Ждем перемен

Колесные экскаваторы

Леонид Малютин
ТВЭКС ЕК-14
ТВЭКС ЕА-17К
Экскаватор-планировщик ТВЭКС ТЭП-18
ТВЭКС ЕК-14
«Эксмаш» E160WLC
Полноразмерный Liebherr A904C Litronic с двухзвенной стрелой
Volvo EW180C у завода Volvo в Калуге намекает на будущее производство
Hitachi ZX170W-3
Hyundai R140W-7A
ЭО-33211А Уралвагонзавода
Caterpillar M315D
Liebherr A311 Litronic с двухзвенной стрелой и механизмом поворота на опоре
Komatsu PW160-7
JCB JS145W
Doosan DX160W
New Holland WE150 с сокращенным радиусом поворота платформы
Первый колесный экскаватор Liebherr, 1954 г.

Говорить о том, что наша экономика, несмотря на некоторое оживление в 2010 г., вышла из кризиса, преждевременно. Рынок колесных экскаваторов, как и остальные сегменты экономики, несколько активизировался по сравнению с катастрофическим 2009 г. Экскаваторные заводы возобновили работу, а импортеры – поставки, при этом темпы роста импорта превышают внутреннее производство. Однако никто не стремится к докризисным объемам, а осторожно следует за спросом.

Однако чем ниже объемы, тем сложнее с поставками комплектующих и сохранением рентабельности. Спрос на отечественную продукцию отстает из-за менее привлекательного соотношения цена–качество, коротких модельных рядов российских производителей и практически отсутствия у них комплексного предложения, а также из-за разницы в покупательной способности коммунальных хозяйств, ориентирующихся на отечественную технику, и строительных организаций, предпочитающих качественный импорт.

Кроме того, российским производителям колесных экскаваторов стоит готовиться к следующему удару. Volvo CE заложила производство «колесников» в планы завода в Калуге. Из-за кризиса пуск производства отложили, но этому плану суждено сбыться. Завод Caterpillar в г. Тосно Ленинградской области, заводы Komatsu в Ярославле и Liebherr в Нижнем Новгороде не планировали заниматься колесными экскаваторами, но с ростом рынка их планы могут и поменяться. Колесные экскаваторы – всего лишь небольшая часть продуктовых портфелей этих компаний. Локализация производства колесных экскаваторов даст некоторый выигрыш в цене, сроках поставки, обеспечении запчастями и даст стимул к расширению сервисных сетей.

В кризис «Тверской экскаватор», главный производитель «колесников» на постсоветском пространстве, сократил объемы производства более чем в 5 раз: в 2007 г. завод выпустил 2615 экскаваторов, в 2008-м – 1917, а в 2009-м – всего около 350 ед. В 2010 г. завод вышел на уровень рентабельности 50 экскаваторов в месяц, выпустив за первое полугодие около 300 колесных и гусеничных экскаваторов (их производство в 2009 г. перенесли в Тверь). Ковровский завод прекратил деятельность. Всего за 2010 г. в Твери планируют собрать до 640 машин при полной мощности до 1 тыс. машин в год.

Антикризисная программа включала не только сокращение персонала и реструктуризацию производственных площадей, но диверсификацию продуктового портфеля за счет новых моделей и видов техники – экскаваторов и экскаваторов-планировщиков на автомобильных шасси, а также услуг – ремонта, апгрейда экскаваторов, программы traid-in. В начале 2009 г. по заказу Минобороны страны завод начал производство новой модели войскового экскаватора ЭОВ-3522 на шасси КамАЗ-53501-0001360 с поворотной платформой и рабочим оборудованием от ЕК-12. Для гражданских отраслей, главным образом сырьевых и МЧС, экскаваторную установку ЕА-17К адаптировали к шасси КамАЗ-43118-0001960-15. В ноябре Группа ГАЗ поставила МЧС 10 экскаваторов ЕА-17К на сумму более 51 млн. руб. Представленный в марте 2010  г. одновременно с ЕА-17К экскаватор-планировщик ТЭП-18 на полноприводном шасси КамАЗ-65111 также ориентирован в первую очередь на МЧС и сырьевые отрасли.

