Снегоборцы

Ю. Петров

Лет семь назад довелось слышать историю о том, как чиновники решили подсчитать транспортные убытки c наступлением зимы. В расчет взяли расходы на содержание парка уборочных машин, рост потребления топлива автотранспортом в зимнее время, затраты на отогрев техники, убытки от простоев и аварий на дорогах и сделали поправочку на повышенный износ дорожных одежд.

Беларус МТЗ-82МК-01 с зачистным отвалом

В качестве базовых использовались статистические цифры средней продолжительности снежного периода в центральной полосе России, которая составляет 120...140 дней, в северных районах достигает 300 дней, а в южных не превышает 60. Цифра получилась ощутимой – на уровне общей величины расходов федерального бюджета в 1997 году (тогда она равнялась 18,4% ВВП).

Примерно в то же время производители коммунальной и дорожной техники начали производство машин нового поколения для уборки снега. Неизвестно, есть ли какая-то связь между этими двумя фактами, но число желающих выпускать такую технику год от года растет. Кроме этого заводы значительно расширили спектр выпускаемой продукции. На данный момент оборудование для уборки снега в России выпускает примерно 70 предприятий, в Беларуси – 14, в Украине – как минимум пять. В пределах бывшего СССР такое оборудование производят Ташкентский тракторный завод (Узбекистан), «Павлодартрактор» (Казахстан) и бывший «Таллэкс» – AS «ET Maisakуla» (Эстония).

Павлодартрактор СО-3,5

Для содержания тротуаров, дорог и аэродромов зимой, очистки от снега и наледи используют шесть основных типов оборудования: плужные (боковой, передний, скоростной отвалы, задний скребок); щеточные; роторные (с плужно-, шнеко- и фрезерно-роторным рабочими органами); скребковые транспортеры; вакуумные; тепловые и распределители противогололедных (технологических) материалов. Отвалы по типу рабочего органа относятся к пассивным. Все остальное оборудование по типу рабочего органа является активным.

В ходе уборки снег подметают и сгребают, вывозят его в места сбора (на свалки снега и снеготаялки для сплава в канализационную сеть). Для борьбы с наледью и снегом также применяют тепловые машины и распределители соляных и химических реагентов.

Аист-7 (Авиаисток)

Действующие нормы зимнего содержания дорог и степени очистки покрытий от снега и льда зависят от интенсивности движения автомобильного транспорта и категории дороги. На покрытии дорог высших категорий (в том числе на перроне, рулежных и взлетно-посадочных полосах аэропортов) не допускается наличие снега, снежного наката, льда, валов вдоль обочин. Требования к дорогам более низкой категории менее жесткие: поверхность их всегда должна быть очищена от снега (спланирована) и посыпана противогололедными реагентами.

В качестве базовых шасси применяют колесные тракторы тягового класса 0,6...5, гусеничные тракторы типа ДТ-75, автогрейдеры, самосвалы, шасси средне- и крупнотоннажных грузовых автомобилей, полноприводные легковые автомобили и одноосные тягачи. Крепление рабочих органов осуществляется спереди на раме или монтажной плите, сзади (в кузове, на раме или стреле гидроманипулятора) или сбоку – под рамой, на раме или на стреле гидроманипулятора. Используемые в аэропортах высокопроизводительные машины с плужным, щеточным, тепловым (газоструйным) или всасывающим оборудованием выполнены на базе специального прицепа или полуприцепа. Шасси легковых автомобилей с подключаемым приводом всех колес в России применяют редко и только для зимнего содержания дорог и тротуаров, т. е. с небольшими объемами работ.

Томез Сокол

На проминке зимников и для путепрокладки по снежной целине, а также в карьерах используют трелевочные тракторы, гусеничные и колесные бульдозеры тягового класса 3...10, гусеничные вездеходы и транспортеры-тягачи. На горных курортах, для обустройства лыжных баз и склонов гор (проминка трасс, уборка снега фрезой или отвалом) применяют ратраки.

ПЛУЖНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Плужное оборудование предназначено для перемещения, профилирования и сдвига валов снега с дорог. Его используют на уборке и прокладке дорог, тротуаров, аэродромов, патрульной очистке автомагистралей.

Плужное оборудование состоит из отвала, сцепной рамы (монтажной плиты), толкающих штанг и механизма подъема. Система крепления отвала на раме допускает поворот в горизонтальной плоскости вправо-влево относительно продольной оси автомобиля или трактора. В зависимости от модели на отвале устанавливают ножи из листовой износоустойчивой резины или сменных металлических пластин. В последнем случае ножи на отвале делают сегментированными, т. е. каждый нож крепится на отвале шарнирно и имеет предохранительный демпфер (что важно для скоростной уборки снега).

