Большие автомобили маленькой Финляндии

Л. Никифоров, илл. фирм-изготовителей

В этом году Финляндия отметила 100-летие появления первого в стране автомобиля. Событие это праздновалось торжественно и шумно. В огромном выставочном комплексе «Пирка-Хале» в Тампере была организована выставка с участием более 250 автомобилей всех времен и народов. Было среди них немало раритетов финского происхождения. Почему-то у нас знают об автомобильной промышленности современной Финляндии не так уж много,ограничиваясь, в основном, компанией SISU.

Междугородный автобус фирмы Carrus с агрегатами Volvo

Если взглянуть на карту Суоми, окажется, что большинство автомобильных компаний расположены на побережье Финского и Ботнического заливов. Испокон веку море было для финской промышленности своеобразным продолжением заводских конвейеров. По нему шли комплектующие, сырье, материалы и полуфабрикаты. По нему уходила к покупателям значительная часть производимых легковых и грузовых автомобилей, автобусов, спецмашин и прицепов. Объехать большинство автомобильных заводов страны можно за несколько дней. Расположены они столь плотно, что за день можно побывать на двух-трех фирмах.

Наше знакомство с автомобильной промышленностью Финляндии мы начинаем в небольшом городке Кувола, расположенном на полпути между российско-финской границей и Хельсинки. Недалеко от него находятся цеха компании Kiitokory OY, одного из самых необычных производств в Финляндии. Фирма выпускает автомобили и автобусы специального назначения.

Пожарный автомобиль семейства Saurus

Здесь рождаются практически все пожарные машины, собираемые в стране, специальные машины аэродромной службы, передвижные поликлиники, рентгеновские кабинеты и многое другое. Здесь же готовят и специальные автобусы для полиции и служб МВД страны. Когда-то именно на этом заводе на шасси КамАЗов рождались передвижные телевизионные станции «Магнолия» и немало других необычных автомобилей по заказу СССР.

В качестве базы для «пожарок» используются, как правило, шасси грузовых автомобилей Scania или Volvo с короткими или удлиненными кабинами. Производственная программа компании включает несколько десятков типов пожарных машин семейства Saurus. Они предназначены для тушения как обычных пожаров, так и возникающих на месторождениях и в хранилищах нефти, газа, химических веществ.

Одной из самых интересных конструкций компании является передвижная поликлиника Clinicbus. Она смонтирована на удлиненном до 13 метров шасси автобуса Volvo B10M. Внутри салона выгорожены 3 врачебных кабинета, лаборатория и небольшой салон для ожидающих приема. Кажется предусмотрительные финны не забыли ничего для обеспечения максимально комфортных условий работы выездной бригады специалистов: мини-кухня с раковиной, печкой, кофеваркой и холодильником, туалет, небольшой гардероб. Учитывая условия эксплуатации, автобус оснащен отличной системой отопления и вентиляции.

Шасси Volvo прибывает на фирму Carrus в виде соединенных передней и задней частей

Следующая остановка в нашем путешествии по автомобильной Финляндии – столица страны Хельсинки. Здесь находится один из заводов концерна Carrus. О самом концерне нам еще предстоит разговор, а пока несколько слов о программе столичного завода. На нем ежегодно производится более 450 городских автобусов City трех категорий – обычный 12-метровый соло, удлиненный по скандинавским стандартам ( до 14,5 метра) соло и сочлененный 18-метровый. Все они отличаются упрощенным дизайном и продуманной планировкой салона с большими накопительными площадками у средней и задней двери. Машины собираются на шасси Volvo, которые поставляются на завод в виде смонтированных тележек с установленными на них силовыми агрегатами, рулевым управлением и узлами подвески.

В 60 километрах от Хельсинки находится самая, пожалуй, известная финская автомобильная компания. В самом центре небольшого городка Карья расположились корпуса фирмы SISU. Почти 70 лет с ее конвейера сходят грузовые автомобили. Сегодня SISU – типичная, средняя по финским масштабам компания с годовым выпуском 470 – 480 грузовиков полной массой свыше 16 тонн. В производственной программе – три семейства большегрузников: Е11, Е12 и Е14.

Автобус Carrus для передвижных телевизионных станций

Индекс «Е» означает полное соответствие экономическим, экологическим и эргономическим нормам. Именно с этой буквы в английском языке начинаются эти три слова. Разделение на семейства достаточно условное – автомобили собираются по индивидуальным заказам из одних и тех же узлов и агрегатов и не имеют жесткой классификации. Их комплектация и оснащенность вспомогательными узлами и агрегатами (коробками отбора мощности, гидравлическими линиями и прочими) не связана с «семейственностью».

