Курьеры бетонной смеси

Л. Толмачёв

Потребность в бетоне в современном строительстве огромна, и это неудивительно: самыми долговечными и надежными являются монолитные железобетонные несущие конструкции при условии соблюдения технологии их возведения. Качество бетонной смеси в современном отечественном строительстве стало особенно актуальным с развитием строительства жилых домов из монолитного железобетона. Именно качество – надежность, долговечность, фасады и интерьеры сегодня определяют конкурентоспособность технологий домостроения.

Четырехосный автобетоносмеситель TIGARBO

Состав бетонной смеси подбирается из расчета, чтобы пустоты между щебенкой заполнялись песком, а в свою очередь пространство между отдельными песчинками заполняется цементом, чтобы в итоге получалась однородная смесь. От того, насколько равномерно распределяются эти составляющие, в немалой степени зависит качество затвердевшего бетона. Чтобы добиться равномерного распределения, смесь должна быть хорошо перемешана и быстро и правильно доставлена к месту укладки.

При транспортировке смеси с бетонных узлов на объект в кузовах автосамосвалов теряется около 5% смеси, и в основном ее важнейшего компонента – цементного молочка. Помимо прямых материальных потерь это наносит ущерб окружающей среде, но главное при этом то, что бетонная смесь расслаивается: тяжелые крупные фракции оседают на дно кузова, песок и цементное молочко всплывают, и однородность смеси нарушается. Если смесь перед укладкой расслоилась, то в теле затвердевшего бетона образуются пустоты – раковины, и конструкция становится неравнопрочной, что особенно опасно, если ослаблены ее наиболее напряженные сечения. Большинство аварий железобетонных конструкций происходит именно из-за этого. Чтобы придать сооружению надлежащий внешний вид, наружные раковины на стройке затирают раствором, а это трудоемкая ручная работа, и видимые следы все-таки остаются.

Автобетоносмеситель Stetter на шасси КамАЗ-6520

Сами же раковины в теле бетона остаются навечно и могут сыграть роковую роль даже при нагрузках на конструкцию, не превышающих расчетные. Кое-где на отечественных строительных объектах до сих пор используют самосвалы для доставки бетонной смеси, однако их активно вытесняют автобетоносмесители, в просторечии именуемые бетоновозами или миксерами.

В настоящее время товарные, т. е. готовые к укладке или отдозированные сухие бетонные смеси производят, как правило, на стационарных бетонных узлах. Для перевозки на объект бетонной смеси в готовом виде или приготовления ее в пути либо по прибытии на стройку используются автобетоносмесители. Решение о том, какой из этих режимов транспортировки применить, зависит от расстояния и температуры окружающей среды. В пути бетонная смесь постоянно перемешивается лопастями смесителя, и ее расслоения не происходит. Максимальная скорость передвижения автобетоносмесителя с полной загрузкой на прямом участке дороги составляет 50 км/ч, порожнего – 75 км/ч.

Конструкция автобетоносмесителя довольно простая. Гравитационный бетоносмеситель устанавливают на шасси автомобиля или полуприцепа, перемещаемого седельным тягачом. На раме базового шасси монтируют смеситель с приводом, загрузочно-разгрузочное устройство, реверсивный редуктор, рычажное управление, водяной бак с системой дозировки воды для затворения бетонной смеси и промывки смесителя после ее выгрузки. У автобетоносмесителей, представляющих собой автопоезд из седельного тягача и полуприцепа с надстройкой-смесительным барабаном, оптимальные ходовые качества благодаря низкому центру тяжести. Обычно на полуприцепы устанавливают смесители большого объема – до 15 м3.

Автобетоносмеситель ТСТ

С задней, функциональной части машины конструкторы стараются убрать все выступающие детали, чтобы упростить ее очистку после выгрузки бетонной смеси. Вращение смесительного барабана может осуществляться либо за счет отбора мощности от двигателя базового автомобиля, либо от автономного двигателя внутреннего сгорания. В барабане смесителя внутри расположены две спиралевидные лопасти, с их помощью при вращении по часовой стрелке производится перемешивание бетонной смеси, а при вращении в обратном направлении – ее выгрузка. Смесительный барабан устанавливают на раме под углом 10,5...15° к горизонту с опорой на три точки: на сферический подшипник в передней части передней стойки и на два опорных ролика, укрепленных на задней стойке, на которые передает нагрузку бандаж концевой части барабана, имеющий зубчатый венец.