Принятая до кризиса концепция многовариантной комплектации экскаватора оказалась удачной и весьма кстати в условиях высокой чувствительности к цене. В одночасье предпочтения покупателей сместились в сторону наиболее доступной по цене комплектации, что потребовало пересмотра компонентной базы. Часть проблем удалось решить, и были найдены более доступные по цене альтернативные варианты, но, например, для компактного ЕК-8, интерес к которому значительно вырос, найти замену дорогой импортной комплектации оказалось затруднительно.

В производственной программе по-прежнему пять базовых моделей – ЕК-8 (масса 8,8 т), ЕК-12 (13 т), ЕК-14 (14 т), ЕК-18 (18 т) и ЕК-20 (20 т). Для моделей ЕК-12, ЕК-14, ЕК-18, ЕК-20 доступна комплектация и отечественными, и импортными агрегатами. На их основе завод выпускает модификации под требования конкретного заказчика. Так, для Узбекистана, крупные заказы которого оказались настоящей палочкой-выручалочкой, на экскаваторы ЕК-18 установили модернизированную кабину с измененной электронной приборной панелью и кондиционером. На ЕК-20 изменили рабочее оборудование – удлиненная рукоять позволила увеличить радиус копания до 11 м и глубину копания до 8 м. В ходовой части машины применены четыре опоры. Этой осенью завод выиграл очередной тендер на поставку 76 колесных и гусеничных экскаваторов. А всего за последние годы в Узбекистан поставили более 200 экскаваторов.

Завод «Эксмаш» (г. Тверь) выпускает две модели колесных экскаваторов – E130W и E160WLC массой 13,1 и 16,1 т, построенных на импортной агрегатной базе. Экскаваторы оснащены двигателями Deutz с жидкостным охлаждением и мощностью 67 и 87 кВт и гидроаппаратурой Bosch Rexroth, агрегатами трансмиссии ZF с маслопогружными дисковыми тормозами, рабочим оборудованием с моноблочной стрелой. Гидропривод выполнен по схеме LUDV фирмы Bosch Rexroth, обеспечивающей неограниченное количество совмещений в рабочем цикле, высокую точность выполнения операций и минимальные потери мощности. Внешне экскаваторы отличаются от отечественных конкурентов низким профилем моторного отсека и округлыми обводами.

Уралвагонзавод больше заинтересован в бронетехнике и железнодорожных вагонах, но с модернизацией модельного ряда экскаваторов у него многие годы как-то «не срастается». Как и в XX веке, завод предлагает основную модель ЭО-33211А массой 18 т с глубиной копания до 5800  мм, оснащенную двигателем ЯМЗ-236 мощностью 110 кВт, и модификацию ЭО-33211АК, предназначенную для ремонтно-восстановительных работ на инженерных сетях и сооружениях коммунального хозяйства. Рабочее оборудование включает основной ковш вместимостью 0,85 м3, в дополнение к которому предлагают увеличенный ковш 1,05 м3, узкий ковш 0,42 м3, зуб-рыхлитель и гидромолот МГ-300-01. Экскаватор ЭО-33211АК дополнительно оснащен насосной и сварочной установками.

Марка Hitachi за последние два года несколько сдала позиции конкурентам, но продолжает лидировать в сегменте импортных экскаваторов. Сегодня компания предлагает линейку колесных экскаваторов Zaxis, выведенных на рынок в 2007 г.: ZX140W-3 (масса 16,5 т; мощность 90 кВт), ZX170W-3 (18,6 т; 107 кВт), ZX190W-3 (20,4 т; 122 кВт) и ZX210W-3 (21,1 т; 122 кВт). Экскаваторы оснащены двигателями Isuzu, соответствующими экологическим нормам U.S EPA Tier 3 и EU Stage IIIA, с двумя распределительными валами, системой впрыска Common Rail и системой рециркуляции отработавших газов EGR с охлаждением. На выставке BAUMA 2007 экскаваторы Zaxis были первыми с кабиной нового дизайна со сплошным правым стеклом без перегородки. Чтобы сохранить жесткость кабины и устойчивость к 2,5-кратным нагрузкам при опрокидывании экскаватора, ее каркас значительно усилили. Отмечаемое операторами отсутствие форточки в правом стекле, по замыслу разработчиков, должна компенсировать система кондиционирования. Сегодня такой подход к дизайну кабины используют все ведущие производители экскаваторов.

