Тракторные снегоочистители

Сокрушительный удар по зимнему бездорожью

Николай Протасов
 
СНФ-200 на шасси «Беларус»
 
«Кировец» К-708-ОС
«Кировец» К-708-ОС
 
 
 
«Кировец» К-703МА-ОС

Существует много специальных машин для содержания городских территорий и автодорог, но чаще все же используются универсальные машины на шасси колесных тракторов. Логика проста – один такой трактор выполняет функции целого ряда спецмашин, экономя владельцу деньги и время не только при непосредственном выполнении работ, но и на этапе обслуживания и ремонта.

События последних лет

Если рассматривать рынок спецтехники, становится очевидно, что разразившийся в 2008 г. кризис один из наиболее ощутимых ударов произвел по тракторному производству, как общемировому, так и еще в большей степени по российскому.

До 2009 г. динамично развивалось производство на крупнейших в стране предприятиях тракторостроения – ОАО «САРЭКС», Волгоградском тракторном заводе (ВгТЗ), «ЧЗТ-Уралтрак», ЕлАЗ, Синтайском и Владимирском тракторных заводах и ряде других. В 2008-м было выпущено наибольшее за пять предшествующих лет количество тракторной техники – 12,3 тыс. ед. По результатам 2009 г., несмотря на предпринятые государством меры по защите внутреннего рынка и финансовой поддержке системообразующих предприятий отрасли, объемы тракторного производства упали на 57%. Катастрофическое падение производства коснулось в основном машин аграрного направления – падение до 50%, а производство тракторной техники, используемой в строительстве, коммунальной сфере и промышленности, было не столь значительно.

Тем не менее тенденция к снижению производства сохранилась и в 2010 г.: производство колесных тракторов за 10 месяцев снизилось на 13,4%, гусеничных тракторов – на 21,4% по сравнению с показателями 2009 г. Однако производство машин для коммунальных нужд и содержания городского хозяйства за этот же период увеличилось на 40%, что не может не радовать.

Сегодня рынок заполнен в основном отечественными тракторами, если не брать в расчет продукцию белорусских МТЗ и ОАО «Амкодор», а также компании «Евромаш». Но если считать белорусские тракторы импортными, то в 2009 г. доля импортной продукции составила 77% в общем объеме реализованных тракторов. Кроме безусловных лидеров из Белоруссии значительные объемы тракторов поставлял до 2009 г. Харьковский тракторный завод. Импорт продукции ХТЗ в 2008 г. составлял почти 57% всего объема реализованных колесных тракторов класса 3,0. В России производство тракторов этого класса незначительно, поэтому в 2009-м показатель поставок продукции ХТЗ снизился, но все же составил 43%. Примерно такие же цифры сохранились и в 2010 г.

Среди ведущих мировых производителей лидирует John Deere, его объемы поставок в Россию находятся на уровне поставок ХТЗ. Несколько отстают производители из Китая – предприятия Foton и Xingtai. Европейские производители, такие как New Holland, Deutz-Fahr и др., несмотря на высокое качество их продукции, представлены на рынке слабо. Это связано с достаточно высокой стоимостью европейской продукции, а состояние оборотных фондов отечественных предприятий значительно ухудшилось за годы кризиса.

Есть что выбрать

Трактор – это все-таки, конечно, сельскохозяйственная техника, однако он как никакая другая машина удобен для создания на его базе различных машин специального назначения, особенно широко используемых сегодня прежде всего в коммунальном хозяйстве. Так, подавляющее количество снегоуборочной техники – это производные модели колесных тракторов.

Снегоочистители, убирающие снег с трасс, городских дорог и тротуаров, в комплексе с машинами, борющимися с гололедом, и техникой для погрузки и вывоза снега обеспечивают зимнее содержание транспортных артерий, территорий аэропортов, городской транспортной сети. Работа снегоуборочной техники исключительно важна. На территории СНГ именно зимой выпадает в среднем 26…30% годового количества осадков. Зачастую в очень сложных погодных условиях с помощью снегоуборочных машин удается сохранять нормальный ритм движения автотранспорта. Своевременный вывоз снега, очистка от образовавшегося льда позволяют не только сократить расходы ГСМ на проезд автотранспорта по глубокому снегу или пробуксовку на гололеде, но и однозначно снижают количество ДТП, а за этим стоят уже человеческие жизни.

