Законодатели экскаваторной моды 2

Л. Малютин

В пятом номере журнала мы говорили об основных технических особенностях современных универсальных или, как их еще называют, строительных гусеничных экскаваторов. Сегодня мы познакомим читателей с модельными рядами экскаваторов ведущих зарубежных машиностроительных компаний – Caterpillar, Doosan Infracore, Hitachi и JCB, представленных на российском рынке.

«Джентльменский набор»
для Caterpillar 323D

Корпорация Caterpillar предлагает российскому рынку самый широкий модельный ряд гусеничных экскаваторов, представленный во всех размерных группах. Их производят заводы в Бельгии (Гослис), Франции (Гренобль), Японии (Акаши) и США (Аврора). В Акаши находится и центр разработки гусеничных экскаваторов. Есть сборочное производство в Китае, работающее только на китайский рынок. Современный модельный ряд представлен экскаваторами серии С, несколькими тяжелыми моделями серии В с двигателями, отвечающими требованиям EU Stage 2, и восемью моделями серии D массой от 20 до 37 т, производство которых начато в январе: это 320D, 320D RR (с уменьшенным радиусом поворота платформы), 321D CR (с очень малым радиусом поворота), 323D, 324D, 325D, 328D CR (с очень малым радиусом поворота) и 330D. Как утверждает корпорация, дизели экскаваторов серии D с технологией снижения токсичности выхлопа ACERT точно дозируют объем топлива и воздуха, поступающего в камеру сгорания, что обеспечивает полное сгорание топлива и требуемую нормами токсичность выхлопа Stage 3А без каких-либо дополнительных систем рециркуляции отработавших газов и т. п., снижающих к.п.д. двигателя.

Кабина экскаватора Caterpillar серии D

На мини-экскаваторах массой до 7 т используют двигатели Mitsubishi, на остальных – собственного производства в нескольких вариантах исполнения. Двигатели с турбонаддувом маркируют литерой «Т», с турбонаддувом и жидкостным охлаждением наддувочного воздуха – литерами «TA», с воздушным охлаждением – «ATAAC». Применяют разные варианты впрыска – с электронным блоком на ТНВД, как на двигателях 3066, с механическим приводом насос-форсунки (MUI), с механическим приводом и электронным управлением (EUI), с гидравлическим приводом и электронным управлением (HEUI). Электронный блок управления позволяет также оперативно проводить диагностику и определять неисправность. Встроенная автоматическая система управления оборотами двигателя автоматически сокращает частоту вращения коленчатого вала при отсутствии потребления мощности в гидросистеме, снижая уровень шума и расход топлива. На дисплее Multipro в кабине оператора отображаются данные о температуре охлаждающей и рабочей жидкости, уровне топлива и положении регулятора частоты вращения двигателя. Перед пуском двигателя электронная система проверяет уровни охлаждающей и рабочей жидкостей и моторного масла. Если уровень какой-либо жидкости недостаточен, на дисплее появляется соответствующее сообщение и пиктограмма.

22-тонный Daewoo Solar 225LC-V

В случае возникновения неисправности в электронике, когда ремонт нельзя провести немедленно, предусмотрена возможность временно перейти на ручное управление, для чего под правым подлокотником размещены «резервные переключатели», управляющие частотой вращения двигателя. При переходе в ручной режим отключается цепь контроллера электронной системы управления, производительность гидросистемы снижается, и сообщения на дисплее не отображаются.

Экскаваторы оснащены одним или двумя гидроконтурами для подключения навесного оборудования. Гидросистема автоматически настраивается на работу с навеской при выборе ее названия из выводимого на дисплей стандартного списка. Управление гидрофицированной навеской выведено на джойстики либо на одну или две дополнительные педали справа и слева от основного педального блока. На дополнительную педаль может быть выведена также функция прямого хода, что упрощает управление, обеспечивая прямолинейное движение машины вперед и назад.

Все машины Caterpillar оснащены каналами для отбора проб масел и жидкостей и штуцерами для измерения давления рабочей жидкости, масла в двигателе и охлаждающей жидкости. Для ремонта корпорация предлагает восстановленные в заводских условиях как целые агрегаты – двигатели, насосы, гидроцилиндры и т. д., так и отдельные детали.

