Мини-экскаваторы (ч. 1)
Трудно назвать определенного лидера в такой нише, как мини-экскаваторы, ввиду ее незначительного объема. Не только в России, а вообще в странах, где доступна сравнительно дешевая рабочая сила, рынок компактной техники в угнетенном состоянии. И основной стимул для него – давление трудового и иммиграционного законодательства, точно так же, как ограничение въезда – единственная действенная мера для разгрузки городского центра от транспорта.
JCB 8060 на московской стройке
Cat 308E CR SB массой 8440 кг, мощностью 41,5 кВт с поворотной опорой стрелы
Cat 305E CR массой 5270 кг, мощностью 32,9 кВт
JCB 8045 ZTS массой 4750 кг, мощностью 34,1 кВт
JCB 8018 CTS с компактным радиусом поворота платформы, выходящим за габариты гусеничной тележки. Мощность – 14,2 кВт, масса – 1662 кг
Volvo ECR88 Plus массой 8,5 т, мощностью 38,2 кВт
Volvo EC35C массой 3,5 т, мощностью 27,1 кВт
JCB 8018 CTS: капот моторного отсека
JCB 8065 RTS массой 6584 кг, мощностью 37 кВт
JCB 8085 ZTS массой 8434 кг, мощностью 43 кВт
Но сегодня тему мини-экскаваторов можно возобновлять по ряду причин. Во-первых, меры к органичению миграции принимаются, и их влияние существенно. Гастарбайтер стал не столь дешев, а его квалификация в среднем осталась на прежнем уровне. Время подумать о механизации, о лопате с мотором. До таких миниатюрных вариантов, как проезжающие в дверной проем, дело дойдет не скоро, поэтому речь стоит вести о наиболее ходовых моделях в диапазоне от 1,5 до 9 т массы. Если сегодня покупают мини-экскаватор, то он по большей части идет в дополнение к основному парку техники. В такой ситуации, когда перед покупателем не стоит проблема выбора марки, если он, конечно, не хочет экспериментировать с другими поставщиками, на первый план выходят финансовые условия и условия сервисного обслуживания. Крупные бренды, создавшие в России развитую сервисную сеть и собственные финансовые компании, имеют в этом случае преимущество. Корпорация Caterpillar предлагает вниманию российского строителя линейку «гидравлических мини-экскаваторов» из семи моделей и их модификаций массой от 1,7 до 8 т серий D и Е. Полная линейка, которую корпорация поставляет на домашний рынок, немного длиннее, начинается с 900 кг и заканчивается 8,3 т. Мини-экскаваторы Caterpillar, большинство которых поставляет на мировой рынок завод корпорации в Акаши (Япония), выполнены в унифицированных дизайнерских решениях: круглая поворотная платформа, кабина занимает практически всю ее площадь, и оператор сидит над двигателем, только у крупных моделей, особенно у 308D, двигатель и гидроаппаратура вынесены за пределы кабины. Рабочее оборудование – стрела и рукоять – коробчатого сечения. Одно время Caterpillar экспериментировала с трубчатым сечением, но потом оставила эти эксперименты. Трубопроводы проложены внутри стрелы для лучшей их защиты. Поворотная опора стрелы вкупе с круглой платформой, которая при повороте не выходит за границы гусеничного шасси, позволяет разрабатывать грунт вплотную к препятствию. «Старшую» модель 308D CR предлагают в двух вариантах: с поворотной и неповоротной опорой стрелы. У «младших» моделей в кабинах с большой площадью остекления практически остеклена вся поверхность, что дает отличный круговой обзор. Во внутренней облицовке кабины использован пластик хорошо узнаваемого светло-серого тона. В отсеке под креслом спрятан отопитель, там же устроен вещевой отсек. В качестве силовых агрегатов Caterpillar использует как свои двигатели малой мощности объемом 1,8 и 2,4 л, так и двигатели сторонних поставщиков – Yanmar и Mitsubishi, хорошо зарекомендовавшие себя на компактной технике. К преимуществам мини-экскаваторов можно со всей уверенностью отнести и мощные тылы Caterpillar – собственную финансовую компанию «Катерпиллар Файненшл», сформированную дилерскую и сервисную сеть, включая арендные компании, региональный склад запчастей в подмосковной Черной Грязи и налаженную поставку оригинальных запчастей и материалов. Завод Caterpillar в Тосно также работает на репутацию компании. Volvo