Телескопические погрузчики в Уральском регионе
Первой ласточкой в Уральском регионе стал телескопический погрузчик Manitou MT1335SL. Его привезла французская строительная компания Bouygues Batiment International, и сейчас он работает на строительстве гостиничного комплекса Hayat в центре Екатеринбурга. Затем телескопические погрузчики Manitou MHT10160LT поступили и в Российский Федеральный ядерный центр им. Забабахина (Челябинская обл.).
![]() |
Кроме Manitou на уральском рынке на серьезном уровне представлена продукция компаний JCB (Великобритания), Bobcat (США) и Merlo (Италия).
Чтобы попытаться определить будущее телескопических погрузчиков на этом рынке, надо ответить на следующие вопросы:
• Что может телескопический погрузчик, в каких сегментах его применяют?
• Что уникального в технике этого типа, что способно привлечь внимание, стимулировать инвестиции в ее приобретение и эксплуатацию и закрепить за ней место на рынке?
• Каковы основные проблемы и способы их решения при продвижении телескопических погрузчиков на Урал?
Главное достоинство телескопического погрузчика – это стрела, способная нести разнообразное навесное оборудование, от обычных вил до гуська с грузовым крюком или рабочей платформы для людей. Высота подъема стрелы варьирует от 5 до 30 м. Наиболее распространенные машины в этом ряду – JCB TM30052; 527-55 и 540-170 с высотой подъема 16,7 м, Manitou MRT 2440, 1850, 1432, MT 732, где первая цифра означает высоту подъема. Телескопическая стрела делает погрузчик по-настоящему универсальной машиной, что открывает ему дорогу в разные отрасли – от строительства и сельского хозяйства до вспомогательных работ на предприятиях машиностроительного и металлургического комплекса.
![]() |
Погрузчик Manitou c ковшом |
Важные особенности телескопических погрузчиков Manitou – полный привод 4х4, высокая проходимость, возможность поворота колес каждого моста по отдельности и наличие функции так называемого «крабового хода», т. е. поворот всех четырех колес под одним углом, что позволяет погрузчику передвигаться по диагонали при сохранении обычного положения кузова. У JCB козыри из другой области – техника этой марки завоевала популярность на российском рынке благодаря долгой безупречной работе. Надежность техники JCB и ее имидж в строительной среде дают «телескопам» этой марки шанс на удачное продвижение на рынок благодаря уже заработанной репутации, а Bobcat, как всегда, радует клиентов приемлемой ценой.
Специфические особенности присущи сериям телескопических погрузчиков Manitou MLB и MLT. MLB (Manihoe), экскаватор-погрузчик, оборудованный экскаваторной рукоятью, – уникальная машина, единственная в своем классе, совмещающая экскаватор и телескопический погрузчик. Она спроектирована как конкурент аналогичной, но не оборудованной телескопической стрелой модели JCB 3CX, а стрела была призвана стать весомым преимуществом. На практике для организаций, эксплуатирующих именно экскаваторы-погрузчики, «телескоп» представляется лишней функцией, а цену техники он увеличивает так, что конкурировать с JCB 3CX в этой сфере не может. MLT – машины Manitou сельскохозяйственной серии, они отличаются кабиной повышенной комфортности, что делает их несколько дороже машин других серий.
![]() |
В линейках JCB, Bobcat и Merlo специально выделенных сельхозмашин нет.
Проводя ограниченный срав-нительный анализ техники Manitou, Bobcat, JCB и Merlo, следует выделить их следующие характеристики.
Безусловное преимущество Manitou в том, что она первой запустила в производство ряд телескопических погрузчиков, создав собственные технологии и именно в этой сфере завоевав самую высокую репутацию. Тем самым компания обеспечила себе качественный отрыв именно в технологии самого «телескопа».
