступает российская Акционерная промышленно-финансовая корпорация «Система». Меморандум о взаимопонимании, в рамках которого и был создан завод, подписан с ней еще 24 ноября 1999 г.
«С пуском совместного предприятия, которое будет называться «ВТС Зеленоград, – отметил накануне пуска завода глава представительства Volvo Truck Corporation в России Ларс Корнелиуссон, – мы открываем новую страницу в истории развития Volvo на российском рынке. Учитывая относительно стабильную политическую ситуацию и значительный рост экономических показателей в стране, руководство Volvo считает, что время для основания промышленного присутствия в России выбрано правильно!» А вот мнение об этом событии Йормы Халонена, президента и исполнительного директора Volvo Truck Corporation: «Имея промышленную базу в Москве, мы усилили наши позиции в России. Чтобы расти вместе с рынком, необходимо присутствие в стране».
Партнер VTC АФК «Система» относится к крупнейшим в России диверсифицированным холдингам. Более 70% ее активов сосредоточено в высокотехнологичном бизнесе. Основанная в 1993 г. «Система» в настоящее время владеет и управляет более 200 предприятиями различных отраслей. Сферами ее интересов являются телекоммуникации (в структуру «Система Телеком» входит более 16 компаний, предоставляющих в России свыше 15% услуг местной, а также 3% междугородней и международной телефонии), электроника (входящий в АФК концерн «Научный центр» – крупнейший в России научно-производственный комплекс электронной промышленности), недвижимость и строительство (ЗАО «Система-Галс» – это 25 профильных предприятий и 2 млн. м2 недвижимости), страхование (страховое общество РОСНО – часть АФК «Система»), радиотехника (сеть институтов и промышленных объектов), нефть и нефтепродукты, торговля (ТД «Детский Мир»), финансы (банки и институты), туризм (ВАО «Интурист») и масс-медиа («Литературная газета», С.-Петербургская «Смена»).
Комментируя сотрудничество с VTC, президент «Системы» Е. Новицкий подчеркнул, что этот проект является частью политики АФК по привлечению ведущих мировых компаний в качестве стратегических партнеров.
Перед началом сборки грузовиков Volvo производственное помещение СП подверглось реконструкции. Его площадь составляет 2 800 м2, плюс 600 м2 административных помещений. Персонал завода – 20 человек, включая администрацию. Сборка машин началась с моделей Volvo FН12 4х2 (тягач для международных перевозок) и Volvo FН12 6х4 (для строительства). Предполагается сотрудничество с российскими производителями кузовов и специального оборудования «Бецема», «ИнтерепайпВан» и «КОМЗ-Экспорт» («Тигарбо»).
Вначале количество комплектующих российского производства будет равно нулю, но в дальнейшем оно должно постоянно расти.
Технология сборки автомобилей предусматривает наличие на заводе 7 основных постов и 4 участков досборки агрегатов и систем прежде, чем они попадут на основную сборку. На первом посту производится клепка рамы, затем следует установка мостов, пневмоаппаратуры и электрокабелей, а также клапанов тормозной системы и кронштейна для крепления аккумуляторной батареи (пост 2). На 3-м посту закрепляют силовой агрегат на раме, устанавливают колеса, радиатор, противоподкатный бампер и передают машину на 4-й пост. Следующая операция цикла – закрепление кабины. На 5-м посту проверяют тормозную систему, установку мостов, работу тормозов на стенде, и, наконец, на 6-м проводят окончательную инспекцию, после чего машина подвергается дорожным испытаниям.
Но постов, как было сказано, семь. Чем же занимаются на последнем? Там работают контролеры по качеству, проводящие полный аудит собранному и испытанному автомобилю перед сдачей его заказчику. Именно по такой системе работают и остальные 15 сборочных заводов Volvo в разных точках земного шара.
Первые машино-комплекты СКД на завод «ВТС Зеленоград» прибыли в конце прошлого года. Тогда же началась и сборка грузовиков, хотя завод работал еще не в полную силу. На церемонии открытия предприятия первые собранные машины были переданы российским заказчикам.
В 2003 г. компания Volvo Truck Corporation отмечает двойной юбилей. В феврале 1928 г., 75 лет назад, был выпущен первый грузовой автомобиль Volvo. Кроме того, в 2003 г. отмечается 30-летие своей деятельности в России. Первая партия из 27 грузовиков Volvo была поставлена в СССР в 1973 г., а самый первый грузовик был отгружен на год раньше для получения одобрения Министерства транспорта.
Сегодня на российских дорогах эксплуатируется около 12 тыс. грузовиков Volvo. В их число входят как новые, так и подержанные машины. Преодолев в двухлетний срок последствия экономического кризиса 1998 г., рынок снова растет. В прошлом году VTC поставила в Россию 423 новых грузовика, в стране ей принадлежит 25% рынка импортных грузовых автомобилей. В 2002 г. объем поставок в Россию вырос на 17%. Исследования показали, что торговая марка Volvo является самой популярной среди западных импортеров и когда речь идет о покупке подержанных автомобилей. В 2002 г. 3 500 новых и бывших в эксплуатации грузовых машин нашли своих покупателей в России. Цифра солидная и указывает она на высокие потребительские качества продукции компании. Среди характерных черт грузовиков Volvo можно отметить их высокий уровень безопасности, низкий удельный расход топлива, отличную эргономику места водителя, высокую надежность, малые эксплуатационные затраты.
Итак, завод «ВТС Зеленоград» официально вошел в число предприятий российского автопрома. «В первый год работы мы планируем собрать на нем от 200 до 300 автомобилей. В дальнейшем же готовы наращивать производство», – отметил Йорма Халонен. Перед возможным повышением налогов на ввоз новых автомобилей в Россию, компания VTC приняла единственно верное решение. Оно гарантирует, что наши водители все чаще будут садиться за руль современных грузовиков. Остается пожелать всем участникам этого проекта дальнейших успехов.