Hyundai за два года не теряла, а наоборот, наращивала долю рынка, догоняя Hitachi. Модельный ряд колесных экскаваторов, поставляемых в Россию, включает полноразмерные модели R140W-7A (13,5 т; 89 кВт), R170W-7A (16,2 т; 94 кВт) и R200W-7A (20,5 т; 122 кВт), а также мини-экскаватор R55W-7A массой 5450 кг. Двигатели экскаваторов серии 7А отвечают текущим экологическим требованиям Stage IIIA/ Tier 3. На моделях R140W-7A и R170W-7A установлены двигатели Mitsubishi, на R200W-7A – двигатель Cummins, на R55W-7A – Yanmar 4TNV98 мощностью 42,5 кВт. Связка двигатель – тандемный аксиально-поршневой насос работает «под управлением» фирменной электронной системы САРО с тремя рабочими режимами – тяжелым, стандартным и режимом гидромолота. В базовую комплектацию входит моноблочная стрела, по заказу устанавливают двухзвенную стрелу. На выбор также две рукояти разной длины и ковши разного назначения.

Доля Komatsu меняется год от года, но компания остается в лидерах, занимая второе-третье место. Сегодня на российский рынок компания поставляет экскаваторы 7-й серии, или Dash-7, тогда как в Японии и Северной Америке продают экскаваторы 8-й серии. Обновление модельного ряда начали в Европе. Российское представительство Komatsu проводит взвешенную продуктовую политику и с осторожностью выводит новинки, отдавая предпочтение моделям с менее привередливыми к качеству топлива двигателями, оберегая и потребителей, и себя от проблем с топливной аппаратурой. Тем более, что развитая производственная структура позволяет предлагать каждому рынку отдельный модельный ряд.

В каталоге представительства значатся колесные экскаваторы PW160-7 (14,2...16,6 т; 90 кВт), PW180-7 (16...18,4 т; 109 кВт), PW200-7 (19...22 т; 125 кВт) и PW220-7 (21,7...22,3 т; 118 кВт). В продаже можно встретить и «младшую» модель PW140-7 (12,7…15,2 т; 90 кВт). Масса экскаватора варьирует в зависимости от комплектации, в первую очередь от моноблочной или двухзвенной стрелы и варианта рукояти. Фирменные отличия экскаваторов Komatsu – собственные двигатели и интеллектуальная гидросистема HidrauMind.

Caterpillar входит в четверку лидеров в сегменте импортных экскаваторов. Колесные модели выпускает специализированный завод корпорации в Вакерсдорфе, Германия (гусеничные экскаваторы поставляют с японского завода в г. Акаши). В линейку, выведенную на рынок в 2007 г., входят пять моделей – M313D (13,6...15,8 т; 95 кВт), M315D (15,7...18 т; 101 кВт), M316D (17,2...19,4 т; 118 кВт), M318D (18,1...19,9 т; 124 кВт) и M322D (19,9...22 т; 123 кВт). Все пять моделей корпорация поставляет в Россию. Они оснащены 4- и 6-цилиндровыми двигателями Caterpillar C4.4 и C6.6 с фирменной системой питания ACERT, позволяющей соответствовать современным экологическим стандартам. Машины поставляют с моноблочной или двухзвенной стрелой, на выбор три-четыре варианта рукоятей разной длины и широкий набор навесного оборудования собственного производства, полностью адаптированного к экскаваторам Caterpillar. Возможна установка навесок и других поставщиков.