Водяная система автобетоносмесителя обеспечивает раздельную подачу воды для приготовления бетонной смеси и мытья машины после разгрузки. Из всех деталей автобетоносмесителя наибольшее абразивное воздействие бетонной смеси приходится на лопасти и стенки барабана смесителя, поэтому их делают из легированной стали. В верхней части корпуса смесительного барабана находится загрузочно-разгрузочное устройство, а в нижней части – два люка аварийной разгрузки. Загрузочно-разгрузочное устройство состоит из загрузочного люка с бункером, а также разгрузочного люка с лотком, который можно удлинить, если необходимо, для удобства выгрузки.

Бетоносмеситель Liebherr

Практика показывает, что автобетоносмесители со смесителем большей емкости экономичней. Так, доставка 1 м3 товарного бетона с бетонного узла автобетоносмесителем со смесительным барабаном полезной вместимостью 10 м3 обходится на 40% дешевле, чем с емкостью на 4 м3. Тем не менее эксплуатация миксеров малой емкости оправдывает себя при выполнении мелких рассредоточенных объемов бетонных работ. И все же в современном производстве автобетоносмесителей прослеживается тенденция к увеличению их вместимости.

Транспортные расходы на доставку смеси автобетоносмесителем в среднем составляют 8...10% ее стоимости, что объективно определяется довольно высокой ценой транспортного средства, дальностью перевозки и загруженностью транспортных коммуникаций. Существенно влияют на себестоимость доставки бетонной смеси обеспечение подъезда к местам выгрузки, своевременность подготовки приемных емкостей в местах разгрузки. Это очень актуально, если строительство ведется в условиях действующего предприятия, где на стройплощадке расположены наружные промпроводки и есть иные стесняющие факторы.

Затраты на топливо возрастают с увеличением расхода мощности двигателя, приводящего в движение смеситель, а это зависит от режима транспортировки. Если автобетоносмеситель везет товарный бетон, перемешивая его в пути с частотой вращения барабана 2...3 мин-1, то расход мощности двигателя незначителен. Если же автобетоносмеситель сам затворяет сухую бетонную смесь и производит ее замес с частотой вращения барабана 10...12 мин-1, то расход мощности двигателя, а с ним и расход горючего существенно возрастают.

Автобетоносмеситель Пушкинского машиностроительного завода

Тем не менее перевозка сухой бетонной смеси с дальнейшим ее затворением и перемешиванием в пути бывает необходима зимой и при большой дальности перевозки, поскольку затворенный замес не может находиться в смесителе более 2 ч: в этот срок начинается процесс схватывания бетона.

В настоящее время на стройках работают автобетоносмесители со смесительными барабанами номинальной вместимостью 2...15 м3. Их рыночная цена – 1,6...4,5 млн. руб. в зависимости от вместимости и завода-изготовителя. В цене миксера порядка 70% составляет цена автомобиля, а если автобетоносмеситель зарубежного производства, то его цена возрастает еще и на сумму ввозной пошлины. Большой популярностью у строителей пользуется немецкая фирма Stetter – компания группы Schwing, являющаяся прародительницей российских предприятий по изготовлению автобетоносмесителей. Именно на базе сотрудничества с ней произошло становление производства этих машин на наших предприятиях. Сама фирма Stetter входит в число мировых лидеров по производству транспортировщиков бетонной смеси и специализируется на выпуске автобетоносмесителей с барабанами большой номинальной вместимости – 7...15 м3. Автобетоносмесители Stetter соответствуют жесточайшим экологическим требованиям Евросоюза: конструкция загрузочно-разгрузочного устройства исключает выплескивание бетонной смеси при транспортировке, привод барабана от базового автомобиля снижает загрязнение окружающей среды отработавшими газами, а автономный двигатель вращения барабана смесителя, смонтированного на полуприцепе, оборудован шумопоглощающим кожухом. Внешний вид машины являет собой отличный образец промышленного дизайна.

Бетоносмеситель TIGARBO

В настоящее время на отечественном рынке автобетоносмесителей успешно функционируют итальянская фирма CIFA, немецкая Liebherr и ряд других зарубежных производителей.