Скорее, деление связано с применением различных типов силовых агрегатов. Так, для машин Е11 предлагаются наддувные дизели ряда Cummins М11 мощностью 340, 380 или 405 л.с. Для грузовиков серии Е12 предназначены дизели Mack 12 (430 или 470 л.с. соответственно). Для самых мощных автомобилей подготовлены двигатели Cummins N14, развивающие мощность 425, 475 и даже 530 л.с.

До недавнего времени отличительной особенностью финских грузовиков был оригинальный дизайн кабин. Но вот уже третий год с конвейера SISU сходят автомобили с кабинами Renault Premium, претерпевшими впрочем некоторые изменения, но сохранившие свой стиль.

Междугородный автобус Carrus Star 502

Фирма ориентируется практически на полное формирование конструкции будущего автомобиля непосредственно заказчиком. Чаще всего именно он определяет тип силового агрегата, количество ведущих, управляемых и поддерживающих мостов, габариты, наличие вспомогательного оборудования, отделку кабины, цвет и многое другое.

Большинство комплектующих – зарубежного производства. Оригинальными остаются мосты и рама. По части мостов SISU может удивить кого угодно. Фирма разработала и выпускает все возможные их типы. Наличие одно- и двухосных ведущих, одно- и двухскатных поддерживающих, простых и подъемных управляемых, ведущих управляемых мостов позволяет получать любые типы шасси с колесными формулами от 10 х 2 до 12 х 12.

Большинство автомобилей, выпускаемых в Карья, предназначены для установки лесовозного оборудования (в том числе погрузчиков-манипуляторов), дорожно-строительного оборудования и седельно-сцепных устройств. В прошлом году с заводского конвейера сошли автомобили 6 х 6 нового поколения по заказам шведской и финской армий. Новинкой этого года стал четырехосный самосвал 8 х 2 семейства Е12.

Тягач Sisu E12 в составе автопоезда-лесовоза

Поскольку наши следующие остановки связаны с заводами концерна Carrus, стоит сказать несколько слов о его роли в финском автомобилестроении. Под этой маркой объединились три автобусных завода в Хельсинки, Турку и Тампере. Российским специалистам они хорошо знакомы по их прежним маркам Ajokki и Wiima. Каждый из них специализируется на выпуске каких-либо определенных типов машин.

О заводе в Хельсинки мы уже рассказали. В Турку ежегодно выпускается свыше 170 междугородних и туристических автобусов категории «люкс» марок Star 502 и Star 602.

В Тампере сосредоточено производство пригородных, междугородих и туристических машин марок Vega и Vector Regal по индивидуальным заказам с годовым выпуском около 170 машин. Высоким качеством изготовления и отделки кузовов, полностью изготовленных из нержавеющей стали, финские автобусостроители привлекли к себе пристальное внимание компании Volvo, которая полностью приобрела концерн Carrus. Произошедшее слияние первоначально доставило немало хлопот финнам. Шведы приняли было решение оснащать автобусы только своими силовыми агрегатами, что шло вразрез со сложившейся практикой, когда покупатель сам выбирал двигатель в зависимости от условий эксплуатации, рыночных традиций, развития сети сервиса. В итоге было сохранено существовавшее положение и сейчас из ворот завода в Тампере выходят машины, базирующиеся не только на шасси Volvo, но и Scania, Daimler Benz, и другие.

На сборке грузовиков Sisu

Производство автобусов на заводе в Тампере характеризуется несколькими особенностями. Учитывая применение нержавеющих сталей, здесь отсутствует антикоррозионная обработка кузова в процессе сборки. И без нее срок службы кузова достигает 15 – 20 лет.

Окраска машин производится только вручную и уже после сборки, когда установлено все включая интерьер. В его отделке применяется большое количество натуральных и искусственных тканей и пластика. В результате окраска внутренних поверхностей не требуется.

В полутора сотнях километров на восток от Тампере находится последняя точка нашего путешествия по автомобильной Финляндии. В приморском городке Нярпис находится завод по производству прицепов, полуприцепов и платформ для грузовых автомобилей Narko. С его конвейера ежегодно сходит более 600 различных конструкций. Стоит отметить такие нововведения компании как гидравлические подъемные устройства для управления тентом, раздвижные крыши, борта с регулируемой высотой тента.

Четырехосный самосвальный прицеп фирмы Nark

Именно здесь рождаются столь популярные в Финляндии кассетные кузова для перевозки скальных пород. Среди новинок – полуприцепы и прицепы изменяемой длины. Шарнирная конструкция рамы и кузова позволяет изменять длину кузова с помощью простого устройства. При этом все тормозные шланги и кабели проложены внутри шарнирных коробов и надежно защищены от механических повреждений и атмосферных осадков.

Большинство из описанных нами автомобилей, автобусов, подвижного состава отлично знакомы нашим специалистам. Продукция финских заводов довольно успешно продается в России. Так, автобусы Carrus поставляются отделением Volvo Bus компании Volvo. Своих дилеров в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде имеет SISU. В Москве работает представительство Narko.