Что нас ждет? (ч. 1)
Утвержден Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств»
Этой публикацией наш журнал начинает новую серию статей, где мы поясним отдельные положения данного регламента, о том, какие документы отменят с его вступлением в силу и какие еще запланированы в этой связи изменения в законодательстве. 23 сентября 2010 г. вступает в силу Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – Регламент), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720 и опубликованный в «Российской газете» 23 сентября 2009 г. № 178. До вступления в силу данного Регламента осталось около девяти месяцев. Казалось бы, это много, и читатели вправе задать вопрос: «А зачем вообще вы нам про это говорите сейчас, ведь впереди еще столько времени?», а на самом деле сроки поджимают, и вот почему. Регламент носит судьбоносный характер для всей автомобильной общественности. В нем тесно переплелись практически все сферы «жизни» автомобиля, от проектирования и изготовления до выпуска в обращение и всего цикла эксплуатации. Единственное, что не вошло в данный Регламент, это утилизация автомобиля. Огромное количество базовых действующих документов отменят. Сам Регламент – это книга, со всеми приложениями объемом около пятисот страниц, прочитать которую само по себе не просто, а понять и разложить для себя всё по полочкам займет не один день. Каждый месяц мы будем публиковать статью, посвященную одному из разделов Регламента и событиям, которые происходят в связи с его введением.
И следующим по статусу после всех указанных международных договоров и соглашений, а также федерального законодательства РФ следует обсуждаемый сегодня Регламент, который стал своего рода логическим продолжением «Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов», которая берет свое начало с 1993 г., с утверждения тогда еще Госстандартом России, а ныне Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии «Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов». В Регламенте безопасность транспортного средства (ТС) делят на две основные составляющие – безопасность конструктивную и эксплуатационную. Регламент обусловливает показатели конструктивной безопасности, которые закладываются при проектировании. Показатели конструктивной безопасности проверяются при сертификации перед выпуском серийного ТС в обращение. О сертификации в Регламенте сказано немало, и этому будут посвящены отдельные разделы. Кроме серийного производства в Регламенте существует понятие «единичное изготовление». При эксплуатации Регламент предусматривает контроль за обеспечением надлежащего технического состояния, проверяя техническое состояние транспортного средства. В Регламенте прописано и понятие изменения конструкции ТС в процессе эксплуатации, а также отражены процедуры подтверждения соответствия компонентов ТС. О каждом из этих элементов будет отдельная статья. Структурно Регламент состоит из пяти разделов (общие положения, требования безопасности, оценка соответствия, государственный контроль (надзор), переходные положения) и 19 приложений.
Значит, нас ждет целый ряд новых подзаконных актов, так или иначе связанных с вопросами, затронутыми в Регламенте. Уже сейчас ведется работа по разработке и новых ГОСТов, так как из них следует удалить все обязательные требования безопасности, вошедшие в Регламент, и оставить только те пункты, которые не содержат в себе требований безопасности. К этому надо добавить и документы, которые сейчас разрабатываются для реализации Регламента. Так, например, в Регламенте приведены лишь требования безопасности, а методики испытаний отсутствуют, и их надо утверждать отдельным постановлением Правительства. Методик пока нет, но они обязательно должны появиться. Журнал «Основные Средства» будет информировать своих читателей. |