CE вошла в сегмент мини-экскаваторов в 1995 г., поглотив французскую компанию Pel-job. С 2000 г. мини-экскаваторы начали поставлять под маркой Volvo. С годами состав модельного ряда менялся. Сегодня Volvo поставляет на европейский рынок 12 моделей массой от 1,5 до 8,7 т, предложение российскому рынку ограничено тремя моделями массой 3,5, 5,5 и 8,5 т – ЕС35С, ЕС55В и ECR88 Plus. Для весьма узкой ниши мера разумная: модельный ряд лаконичен и понятен потенциальному потребителю. По крайней мере, на первый взгляд список его не отпугнет. В самой легкой категории выступает ЕС35С с двигателем Volvo D2.2D мощностью 27,1 кВт и габаритной шириной 1620 мм. Поворотная платформа округлой формы, моторный отсек справа от кабины прикрыт обтекаемым капотом. Рабочее оборудование – стрела на поворотной опоре и рукоять коробчатого сечения. Трубопроводы пущены по верху стрелы. Возможности экскаватора расширяют сменное навесное оборудование, которое позволяет использовать машину не только для разработки траншей, но и для их зачистки, уборки территории, при сносе и реконструкции зданий и сооружений. Экскаватор ЕС55В побольше размерами и помощнее. На него установлен двигатель Volvo D3.1 мощностью 38,8 кВт. Компоновочно этот экскаватор ближе к своим старшим собратьям – у него квадратная поворотная платформа, которая сегодня выглядит несколько устаревшей, двигатель позади кабины. При этом атрибуты мини-экскаватора в наличии: поворотная опора стрелы, резиновые гусеницы, отвал, вписывающийся в габаритную ширину. На его фоне модель ECR88 Plus выглядит продвинутой – у нее круглая платформа, которая при повороте не выходит за габариты гусеничной тележки. Двигатель Volvo D3.1 мощностью 38,2 кВт, агрегатированный с насосом, расположен в отсеке справа от кабины. Моноблочная стрела на поворотной опоре и рукоять коробчатого сечения с трубопроводами, пущенными поверху. Предусмотрен механизм быстрой смены, позволяющий работать с разнообразной механической и гидромеханической навеской. Гидроконтур навесного оборудования управляется с помощью электропропорционального ролика. В активе Volvo CE также финансовая компания «ВФС Восток» и развивающаяся дилерская сеть «Ферронордик Машины». Британская компания JCB не придерживается политики ограничения предложения – покупатель может заказать любую машину из модельного ряда. Мини-экскаваторы, которые поставляют в нашу страну, выпускают в Англии. JCB разделяет мини-экскаваторы на три линейки. Линейка Micro включает действительно лопаты с моторчиком массой от 950 до 1250 кг и шириной 700 и 970 мм. Линейку Mini составляют девять моделей массой от 1500 до 5200 кг, причем пять «старших» моделей выполнены в соответствии с концепцией Zero Tail Swing – буквально с нулевым радиусом поворота. В линейку Midi входят экскаваторы массой от 6000 до 8250 кг. В диапазоне массы от 1,5 до 8 т можно насчитать дюжину моделей с шагом между моделями от 50 кг до 1,5 т c двигателями мощностью от 14 до 43 кВт. Дизайн – визитная карточка JCB, и мини-экскаваторы здесь не исключение. Их сразу можно опознать не только по фирменному яичному цвету, но и по тонированным стеклам яйцеобразной кабины и зализанным обводам моторного отсека, которые тоже навевают ассоциации с продуктом птицеводства. Вероятно, дизайнеров JCB вдохновляет авангардная лондонская архитектура. На «младших» моделях JCB использует стрелу трубчатого сечения, усиленную в месте перегиба кронштейнами для гидроцилиндров. Для «младших» моделей также характерна узкая гусеничная тележка, и платформа при повороте выходит за ее габарит. Модели с так называемым «нулевым радиусом поворота», или Zero Tail Swing, в наименовании обозначаются ZTS. Двигатель расположен в задней части, справа от кабины гидрораспределитель и радиатор. Оба отсека закрыты капотами-«крыльями». Над кабинами дизайнеры тоже поработали, хотя простора для творчества в них маловато в буквальном смысле, и модные ныне алюминиевые детали порадуют глаз эстета. В остальном кабины мини-экскаваторов JCB столь же аскетичны, как и у конкурентов. (Окончание следует) |