Владимирский моторо-тракторный завод входит в десятку крупнейших мировых производителей колесных тракторов, это единственный производитель в России тракторов класса 0,6. На базе владимирских тракторов создан широкий ассортимент снегоочистителей и уборочной техники круглогодичного использования.

Роторно-фрезерный снегоочиститель ВТЗ-2048А-ФРС отлично подходит для уборки на ограниченном пространстве. Конструкторы использовали базовую модель трактора небольших габаритов – 3490х1580х2945 мм, поэтому снегоочиститель способен маневрировать даже в небольших дворах и скверах. Трансмиссия с реверсом, рабочая скорость не более 1,5 км/ч обеспечивают безопасную работу в густонаселенных местах, а собственная гидросистема и ВОМ осуществляют привод навесного оборудования с достаточным запасом мощности. Снегоочиститель проводит фрезеровку торцовыми фрезами обледенелого снега по краям дороги. Затем снег отбрасывается на расстояние до 20 м либо его загружают в кузов самосвалов.

Для круглогодичной уборки улиц от снега и мусора ВТЗ разработал тротуароуборочную машину ВТЗ-30СШ-КО. Для работы зимой предусмотрена современная система отопления, она прогревает каркасную кабину за несколько минут. Машина базируется на самоходном шасси ВТЗ-30СШ с двигателем Д-120. Этот дизель с непосредственным впрыском топлива обеспечивает значительную экономию ГСМ. Новизна конструкции машины в том, что мусор в процессе работы машины не просто сметается в сторону, а накапливается в бункере мусоросборника вместимостью 650 л, причем машина оборудована системой пылеподавления. Прилагаемые спецнасадки позволяют убирать труднодоступные места, которые раньше убирали только вручную. Рабочая скорость машины 1,5 км/ч, и за один проход машина, имеющая кроме щетки основной секции мусороприемника еще две боковые щетки, очищает участок улицы шириной 2,1 м за один проход.

Для уборки асфальтобетонного покрытия в течение всего года создана модель ВТЗ Т30-80-КО, в которой используются различные шасси – Т45, ВТЗ 2032 Т30-70, ВТЗ 2032-10-Т30-69 и др.

Такую же миссию – очистку дорожного покрытия зимой и летом выполняет машина ВТЗ Т30-80-КО. Для уборочных целей ее комплектуют плужным и щеточным оборудованием. С таким же инвентарем работает и тротуароуборочная машина ВТЗ-2048А-КО. Отличием ее от других машин является использование более мощного дизеля Д-130 с воздушным охлаждением. Машина полноприводная, т. е. все колеса ведущие, это повышает проходимость и снижает риск пробуксовки, а возможность изменения ширины колеи делает ее еще более устойчивой и проходимой. Машина легко агрегатируется с разбрасывателем песка или распределителем противогололедных реагентов.

ВТЗ-2048А – специализированная машина для распределения жидких реагентов. Машина собирается на базе тракторных шасси Т-45, Т-45А и ВТЗ-2048 и имеет повышенную проходимость. Это необходимо, так как тающие снег и лед создают предпосылки для пробуксовки. Поэтому кроме полного привода, являющегося очень действенным средством при движении в вязких грунтах, установлена система блокировки дифференциала, а в силовой части используется двигатель Д-130, мощный и приемистый.

Машина ВТЗ-МКУ-2000 круглый год поддерживает чистоту на городских территориях с твердым покрытием. На базе трактора Т45 создана конструкция, совмещающая в себе фронтальный гидравлический погрузчик г/п 0,3 т с высотой подъема 3,2 м (комплектуемый либо вилами или крюком, либо ковшом вместимостью 0,3 м3) и подметально-щеточную машину производительностью 13 тыс. м2/ч. Привод щеточного оборудования ОУТ-80 сделан от ВОМ базового трактора, а ширина обработки за один проход составляет 1,5 м при рабочей скорости до 7 км/ч.