В активе Volvo CE, открывающей второй эшелон зарубежных поставщиков, пять моделей – EW140C (14,4...15,8 т; 91 кВт), EW160C (16,4...18 т; 106 кВт), EW180C (18...20,1 т; 113 кВт), EW210C (19,9...22,2 т; 120 кВт) и EW230C (23,1...25,6 т; 125 кВт). Три первые модели находятся в каталоге «Вольво Восток». Экскаваторы оснащены дизелями Volvo нового поколения с технологией снижения токсичности V-ACT. Двигатель сочетается с чувствительной к нагрузке гидросистемой. Оператор может назначать приоритет стрелы, рукояти или механизма поворота платформы в зависимости от грунтовых условий и задач. Volvo всегда уделяла большое внимание дизайну машины, особенно кабине, ее удобству и безопасности. Кабины Cab Care для экскаваторов не стали исключением.

Конкурент Volvo по части дизайна британская компания JCB предлагает российским потребителям полную линейку колесных экскаваторов – JS130W (12,7...15 т; 69 кВт), JS145W (12,7...15 т; 72 кВт), JS160W (15,4...17,8 т; 72 кВт), JS175W (15,6...18 кВт; 102 кВт) и JS200W (18,8...21,4 т; 102 кВт). С такой маркировкой поставляют экскаваторы с моноблочной стрелой. В комплектации с двухзвенной стрелой к маркировке прибавляют аббревиатуру «ТАВ».

В Россию JCB поставляет экскаваторы с завода JCB Heavy Products в г. Ютокситер (Uttoxeter, центральная Англия). Слухи об их китайском, индийском или бразильском происхождении не более чем слухи.

В «колесниках» прослеживаются фирменные признаки экскаваторов JCB – двигатели Isuzu, японская гидроаппаратура и электронная система управления ASM. Механическое навесное оборудование производит завод JCB Attachments. Сложные гидромеханические навески JCB получает от специализированных производителей. Так, гидромолоты JCB Hammermaster поставляют Atlas Copco и Rammer (ныне – Sandvik). Подобной практики придерживаются все компании – не может один производитель, даже такой, как Caterpillar, объять необъятное разнообразие навесок.

Корейский конгломерат Doosan, поглотивший в 2005 г. Daewoo, предлагает колесные экскаваторы серии DX нового поколения, сменившего Solar, которая включает модели DX53W (5,55 т; 37,8 кВт), DX55W (5,6...5,9 т; 40,8 кВт), DX140W (13,8...15,6 т; 99 кВт), DX160W (15,9...16,7 т; 99 кВт), DX190W (17,8...19,5 т; 116 кВт) и DX210W (20,4...20,9 т; 121 кВт). Экскаваторы выпускают заводы корпорации в Корее и Бельгии, одну 13-тонную модель выпускает китайский завод.

Компактный экскаватор комплектуют 4-цилиндровым двигателем Yanmar, остальные модели – 6-цилиндровым Doosan DL06 Tier 3/ Stage IIIA с системой впрыска Common Rail. Двигатель и гидросистема работают «под управлением» фирменной электронной системы e-EPOS. Компания предлагает на выбор моноблочные или двухзвенные стрелы и рукояти разной длины.

В ожидании ввода в действие новых норм токсичности Stage IIIВ/ Tier 4 interim западные компании не торопятся с обновлением модельных рядов, за исключением, пожалуй, что только Komatsu и New Holland.

На BAUMA 2010 New Holland представила три новые модели – WE150 (15,0…16,5 т; 90 кВт), WE170 (16,9…18,5 т; 105 кВт) и WE190 (18,4…20,4 т; 118 кВт). На диапазон массы 15...20 т приходится три четверти рынка экскаваторов, потому становятся понятны маркетинговые усилия компании, пытающейся привлечь покупателя новизной, хотя новинкам оставили двигатели Tier 3/ Stage IIIA. На экскаватор WE150 установили 4-цилиндровый двигатель New Holland 445TA объемом 4,5 л, экскаваторы WE170 и WE190 получили 6-цилиндровый New Holland 667TA объемом 6,7 л. Зато новинки берут другим – укороченной поворотной платформой и отдельным регулируемым аксиально-поршневым насосом механизма поворота платформы.

С вводом новых моделей началась смена маркировки экскаваторов, унаследованной еще от O&K. Вместо немецкого МН (Mobile Hydraulikbagger – мобильный гидравлический экскаватор) теперь используют английскую аббревиатуру WE (Wheeled Excavator – колесный экскаватор).