Удобный доступ в кабину

Производство экскаваторов Daewoo начато в 1977 г. в альянсе с Hitachi, а с 1985 г. корейская компания приступила к производству первого поколения экскаваторов Solar собственной разработки. В 2005-м Daewoo Heavy Industries & Machinery Co., Ltd. вошла в состав корпорации Doosan Group и сменила название на Doosan Infracore Co. Финансовые инъекции (около 50 млн. USD) стимулировали процесс раз­работки, и уже в начале 2006 г. компания приступила к обновлению модельного ряда экскаваторов Solar пятой серии, которые выпускают корейский и бельгийский заводы фирмы. В первую очередь на конвейер поставлены модели новой серии DX с двигателями мощностью более 130 кВт в соответствии со вступившими в силу в январе этого года нормами Stage 3A. По мере вступления в силу следующих этапов в начале 2007 г. в серию пойдут среднеразмерные модели, а еще спустя год – легкие. Экскаваторы новой серии оснащены двигателями Common Rail собственной разработки, полностью обновленной микропроцессорной системой управления e-EPOS, связанной по шине CAN с блоком управления системы впрыска и механизмами гидросистемы. Переработана конструкция поворотной платформы, ходовой тележки и рабочего оборудования, использованы новые прочные и износостойкие материалы, обновлен внешний дизайн и интерьер кабины. Компания декларирует увеличение вдвое срока службы новых компонентов по сравнению с серийными образцами и вдвое меньшую вероятность поломки и отказа.

Кабина экскаватора Daewoo

В Россию eще длительное время будут по­ставлять пятую серию, включающую девять базовых моделей массой от 14 до 50 т с полноразмерной поворотной платформой и рядными 6-цилиндровыми дизелями собственного производства, а также их специальные исполнения. Модели массой от 13 до 26 т (Solar 140LC-V...255LC-V) оснащены дизелем DHI DB58TIS объемом 6 л с жидкостным или воздушным охлаждением наддувочного воздуха. На более тяжелых моделях применен интеркулер с воздушным охлаждением. На 30-тонный Solar 300LC-V и его модификации (с удлиненной стрелой и для разрушения) установлен дизель DE08TIS объемом 8 л, а на «старшие» модели (Solar 340LC-V...500LC-V) – DE12TIS объемом 11 л. Электронная система e-EPOS регулирует обороты двигателя и подачу гидронасосов в зависимости от нагрузки. На нее возложены также функции самодиагностики систем экскаватора и накопления данных. Предусмотрены два рабочих режима – универсальный режим копания и режим рытья траншеи, при котором активно задействован механизм поворота платформы. При отказе электроники экскаватор остается полностью функциональным, но с ухудшением производительности и экономичности. В базовую комплектацию входит гидроразводка для гидромолота и дополнительной секции распределителя. Для работы с навесным оборудованием с двумя степенями свободы устанавливают дополнительные гидроаппаратуру и органы управления. Экскаваторы стандартно комплектуют универсальной удлиненной ходовой тележкой, под заказ устанавливают тележки с зауженной или, наоборот, расширенной колеей.

Экскаватор третьего поколения Zaxis 250LC-3 с моноблочной стрелой

В рабочее оборудование, как правило, входит моноблочная стрела, на выбор два-три варианта рукоятей разной длины и несколько ковшей разного назначения. На корме предусмотрено посадочное место под дополнительный противовес. Кабина не перегружена органами управления и индикаторами, вся необходимая оператору информация выводится на пульт управления с LCD-дисплеем. Микроклимат поддерживает система отопления и кондиционирования (базовая комплектация).

Свой первый гидравлический экскаватор корпорация Hitachi изготовила в 1965 г. Сегодня главное производство мощностью 1500 ед. техники в ме­сяц сосредоточено на заводском комплексе Tsuchiura Works в Японии, где также базируется центр разработок. Свой первый мини-экскаватор Hitachi разработала в 1989-м и разместила заказ на производство на заводе Shiga plant, принадлежавшем компании Toyosha, а спустя год поглотила ее. Для европейского рынка экскаваторы массой от 10 до 50 т выпускает новый завод в Амстердаме проектной мощностью 3500 ед. техники в год, а мини-экскаваторы – еще один голландский завод мощностью около 3000 ед. в год. Есть также производ­ственные мощности в Индонезии, Индии (со­вместное предприятие с ТАТА) и Китае.

В 2000 г. серия Zaxis сменила серию экскаваторов ЕХ, а в 2006 г. европейскому рынку корпорация представляет третье поколение машин Zaxis: в январе – Zaxis 250-3 и 350-3 и затем в течение года Zaxis 280-3, 470 LCH-3, 520 LCH-3, 670 LCH-3 и 870 LCH-3. Hitachi предлагает один из самых развитых модельных рядов экскаваторов в мире – в диапазоне 6...60 т экскаваторов с ковшом «обратная лопата» более двух десятков базовых моделей, которые поставляют в различных исполнениях: со стандартными, с удлиненными ходовыми тележками, в исполнениях для разработки тяжелых и скальных грунтов, для сноса строений, с ходовой частью экскаватора более тяжелого класса, с уменьшенным радиусом поворота платформы – USR и US, с компакт­ным или нулевым радиусом поворота – U. Масса экскаватора варьирует в довольно широком диапазоне в зависимости от исполнения рабочего оборудования, ходовой тележки, формы и ширины башмаков.