Много видов снегоуборочной техники производит белорусское ОАО «Амкодор». Например, машина МПУУ-1, созданная на базе трактора «Беларус-82П». С помощью установленного плунжерно-щеточного оборудования она обеспечивает зимнюю очистку территории. Оснастка включает в себя отвал, который монтируется под углом 35…40° к оси движения трактора, и щеточное оборудование, используемое как с опорными катками, так и без них. Очистка осуществляется сначала сдвигом слоя снега в сторону плугом, имеющим резиновый нож в нижней части для плотного прилегания плоскости плуга к дорожному полотну, а цилиндрической формы щетка, закрепленная на специальной раме под углом 60° к продольной оси трактора, завершает процесс разрушения слежавшегося снега и отбрасывает его в сторону, при этом образуются продольные валы.

На базовом шасси МТЗ-82.1 и МТЗ-82.2 специалисты «Амкодора» собирают фрезерно-роторный снегоочиститель «Амкодор 9211», предназначенный для удаления снежных валов, оставшихся после работы плужных снегоочистителей на городских магистралях и тротуарах. Машина осуществляет погрузку снега в грузовой автотранспорт.

Фрезерно-роторный снегоочиститель ФРС-200М, выпускаемый белорусским предприятием «Дорэлектромаш» на базе тракторов «Беларус-82П», «Беларус-80.1» и их модификаций, действует по следующему принципу: от вала КОМ приводится во вращение фрезерно-роторный механизм, обеспечивающий уборку слоя снега высотой до 1 м при ширине захвата 2 м. Перевод оборудования из транспортного положения в рабочее, а также поворот желоба, по которому выбрасывается снег, и управление козырьком желоба осуществляется от гидропривода. Сгребаемый снег направленно перекидывается с дальностью отброса до 20 м, укладывается в валы или грузится в самосвалы и тракторные тележки для вывоза, причем ФРС-200М обеспечивает высоту загрузки свыше 3 м.

К фрезерно-роторным машинам относится и продукт Михневского ремонтно-механического завода, снегоочиститель СНФ-200, также на базе трактора «Беларус-82П». Ширина рабочей зоны машины – 2 м, а высота, на которую она может грузить снег, – 3 м. Для более тщательной уборки снега и безопасной работы внутри городских кварталов рабочая скорость СНФ понижена до 0,75 км/ч, транспортная же скорость – 25 км/ч. Кстати, цифра 200 в маркировке этих машин соответствует их производительности – не менее 200 т/ч.

Для очистки дорог, в том числе в условиях снежной целины, предназначена линейка шнекороторных очистителей СШР производства предприятия «Башсельмаш». Снегоочистительное оборудование устанавливается на переднюю часть шасси Т-25, ВТЗ-2048 (СТН-1,6), МТЗ-80/82 (СШР-2,0), ДТ-75 (СШР-2,6) и даже К-700 (СШР-3,2). Привод рабочего органа машины механический от бокового ВОМ двигателя трактора через карданные передачи и промежуточные опоры.

Волгоградский тракторный завод серийно выпускает единственный, пожалуй, в стране шнекороторный снегоочиститель ДЭ-220В на базе гусеничного трактора ДТ-75 ХС-4. Это самая «проходимая» из отечественных снегоуборочных машин. Работает ДЭ-220В со скоростью до 5 км/ч, при этом дальность отбрасывания «переработанного» слежавшегося снега составляет 15 м, а ширина захвата при полном проходе – 2,5 м. Производительность волгоградского снегоочистителя немалая – 400 т/ч, несмотря на то, что он предназначен для расчистки не только дорог с твердым покрытием, но и грунтовых дорог, площадок без покрытия.

