Бетонные «комбайны»

Л. Толмачёв

В строительном комплексе России за последние 10...15 лет произошла большая структурная перестройка: практически прекращено возведение новых крупных промышленных комплексов, большинство мощных строительных организаций раздроблено на множество мелких фирм, занимающихся реконструкцией, техническим перевооружением и капитальным ремонтом действующих предприятий, возведением мелких рассредоточенных объектов жилого, торгового назначения, дачных коттеджей. Одновременно было освоено монолитное домостроение, которое уже превращается в массовый вид строительства.

CIFA Magnum MK 28.4 готов к работе

В этих условиях изменились и требования к парку машин для строительно-монтажных работ: наиболее востребованы сегодня мобильные и многофункциональные машины, способные выполнять несколько технологических операций.

Автобетоносмеситель прекрасно справляется с транспортировкой на строительный объект бетонной смеси без расслоения и потерь, однако возможности подачи ее непосредственно к месту укладки у него конструктивно весьма ограничены: только ниже уровня выгрузочного лотка. Это применимо разве что при бетонировании фундаментов, а для подачи бетонной смеси к месту укладки в конструкцию на более высокие уровни и дальние расстояния от места стоянки автобетоносмесителя могут использоваться строительные краны или транспортеры. Однако наиболее эффективным способом выполнения этой операции является применение автомобильного бетононасоса, который с большей производительностью подаст бетонную смесь на высоту более 60 м и к далеко расположенному месту ее укладки через шланг, перемещаемый поворотной стрелой, для удобства манипулирования состоящей из нескольких секций. Это позволяет возводить монолитные высотные дома разного назначения.

Бетонную смесь можно подвозить, не прерывая работы бетононасоса

Стесненные условия при реконструкции зданий в центральных частях крупных городов зачастую не позволяют одновременно использовать автобетоносмеситель и автобетононасос, которые при перегрузке бетонной смеси должны выстраиваться вслед друг другу, занимая много места. Такая ситуация характерна на объектах реконструкции Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных российских городов, где междуэтажные перекрытия старых домов устроены по деревянным балкам, уже достигли критического состояния и требуют замены железобетонными.

Идея совмещения на одном автомобильном шасси бетононасоса и бетоносмесителя давно реализуется за рубежом. Конструкция таких машин представляет собой три основных узла – бетоносмесительный, насосный и бетонораздаточная стрела. К сожалению, отечественная промышленность производство таких машин еще не освоила.

Сегодня на российский рынок автобетононасосы, совмещенные с автобетоносмесителями, поставляют зарубежные компании, такие как немецкие Putzmeister, Stetter, итальянские CIFA, MECBO и др., являющиеся мировыми лидерами в производстве техники по механизации бетонных работ.

Через лоток смесь подается к насосу

Концерну Putzmeister принадлежат многие пионерные разработки и мировые рекорды, в частности, он производит самый крупный в мире автобетононасос со стрелой, обеспечивающей подачу бетонной смеси на высоту 62 м шестисекционной раздаточной стрелой. Putzmeister на российском рынке предлагает автобетононасосы со смесителями PUMI с различными комбинациями насосов (Q – роторный, CS – поршневой) и распределительных стрел (16, 21, 24, 26 и 28 м) на шасси MAN либо Mercedes-Benz Actros.

К достоинствам PUMI следует отнести возможность подачи бетонной смеси вплоть до места возле кабины водителя без перестановки машины благодаря возможности первой секции стрелы отклоняться на 30° назад. Колена бетоновода с большим радиусом позволяют подавать бетонную смесь с фракцией щебня до 32 мм. Из таблицы характеристик видно, что у всех агрегатов одинаковым является смесительный узел, различаются эти машины типом насоса – роторный или поршневой, конструкцией распределительных стрел, возможностью подачи бетонной смеси к месту ее укладки по высоте, горизонтали и глубине. Машины с более длинной стрелой испытывают большие нагрузки, поэтому их несущая конструкция усилена и дополнена средствами, предотвращающими опрокидывание машины. Соответственно цена PUMI 21.67 CS на шасси Mercedes-Benz со стрелой, обеспечивающей подачу бетонной смеси на высоту 20,6 м, составляет 451 тыс. евро, а PUMI 24.67 CS на таком же шасси с подачей на высоту 23,8 м оценивается в 490 тыс. евро. В эти суммы входят затраты на растаможивание, доставку машины в Москву, НДС, а также расходы сервисного центра по освоению покупателем поставленной техники, обучению их операторов и гарантированному обслуживанию в течение 1 года.

CIFA Magnum MK 28.4

Цены на аналогичную импортную технику, производимую другими фирмами, отличаются ненамного, при этом почти половина цены приходится на базовый автомобиль, а кроме того, имеют значение полезный объем смесительного барабана и возможности стрелы по подаче бетонной смеси, особенно на высоту.

В машинах CIFA понижен центр тяжести для увеличения продольной и поперечной устойчивости, а также оптимизации нагрузки на оси шасси. Смеситель оснащен шнеком особой конструкции для лучшего смешивания и разгрузки бетонной смеси. CIFA предлагает на российском рынке пять моделей машин автобетононасос+автобето-носмеситель Magnum.

Помимо новых автобетононасосов, совмещенных с автобетоносмесителями, на российском рынке продают подержанные, цена которых, разумеется, на порядок ниже. Например, машина фирмы CIFA марки Magnum-24 1980 г. выпуска с длиной стрелы 24 м на шасси Astra с пробегом 130 тыс. км стоит в Москве 39 тыс. евро. Где спрос – там и предложение. При этом работоспособность машины с 27-летним стажем говорит о ее больших возможностях: множество людей, построивших ее, уже на пенсии, а машина по-прежнему в работе. Этот факт говорит о качестве и долговечности продукции CIFA.

Автобетононасос с миксером Berger M52 оснащен гибкой стрелой с большим вылетом

Компания Schwing-Stetter предлагает на российском рынке автобетононасос со смесительным барабаном FBP 26 с полезным наполнением 7 м3, с насосной батареей, расположенной под смесителем, бетононасосом с подачей 62 м3/ч и бетонораздаточной стрелой, обеспечивающей подачу бетонной смеси на высоту 24/ 26 м.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы относительно машин, совмещающих бетоносмеситель и бетононасос с раздаточной стрелой:

• они завоевали признание в специфических условиях зарубежной практики сооружения небольших рассредоточенных объектов, а также в стесненных условиях работы при реконструкции промышленных сооружений и городских зданий;

• применение такой машины стало весьма целесообразным в отечественном строительстве в связи с изменившимся в России характером строек и строительных организаций, определившимся в течение последних полутора десятилетий;

• совмещение в одном агрегате функций автобетононасоса и автобетоносмесителя дает значительный экономический эффект при возведении железобетонных конструкций по сравнению с выпускаемым в нашей стране оборудованием. Комбинированные машины гораздо мобильней в условиях стройплощадки, а также при перебазировании на другой объект;

Z-образная складная стрела позволяет подавать бетон на большое расстояние

• при отсутствии в определенное время надобности в бетононасосе такая машина может быть использована как обычный автобетоносмеситель, а когда в ней заканчивается бетонная смесь, есть возможность использовать ее как полноценный автобетононасос;

• поскольку в машине совмещены две установки, высвобождается один базовый автомобиль и один оператор-водитель;

• отечественным производителям строительных машин пора осваивать собственное производство автобетононасосов, совмещенных с автобетоносмесителями, и, по-видимому, самым рациональным будет использование зарубежного опыта, в частности, создание совместных предприятий.

Редакция благодарит компанию «ИталТехИмпорт» за помощь в подготовке статьи