JCB в свою очередь гораздо стабильней и уверенней держится на российском рынке и располагает более разветвленной дилерской сетью. Ее компании-представители имеют машины на складе и хорошую сервисную базу. Как показывает опыт, самая лучшая техника, в случае если клиент не уверен в надежности сервиса, востребована не будет. Manitou также много внимания уделяет сервисной базе своих дилеров, но здесь помимо фактора наличия или отсутствия таковой играет субъективную роль имидж, сложившийся у клиента. Парк JCB представлен очень широко, технику эту знают и ей доверяют. Сказывается и хорошая ценовая политика компании. Поэтому, несмотря на то, что машины JCB уступают Manitou по некоторым техническим параметрам (вылет стрелы, мощность, грузоподъемность, масса, комфортабельность, легкость в управлении), стартовые позиции у этой компании на уральском рынке несравнимо выше.
![]() |
Bobcat T3571 с рабочей платформой |
Merlo – самое слабое звено в ряду производителей телескопических погрузчиков. Репутация итальянской техники относительно низкая, каких-то серьезных технических преимуществ компания предложить не может. В свое время именно Merlo первой выпустила линейку «телескопов» с поворотной платформой, но сегодня у нее уже нет монополии на эту конструкцию. Вместе с тем многое в вопросе продвижения зависит от гибкости, активности и агрессивности региональных дилеров, и ситуация на рынке может измениться.
Самую лучшую и высококлассную технику невозможно продать, не решив этот комплекс проблем на пути ее продвижения на новый рынок, и проблемы эти не носят какого-то ограниченного рамками марки характера, а касаются всего класса телескопических погрузчиков.
Строительство, в первую очередь малоэтажное, и сельское хозяйство – две основные области применения телескопических погрузчиков, но практика показывает, что машины находят применение в самых неожиданных сферах. Так, Свердловский комбинат хлебопродуктов купил машину для погрузки зерна в условиях, когда телескопическая стрела становится незаменимой, позволяя переносить груз через препятствие (в данном случае это зерно, на которое категорически нельзя наезжать). Федеральный Ядерный Центр намерен использовать машину для разгрузки контейнеров.
![]() |
Как видим, сложно определить какую-либо сферу, где универсальный телескопический погрузчик нельзя применять, разве что на складских работах, где стесненное пространство ограничивает маневренность машин, затрудняет использование телескопической стрелы, а высокая проходимость не востребована. Между тем продвижение телескопических погрузчиков на уральский рынок нельзя назвать триумфальным.
По данным ведущих компаний-производителей, за рубежом в среднем 40% машин закупают предприятия, специализирующиеся на сдаче техники в аренду. Однако на Урале предприятия этого профиля не спешат вкладывать средства в приобретение телескопической техники исходя из ее пока сравнительно невысокой популярности. Их опасения небезосновательны, поскольку в составе арендных предприятий нет подразделений, направленных на продвижение, рекламу той или иной техники и работа их строится на предположении, что клиент, например строитель, сам знает, что ему надо, и приходит за конкретной, востребованной машиной.
Итак, востребованность телескопических погрузчиков в первую очередь должна быть создана на уровне конечного пользователя – строителя, фермера или лиц, занимающихся хозяйственными работами на предприятиях других отраслей. Строитель же, как правило, не склонен к риску вдвойне. Втройне не склонен к риску производитель сельхозпродукции, специфика работы которого – замкнутый цикл, когда от работы машины зависит целый комплекс иных процессов, а сбой техники чреват параличом всего хозяйства.
![]() |
Manitou MT 732 c 2-секционной стрелой |
До тех пор, пока надежность, эффективность и рентабельность машин не будет обоснована на уровне пользователя, арендные предприятия их приобретать не станут. Наряду с этим вырваться на рынок будет крайне тяжело до тех пор, пока машины не появятся у арендных предприятий, предоставляющих возможность подрядчику проверить работу машин в деле. В этой ситуации остается один способ продвинуть технику – презентации и широкая рекламная кампания. Дилер, взяв на себя продвижение машины на рынок, должен принять на себя и риск, сопоставимый с рисками арендных предприятий.
