Разговор о резине

Б. Примочкин

Шестая российская научно-практическая конференция резинщиков «Сырье и материалы для резиновой промышленности. От материалов – к изделиям» прошла в подмосковном городе Пушкино с 17 по 21 мая. Цели и задачи конференции заместитель директора НИИШП Борис Гришин определил так: улучшение качества продукции; повышение уровня культуры поставок; прогноз на завтра.

Работа конференции была разделена по нескольким секциям. «Новые каучуки. Синтез, структура, свойства, применение». «Рецептуростроение на основе каучуков общего назначения», «Химикаты (вулканизация, модификация)», «Усиление резин, наполнители», «Технологические добавки...», «Вторичные ресурсы», «Полиуретаны», «Клеи, герметики». Этот перечень далеко не полон.

Особый интерес представляли доклады и сообщения пленарной секции, по общим вопросам развития отрасли. В частности, в докладе «Перспективная потребность отрасли в основных материалах для производства шин и влияние на нее государственной ценовой политики» (В.А.Соловьев, ГУП «НИИШП», г. Москва) на основе оценки современного шинного рынка сделан прогноз развития отрасли.

В настоящее время отечественные шины конкурентоспособны на внешнем и внутреннем рынках. В связи с этим значительно снизился импорт шин в страну из ближнего и дальнего зарубежья и увеличился объем экспорта российских шин. По прогнозам специалистов в 1999 году по сравнению с 1998 годом на российских автозаводах производство грузовых автомобилей составит 117%, легковых – 114%, автобусов – 110%. Кроме того, ожидается увеличение объема автомобильных грузовых и пассажирских перевозок.

При осуществлении в стране на правительственном уровне рациональной ценовой политики, современная ситуация на шинном рынке сохранится до 2005 года. Это позволяет прогнозировать ежегодное увеличение объема производства шин на 3 – 5%. Удельный вес легковых шин в общем объеме их производства составит 59%, а грузовых – 34%. Доля шин радиальной конструкции в объеме выпуска легковых шин возрастет с 69 до 79%, а грузовых, с 69 до 73%.

С учетом предстоящих перемен в автомобильной и шинной отраслях отечественной индустрии прогнозируется и возрастание потребления основных видов сырья и материалов. В техническом углероде и каучуках – на 45 – 48%, в том числе в галлоидированных каучуках – в 3 раза, в пластификаторах – на 45 – 50%, в текстильных кордах – на 40%, в металлокорде – на 70%, в сере полимерной и органических солях кобальта – на 40 – 45%.

Высокая конкурентоспособность отечественных резинотехнических изделий (РТИ) и шин на зарубежных рынках была обеспечена низкими ценами на отечественные синтетические каучуки и технический углерод. Для поддержания и закрепления этого успеха необходимо на государственном уровне сделать встречные шаги по двум направлениям. Первое – установить действенный контроль за сохранением стабильности цен на продукцию и услуги естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и на железнодорожном транспорте. Второе – развернуть в стране внедрение экономических методов стимулирования предприятий по снижению цен на производимые товары и услуги.

В рамках конференции было проведено специальное заседание руководителей предприятий и организаций, работающих на российском рынке шин, РТИ, сырья и материалов для их производства. С целью гармонизации развития внутреннего рынка участники заседания обсудили ряд мер, развивающих и укрепляющих благоприятную ситуацию, в том числе создание системы мониторинга качества серийной продукции резиновой и смежных отраслей промышленности с рейтинговой оценкой качества продукции конкретных производителей, с последующим переходом к категории «утвержденный поставщик». Введение рейтинговых оценок позволит поднять качество исходного сырья.

Для эффективной интеграции РТИ и шин в мировую систему было предложено ускорить перевод оценки качества промышленной продукции на систему ИСО.

Диапазон вопросов, рассматриваемых на конференции, был необычайно широк и касался не только научно-технических, экономических, коммерческих, маркетинговых и организационных аспектов. Не была забыта и экология. Так, в докладе «Нормативные требования к шуму шин. Допустимые уровни и методы испытаний» (Ю. В. Галевко, Т. В. Иванова, ГУП НИЦИАМТ, г. Дмитров-7) рассматривалась проблема уменьшения шума, образующегося от взаимодействия шин с дорожным полотном. Половина наших отечественных шин не соответствует правилам ЕЭК ООН № 30 и № 50 по шумности. И после введения этих норм их придется заменить в течение пяти лет.

Не меньший интерес вызвал доклад «Актуальные вопросы и перспективы обеспечения экологической безопасности автомобильных шин» (О. Б. Третьяков, М. Е. Скудатин, В. А. Корнев, Т. Ф. Буралева, Н. И. Ободовская НИЦ Никтайр Лэбот, г. Балашиха Московской области, ФПГ «Нефтехимпром», г. Москва), в котором приводились весьма тревожные данные по неблагоприятному воздействию шин на здоровье человека. Мы привыкли ждать опасности от отработавших газов.

Но по независимым оценкам отечественных и зарубежных экспертов, которые сходятся, степень опасности от канцерогенных и токсичных веществ, содержащихся в шинных резинах, не уступает, а по отдельным показателям даже превосходит вредное воздействие выхлопной трубы или асфальтового дорожного покрытия.

Речь, прежде всего, идет о бенз(А) пиренах, N-нитрозаминах, полиароматических углеродах. Выделяющиеся из покровных резин автошин газообразные и водорастворимые химические вещества, твердые высокодисперсные частички продуктов истирания протектора отрицательно влияют на окружающую среду, здоровье человека. Свой немалый вклад в истребление природы вносят и растущие объемы изношенных шин, брошенных во дворах и на обочинах дорог. Разминированием опасностей, таящихся, казалось бы, в безопасной и мирной шине, станет переход на производство экологически чистых «зеленых» шин с применением перспективных экологических химикатов, масел, наполнителей, высокопрочных кордных материалов, при чем в период всего «жизненного цикла» – производства, эксплуатации, утилизации шины.