Кабина экскаватора третьего поколения Zaxis

Hitachi использует дизели Isuzu. У сегодняшнего поколения экскаваторов двигатели отвечают требованиям норм EU Stage 2/Tier 2, у нового поколения токсичность выхлопа доведена до требований Stage 3A аккумуляторной системой впрыска плюс системой рециркуляции с промежуточным охлаждением отработавших газов. Новое поколение получило переработанную конструкцию рамы ходовой тележки, верхняя и нижняя плиты которой монолитные, а не сваренные из четырех частей. Существенно изменена кабина. У предшественников использована кабина с кодовым названием CRES (Center pillar Reinforced Structure) – «усиленная конструкция с центральной стойкой», которая играла ведущую роль, по кругу опоясывая всю кабину. На нее возлагалась задача сохранить безопасную геометрию кабины при полном опрокидывании экскаватора. В третьем поколении Zaxis применена новая кабина CRES II, из которой убрана центральная стойка, заслоняющая обзор вправо (этот подход в дизайне кабины получает все большее распространение), а силовая структура кабины представляет собой каркас, состоящий из передних и задних стоек, продольных и поперечных элементов крыши и пола. В современном стиле выполнен большой LCD-дисплей, на который кроме анимированных стандартных приборов выводятся управляющие и диагностические меню. Пред­установлено несколько стандартных вариантов навесного оборудования с возможностью ручной регулировки – ковш, гидромолот, гидроножницы, измельчитель; при выборе какого-либо из них автоматически меняется настройка гидросистемы. При установке на противовес экскаватора видеокамеры на дисплей с нее передается изображение. Для защиты от несанкционированного пользования экскаватором (угона) установлен иммобилайзер, отключающийся при введении пароля.

Hitachi Zaxis 135US с уменьшенным радиусом
поворота платформы

JCB начала производство экскаваторов в 1991 г. в кооперации с японской компанией Sumitomo, одним из признанных мировых лидеров в проектировании и производстве экскаваторов, а в 1998-м выкупила долю японского партнера в этом проекте. Технологии Sumitomo сохранены, равно как и зарекомендовавшие себя поставщики комплектующих, в частности Isuzu; сохранено и наименование экскаваторов JS (JCB-Sumitomo). Двигатели Isuzu показали себя как одни из лучших для экскаваторов, их замена на двигатели собственного производства не планируется. Гидронасосы также японского производства – Kawasaki, Kayaba. Гидроцилиндры изготавливает соседний завод в Ростере, где находится штаб-квартира компании.

Ежедневно с конвейера завода JCB Heavy Products, Ltd. в городке Ютоксетер в центре Англии сходят 14 экскаваторов. На заводе вырезают, штампуют и сваривают корпусные детали – ходовые тележки, поворотные платформы, стрелы, рукояти, окрашивают и собирают. Готовый экскаватор в течение 4 часов проходит испытания на специальной площадке. В настоящее время ведется строительство новых корпусов за чертой Ютокситера, куда и перенесут производство.

JCB выпускает полтора десятка моделей экскаваторов в диапазоне от 7,3 до 47 т, в том числе с очень малым радиусом поворота – JZ 70 (7,3 т) и JZ 140 (14...16 т). Предусмотрены модификации экскаваторов с удлиненной, удлиненной узкой, с ходовой частью от более тяжелой модели для разработки тяжелых и скальных грунтов. Для каждой модели пред­усмотрен выбор из нескольких исполнений рабочего оборудования – со стандартной моноблочной стрелой, укороченной, удлиненной, есть варианты супердлинных стрел, ряд моделей в диапазоне от 17 до 20 т поставляют также с двухзвенной стрелой (модификация Т.А.В.). Кабины отличаются традиционным для JCB комфортом и стильным исполнением.

Новинки 2006 года – JCB JS 330 и JS 190

Одна из особенностей экскаваторов JCB – рабочий режим Auto, при котором работу двигателя и подачу рабочей жидкости полностью контролирует электроника. Рабочие режимы – часть системы управления AMS (Advanced Management System). Первый экскаватор с системой AMS выведен на рынок в 2003 г. С тех пор JCB последовательно модернизирует экскаваторы, оснащая их этой системой. Вероятно, за счет этого продажи экскаваторов выросли на 65 %. Еще одна характерная особенность – у целого ряда моделей (JZ 70...JS 200 и JS 240) капот двигателя не выступает над платформой и не ограничивает обзор назад.

В 2006 г. компания провела серьезную модернизацию и расширение модельного ряда. Тяжелая модель JS 330 Auto получила дизель, соответствующий нормам EU Stage 3/Tier 3 и на 14% мощнее предшественника. JS 130 получил систему AMS с режимом Auto. Введены новые модели, заполняющие пробелы в линейке: JS 190 Auto (19,6 т), JS 145LC Auto (14,5 т), JS 115 Auto (11,5 т); семейство экскаваторов с очень малым радиусом поворота платформы дополнил «весомый» JZ 235 с двигателем мощностью 128 кВт. Для сноса строений подготовлен 40-тонный экскаватор JS 330 HRD с максимальной высотой оси шарнира ковша 21 м.