Применение телескопического погрузчика может полностью изменить саму технологию строительства – он заменит на стройке кран, при этом продолжая выполнять работы погрузчика. Одна машина способна обслуживать два близлежащих объекта, обеспечив складирование стройматериала на одном из них.
И все же покупатель вряд ли станет приобретать машину стоимостью свыше трех миллионов рублей, только лишь ознакомившись с рекламным буклетом и побеседовав с продавцом. Чтобы продать, надо наглядно показать потребителю, что в малоэтажном строительстве использование таких погрузчиков принесет выгоду. Телескопический погрузчик – это совершенно новый тип техники, ранее не известной на региональном рынке, и для его продвижения нужны прежде всего реклама и комплекс мер, раскрывающих его преимущества, т. е. нужны презентации.
![]() |
Для сравнения можно взять рынок Санкт-Петербурга, где успех телескопических погрузчиков, в первую очередь марок Manitou и JCB, во многом определил их активное использование иностранными строительными фирмами, ранее уже имевшими опыт эксплуатации «телескопов» за границей. Петербургские строители, глядя на иностранных коллег, быстрей и решительней стали приобретать телескопическую технику для своих предприятий.
На рынке, где количество иностранных строительных организаций ограничено, а бльшая часть рынка контролируется местными административными структурами, таких «бесплатных рекламных возможностей» нет. Следовательно, формулу успеха телескопических погрузчиков «посмотрел, как хорошо работает у соседа, и купил сам» здесь надо развивать искусственно.
Арендные предприятия, не рискуя инвестировать средства в новую технику, готовы тем не менее рассмотреть вопрос о долевой покупке первой машины совместно с предприятием – представителем одного из ведущих производителей телескопических погрузчиков. Другой вариант – это продвижение техники в рамках крупных корпораций разных отраслей, имеющих свои строительные подразделения. Масштабы предприятий такого уровня делают риски, во-первых, менее болезненными (напомним, что основной сегмент для применения телескопических погрузчиков – это малоэтажное строительство, по большей части осуществляемое средними предприятиями, для которых 3...4 млн. руб. немалые деньги), а во-вторых, эти предприятия по большей части трансрегиональные, и это повышает вероятность того, что у подразделений предприятий уже была возможность ознакомиться с работой «телескопов».
![]() |
JCB 540-140 со специальной навеской для установки бетонных колец |
Продажа всего нескольких единиц телескопических погрузчиков на предприятия таких гигантов, как Уральская горно-металлургическая компания или СУАЛ-Холдинг, поможет решить задачу раскрутки класса телескопических погрузчиков быстро, поскольку на рынке строительных работ сразу появится несколько компетентных и авторитетных в этой сфере пользователей техники. Продвижение «телескопов» не на строительные, а на хозяйственные работы в составе подразделений этих структур также благоприятно скажется на продвижении машин, хотя это менее показательно с точки зрения рекламы, но так или иначе они неизбежно заработают определенную репутацию в строительных подразделениях той же компании и будут использоваться там.
Работа с крупными компаниями открывает ворота и на рынок сельхозтехники. Каждый крупный промышленный холдинг имеет в своем составе агропредприятия. С учетом того, что Урал – преимущественно индустриальный район, их доля в общем количестве сельхозпредприятий существенна. Более того, индустриальный характер региона, слабое развитие сельского хозяйства или его фактическое отсутствие в ряде районов требует делать акцент на продвижение индустриальных, строительных серий «телескопов». Нет сомнений, что, зацепившись за рынок, «телескопы» с него не уйдут: слишком велики их преимущества перед другой строительной техникой.
Опыт соседних регионов показывает, что будущее малоэтажного строительства принадлежит не автокранам, а телескопическим погрузчикам, других вариантов развития рынка нет. Через это прошли все западные регионы России. Пройдет и Урал.