Среди наиболее мощных снегоуборочных машин можно назвать фрезерно-роторный снегоочиститель, смонтированный на базе тракторов Омского тракторного завода ОМТЗ-700А и ОМТЗ-701. Его масса – 14,5 т. Эксплуатационные характеристики омского богатыря впечатляют. Он легко справляется с сугробами слежавшегося снега плотностью 0,5 т/м3 высотой до 1,8 м. Снег «перемалывается» фрезой диаметром 1280 мм, приводимой во вращение от ВОМ трактора, и отбрасывается на расстояние до 50 м. В том числе и за счет достаточно высокой рабочей скорости, достигающей 5 км/ч, а также значительной ширины захвата – 3 м за один проход омский снегоочиститель имеет производительность 1200 т/ч.

Самый массивный на сегодняшний день – фрезерно-роторный снегоочиститель «Кировец» К-703МА-ОС. Его собирают на базе трактора 5,0 тягового класса «Кировец» К-703МА производства Петербургского тракторного завода. Эта спецтехника эксплуатационной массой 16,5 т, с двигателем ЯМЗ-238НДЗ-1 номинальной мощностью 235 л.с. представляет собой современную коммунальную машину, в которой работать комфортно. Она оборудована кондиционером, пусковым подогревателем, двумя вентиляторами обдува передних и задних тонированных стекол, в кабине два отопителя. Сиденье оператора имеет пневмогидравлический демпфер, регулируются и высота посадки, и наклон спинки, а также имеется регулировка жесткости амортизации сиденья в соответствии с весом оператора. По желанию покупателя базовая модель снегоочистителя комплектуется гидросистемой управления поворотом фирмы Danfoss, может устанавливаться система подогрева топлива в топливном баке от предпускового подогревателя, комплектоваться обогреваемым фильтром очистки топлива. Производительность такой машины – 1200 т/ч снежной массы. Высота снежных заносов на трассе может доходить до 1,5 м, а полоса, очищаемая в результате прохода, – более 3 м. Снег отбрасывается после роторного «размалывания» на 25 м, но может и грузиться на высоту до 3 м в снеговывозящий транспорт.

В 2010 г. Петербургский завод начал производство новейшего универсального тракторного модуля «Кировец» К-708. И одной из первых модификаций как раз стал снегоочиститель. Две новые машины уже отправлены потребителям в Сургут. Характеристики нового снегоочистителя впечатляют – производительность увеличена до 2000 т/ч, а дальность выброса снега достигает 40 м. Модуль оборудован поворотным постом – машина может использоваться в качестве бульдозера или тягача. Отличительными особенностями «Кировца» К-708 являются его габаритная ширина 2,5 м, позволяющая без ограничений выезжать на дороги общего пользования, а также высокая скорость (до 50 км/ч).

Замечательно, что отечественный производитель с каждым годом все больше уделяет внимание рабочему месту оператора. Так, кроме Петербургского тракторного, в современных моделях ВТЗ применяется рулевая колонка с изменяемым углом наклона и регулировкой высоты. Гидрообъемное рулевое управление значительно облегчает труд оператора. Остекление кабины сделано таким образом, что оператор полностью визуально контролирует всю дорожную ситуацию вокруг трактора. Даже сиденье оператора имеет регулировку на соответствие жесткости амортизации в зависимости от веса водителя.

Как определиться с выбором

Конструкторы снегоуборочной техники разрабатывают каждый год все новые, более прогрессивные модели. Немного, к сожалению, в стране организаций, имеющих большой, многолетний опыт работы со всем спектром дорожно-строительной и коммунальной техники. Опыт таких предприятий очень важен, ведь именно их сотрудники смогут квалифицированно посоветовать, какую технику лучше приобрести. Что приобрести – узкоспециализированную высокопроизводительную машину либо, напротив, пусть проигрывающую ей в производительности, но более универсальную, способную решать целый круг дополнительных задач в процессе эксплуатации – в любом случае выбор остается за покупателем. Не забывайте поинтересоваться и тем, как компания осуществляет гарантийное техобслуживание, проводит послегарантийные мероприятия, ведет инструментальный контроль и диагностику состояния дорожно-строительной техники, в общем, практически охватывается весь комплекс сервисных работ. У такого партнера можно смело покупать не только снегоочиститель, твердо зная, что служить техника будет долго.