Скоростной плуг Overaasen FS

Для уборки дорог, тротуаров и дворов используют колесные тракторы и грузовые автомобили, оборудованные поворотными и неповоротными отвалами (плугом), а также подметальной щеткой. В качестве базового шасси чаще всего применяют ЗИЛ-433362, среднетоннажные МАЗы. Среди тракторов лидерство использования на протяжении 15 лет прочно удерживают Беларус МТЗ-80/ -82, хотя встречаются машины на шасси «Владимирец», ЛТЗ и ЗТМ/ЮМЗ. Главным недостатком использования тракторов, несмотря на их «всесезонность», следует считать тихоходность и малую производительность, поэтому их применение ограничивается уборкой городских дорог, заводских территорий и терминалов.

Для патрульной снегоочистки на магистралях применяют передний скошенный отвал плужного типа конической формы (из-за сложной геометрии его еще называют аэродинамическим). Такой отвал рассчитан на удаление свежевыпавшего снега и отложений высотой до 30 см и отбрасывания его с трассы в сторону (до 10 м на скорости 60 км/ч). Отсекатель, установленный на верхней кромке крыла отвала, исключает попадание снега на капот и ветровое стекло базового автомобиля.

ЧСДМ А-120.1

Базовыми машинами для навески оборудования скоростной снегоочистки служат трехосные шасси большой грузоподъемности с колесной формулой 6х4 или 6х6.

Для увеличения захвата наряду с передним отвалом на машину может быть установлен боковой отвал (также конической формы). Его устанавливают между передней и задней (для трехосных автомобилей – средней) осями. Его назначение – очистка дорожных покрытий после работы переднего отвала и удаление снежного наката или наледи. Если на дороге есть снежный накат, на отвал устанавливают гребенчатые ножи для нарезки продольных бороздок. Бороздки удерживают частицы противогололедного реагента, снижая тем самым возможность бокового заноса.

Для увеличения ширины патрульной очистки и удаления снежных валов с обочин служит боковой отвал конической формы. При его использовании с передним и средним отвалами уменьшается число проходов машины, снег от среднего отвала перемещается без образования снежного вала. Также боковые отвалы часто применяют на автогрейдерах. ОАО «Сухоложский механический завод» выпускает только боковой отвал АО-7 для грейдера. КОРМЗ предлагает сразу два типа – боковой типа ОБА и ОБГ-2 для уборки снега за жесткими ограждениями. Для уборки снега под ограждениями дорог и магистралей КОРМЗ выпускает отвал поворотный ОТ-2, который можно монтировать на тракторы МТЗ, ЛТЗ, ЗТМ и ЮМЗ.

Buscher P17B

В последнее время получают распространение двухсекционные плуги типа «бабочка» (Доркомтехника ДКТ-705). Гидропривод позволяет изменять конфигурацию плуга и поворачивать его в плане, меняя таким образом захват плуга и смещение снежных валов в любую сторону (или перемещать их). Меньше всего пока используют плужное оборудование с задней скребковой навеской. Такое оборудование обычно применяют на машинах Беларус Ш-406 с передним фрезерно-роторным и шнекороторным рабочим органом.

ЩЁТОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

На городских улицах и в условиях ограниченного маневра для очистки от свежевыпавшего и несильно уплотненного снега помимо плужного оборудования также устанавливают щетку, расположенную между передней и задней осями автомобильного шасси либо на задней подвеске трактора. Щеточное оборудование включает в себя раму, редуктор, карданную, цепную (или гидростатическую) передачу, цилиндрическую щетку с механизмом подъема. Щетка расположена под углом к продольной оси автомобиля и выполнена из щеточных дисков наружным диаметром 500...600 мм. От коробки передач через коробку отбора мощности крутящий момент передается для привода исполнительных органов, смонтированных на автомобильном шасси. На тракторе привод осуществляется от заднего вала отбора мощности.


С недавних пор производители начали предлагать щеточное оборудование с передней навеской на автомобили (КДМ, СААЗ, «Сатол», «Цезарь»), на колесные тракторы (Белдортехника, ВТЗ, «САРЭКС»), фронтальные погрузчики («Амкодор-Ударник») и специальные шасси (Беларус, Профмаш, Рекстром). Также активно щеточное оборудование наряду с продувочными машинами используют для очистки взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов в аэропортах и на площадях с цементобетонным покрытием. Такие машины с подвешенной на раме цилиндрической щеткой предлагают «Амкодор-Ударник» (А-9463, ДЭ-210, ДЭ-220, ДЭ-235) и «Севдормаш» (Sicard SW-314D). В аэропортах также используют подметально-щеточные машины АИСТ-7 (ЗАО «НПО «Авиаисток»), которые предназначены для очистки от снега огней на взлетно-посадочных полосах. Две щетки навешены вертикально на стреле, которая закреплена на унифицированной плите и приводится в действие с помощью гидросистемы шасси трактора Беларус МТЗ-82.

(Продолжение следует)