В России пользуются успехом автобетоносмесители производства Каменского опытно-механического завода (ЗАО «КОМЗ-Экспорт», Ростовская обл.)
под торговой маркой TIGARBO. Завод уже с 1979 г. по международной научно-производственной кооперации с фирмой Stetter освоил их производство. В основу конструкции его миксеров положены разработки этой известной зарубежной фирмы, благодаря чему основные узлы каменских машин взаимозаменяемы с зарубежными аналогами, но в отличие от ряда аналогов бак для воды на моделях TIGARBO может иметь нижнее расположение, за счет чего понижается центр тяжести, а значит, повышается устойчивость машины в движении. В модельном ряду девять типоразмеров с барабаном номинальной вместимостью 4...12 м3, оборудование монтируют на шасси отечественных и зарубежных компаний – КамАЗ, КрАЗ, МЗКТ, МАЗ, MAN, Volvo, Scania, Mercedes-Benz и др. Предприятие изготавливает автобетоносмесители и на шасси полуприцепов 9905 (СЗАП), 994500 (ФПО «ИНТОК»), 964812 (чебоксарское предприятие «Сеспель»). Модельный ряд TIGARBO динамично развивается, в нем более сотни модификаций. Завод серийно производит около 30 моделей. Автобетоносмесители адаптированы для работы в диапазоне температур окружающей среды –30...+40 °С, как готовые, установленные на автомобилях, так и в виде комплектов технологического оборудования для их последующего монтажа на шасси. Соотношение цены и качества каменских автобетоносмесителей, по отзывам потребителей, весьма высокое. Продукция ЗАО «КОМЗ-Экспорт» продается в 19 стран. В Индии организовано сборочное производство его миксеров.

Автобетоносмеситель ТСТ – видна дополнительная секция,
с помощью которой разгрузочный лоток можно удлинить

TIGARBO имеет сервисную сеть и магазины торговли запчастями в Москве, Санкт-Петербурге, сервисные центры в Кемерово и Люберцах, а также на ЗАО «КОМЗ-Экспорт». Как дилеры TIGARBO в Москве представлены концерн «Блок», компании «Грузовик» и «Дизайн-Моторс», на базе которой также имеется сервисный центр.

На российском рынке пользуются спросом и автобетоносмесители Туймазинского завода автобетоновозов под торговой маркой ТСТ («Туймазинская строительная техника», Башкортостан). Сегодня фирма предлагает на рынке около двадцати серийных моделей автобетоносмесителей на шасси КамАЗ, «Урал», МАЗ, зарубежного производства с диапазоном полезной вместимости барабана 5...10 м3 и бетоносмесители, смонтированные на полуприцепах (базовый полуприцеп – ЧМЗАП). Отбор мощности – от автономного двигателя или от двигателя шасси. Смесительные барабаны изготовлены из легированных сталей. Поскольку на смесителях на 8, 9 и 10 м3 увеличен до 2300 мм диаметр барабана, это позволяет устанавливать их на короткобазные шасси. Серийные модели можно эксплуатировать при –20...+40 °С. В них предусмотрен подогрев бака с водой отработавшими газами от автономного двигателя или двигателя шасси. По заказам для эксплуатации в суровых условиях при температурах до –40 °С завод производит автобетоносмесители с утепленными современными эффективными теплоизоляционными материалами смесительными барабанами. Туймазинский завод начал производство автобетоносмесителей в 1979 г. Его продукция сертифицирована по ISO 9001 и поставляется в страны СНГ, Восточной Европы и Ближнего Востока.

Бетоносмеситель на полуприцепе

В нашей стране автобетоносмесители производят в том числе ЗАО «Пушкинский машиностроительный завод», ранее тоже сотрудничавший с фирмой Stetter, и ЗАО «Бецема». С 2003 г. производит миксеры завод «Дизель-ТС» (г. Дзержинск, Нижегородская обл.).

Автобетоносмесители – относительно дорогие машины и требуют постоянного квалифицированного техобслуживания и своевременного ремонта. Для эффективной эксплуатации их целесообразно концентрировать на предприятиях, специализирующихся на доставке бетонной смеси, или в специальных подразделениях при крупных бетонных заводах.