Кроме новых моделей в модельный ряд входят компактные МН2.6 (10 т; 74 кВт), МН3.6 (12,6 т; 84 кВт) и тяжелые МН6.6 (19,7…21,5 т; 129 кВт) и МН8.6 (20,8…22,7 т; 129 кВт). Компактные модели оснащены 4-цилиндровыми двигателями New Holland 445TA, двумя управляемыми осями, двухзвенной стрелой с механизмом поворота на опоре стрелы. Тяжелые модели оснащены 6-цилиндровым двигателем New Holland 667TA, моноблочной или двухзвенной стрелой и на выбор одной из трех рукоятей разной длины.

Несмотря на самый обширный модельный ряд – 12 базовых моделей – и разнообразие комплектаций и навесного оборудования, концерн Liebherr ходит в отстающих по продажам в России. Объяснить это явление можно прежде всего ценой – подлинное немецкое качество дорогого стоит, но не всегда и везде востребовано. В линейку входят модели А309 Litronic (11,3…12,5 т; 65 кВт) и А311 Litronic (12,1…13,5 т; 68 кВт), А312 Litronic (12,9…15,0 т; 81 кВт), А314 Litronic (14,4…16,6 т; 90 кВт), А316 Litronic (16,3…18,3 т; 94 кВт), А900С Litronic (17,4…19,6 т; 95 кВт), А904С Litronic (18,7…21,5 т; 105 кВт), А914С Litronic (20,1…22,9 т; 120 кВт), А924С Litronic (20,9…25,6 т; 135 кВт). На компактные А309 и А311 устанавливают двигатели Deutz, так как Liebherr не выпускает двигатели такой маленькой размерности. На остальных моделях установлены двигатели собственной разработки и производства. Рабочее оборудование включает моноблочные стрелы, двухзвенные стрелы с механизмом смещения на верхнем звене и без него; А309 и А311 комплектуют двухзвенной стрелой с механизмом поворота на опоре стрелы. Перечень навесного оборудования, дополнительных устройств и деталей к ним занимает несколько страниц.

На российском рынке также присутствуют компании Case, Hydromec, Takeuchi, Jonyang, но их вклад в разнообразие российского рынка колесных экскаваторов не столь значителен.

Как видим, у большинства поставщиков модельные ряды не обновлялись с 2007 г. и даже с более ранних времен. В кризис производителям стало не до того. А сегодня торопиться с новинками тоже не стоит ввиду скорого, в январе 2012 г., вступления в силу норм токсичности Stage IIIB/ Tier 4 для двигателей в диапазоне мощности от 56 до 130 кВт, в который попадают колесные экскаваторы. Компании, которые уже представили двигатели этого уровня, свидетельствуют, что доведение двигателей до требуемых норм поглотило не один миллион. Кроме того, надо не только довести двигатели, но и адаптировать системы питания, охлаждения и выпуска самих машин, что тоже непросто. Увеличивающиеся объемы систем необходимо скомпоновать в лучшем случае в прежнем пространстве. И все эти расходы в конечном итоге переложат на покупателя. Очевидно, новые поколения экскаваторов, которые представят в 2011 г., будут дороже всех своих предшественников. А чтобы несколько сгладить эффект, новые поколения получат дополнительные усовершенствования, как полезные, так и сугубо косметические. New Holland и Komatsu уже обозначили некоторые направления – сокращение радиуса поворота платформы и отдельный насос механизма поворота. Разумеется, придется освежить дизайн кабины, внедрить сенсорные AMOLED дисплеи, GPS, Wi Fi и т. д. Примитивные кондиционеры выйдут на новый уровень – систем климат-контроля. По сложности электронной и гидравлической начинки экскаватор приблизится к авиалайнеру.

Отечественным производителям стоит порадоваться, что у нас нет норм токсичности выхлопных газов для внедорожной техники и пока есть фора до 2018 г., когда Россия выйдет на общий с Европой уровень, чтобы подтянуть дизайн, надежность и сервис до конкурентного уровня.

компании по теме статьи
компании по теме статьи