На рынке грузовиков: подъём продолжается

В. Салыгин

Наметившаяся в 2003 г. тенденция роста производства грузовых автомобилей в России сохранилась и в нынешнем году. По данным «АСМ-холдинга», в период января–сентября 2004 г. изготовлено 156 462 грузовых автомобиля, т. е. на 10% больше, чем за соответствующий период предыдущего года.

Итоговый выпуск грузовиков в 2004 г. можно оценить исходя из результатов работы предприятий в течение трех кварталов в пределах 208...210 тыс. ед. (рост 7,5%). Заметим, что в соответствии с намерениями предприятий, продекларированными ими в начале 2004 г., выпуск грузовиков в стране мог достичь 217 тыс. ед. Объем продаж отечественных автомобилей, включая экспорт, за 9 месяцев составил 156 046 ед. (рост 9,1%). При этом уровень продаж грузовых автомобилей был близок (99,7%) к объему их производства, что свидетельствует о достаточно устойчивом спросе на грузовую автотехнику. Темп производства отечественных грузовиков в текущем году был достаточно стабильным. Ежемесячный общий выпуск неуклонно возрастал и по итогам трех кварталов (усредненный) составил 17 385 автомобилей.

При значительном росте общего выпуска грузовых автомобилей динамика производства на отечественных автозаводах по своему характеру была весьма неоднородной. Так, рост числа выпущенных грузовиков в период января–сентября в ОАО «КАМАЗ» составил 25,6% к соответствующему периоду предыдущего года, в ОАО «ГАЗ» – 12,4%, ОАО «АЗ «Урал» – 8,1%, АМО «ЗИЛ» – 2,8% и ОАО «ИжАвто» – 2,4%. В то же время ряд заводов-изготовителей снизили темп производства грузовиков, в частности ОАО «УАЗ» (–5,1%), ЗАО «Автотор» (сокращение в несколько раз).

Причины этого кроются, по-видимому, в структуре спроса, а также в различии финансово-экономического положения предприятий, в менеджменте и стиле управления, в поддержке со стороны федеральной и региональной (местной) властей, а также в наличии достаточно эффективной дистрибьюторской сети. Несмотря на продолжающейся рост импорта грузовых автомобилей, потребности внутреннего рынка по-прежнему удовлетворяются преимущественно отечественным производством. Конкурентоспособность продукции российского автопрома, как и прежде, обеспечивается главным образом за счет более низких цен. В то же время отечественные предприятия стремятся упрочить свое положение на рынке, расширяя модельные ряды, улучшая качество продукции и приводя ее к европейским стандартам, в частности, по токсичности.

Растет производство грузовых автомобилей у лидера отечественного автопрома ОАО «ГАЗ». За 9 месяцев текущего года с конвейера завода сошло 89 899 грузовых автомобилей. Доля Горьковского автомобильного завода в общем объеме продаж отечественных грузовиков несколько увеличилась и достигла 57,61%. Основу производственной программы автозавода (более 70% выпуска) в 2004 г. по-прежнему составили «ГАЗели».

Производство грузопассажирских автофургонов ГАЗ-2752 «Соболь» увеличилось более чем в полтора раза и превысило 10% заводского выпуска. Выросло (до 15% выпуска) количество изготовляемых в Нижнем Новгороде среднетоннажных грузовых автомобилей ГАЗ-3308, ГАЗ-3309. Существенно (более чем в 5 раз) увеличилось производство дизельной модификации ГАЗ-3309. Продолжает расти производство шасси грузовых автомобилей. На их долю приходится около 25% выпуска ОАО «ГАЗ». Обновление продукции завода происходит преимущественно за счет модернизации малотоннажных грузовиков, расширения ряда их модификаций, освоения выпуска новых автомобилей, внедрения двигателей, соответствующих нормам Еurо 2. В частности, новинкой отечественного рынка в скором времени должен стать среднетоннажный низкорамный грузовик ГАЗ-3310 «Валдай» (грузоподъемность 3750 кг, двигатель ММЗ-245.7Е2 мощностью 90 кВт, под заказ могут устанавливаться импортные IVECO, Sofim). На автозаводе успешно внедряется комплекс высокоэффективных технологических процессов. Надежному сбыту продукции нижегородского предприятия способствует устойчивый спрос на малотоннажные автомобили, который в ближайшие годы, по-видимому, сохранится. Это косвенно подтверждает и отсутствие остатка готовой продукции на Горьковском автозаводе.

Успешно реализован намеченный на текущий год бизнес-план ОАО «КАМАЗ». Выпуск большегрузных автомобилей на Камском автозаводе в 2004 г. фактически достиг 30 тыс. ед. По итогам 9 месяцев рост производства шасси для спецавтомобилей составил 22,8%, а шасси для автобусов – 29,5%. Доля автомобилей КамАЗ в общем объеме продаж отечественных грузовиков возросла до 13,91%. Согласно плану 2004 г. более 5000 автомобилей отгружено как в страны СНГ, так и дальнего зарубежья. Камский автозавод постоянно модернизирует и расширяет гамму производимой автотехники. Наряду с новинками в традиционном для него сегменте большегрузов (в том числе полноприводные самосвал КамАЗ-6522 и тягач КамАЗ-65225) предприятие продвигает на рынок двухосные КамАЗ-4308 «Тулпар» (грузоподъемность 5500 кг, двигатель Cummins В180.20 мощностью 178 л.с.) и более легкий КамАЗ-4307 (грузоподъемность 4700 кг).

Новые двухосные КамАЗы, как полагают заводские маркетологи, востребованы в классе городских низкорамных развозных грузовиков. В целях расширения объема продаж ОАО «КАМАЗ» совершенствует формы реализации своей продукции, в том числе путем введения лизинга. Руководство предприятия намерено полнее использовать возможность расширения сегмента большегрузов. По оценке специалистов, в дальнейшем емкость этого сегмента рынка может увеличиться в связи с прогнозируемым ростом в стране грузооборота, снижением срока службы тяжелых грузовиков (с нынешних 15...20 до 12...15 лет), а также за счет расширения экспорта в развивающие страны, в том числе для обновления их военного парка автомобилей.

АМО «ЗИЛ» с приходом к руководству новой управляющей структуры – ОАО «Московская автомобильная компания» удалось не только остановить спад производства, но и нарастить выпуск. По итогам 9 месяцев 2004 г. производство грузовиков составило 9581 ед., при этом доля малотоннажника ЗИЛ-5301 «Бычок» в заводской программе осталась на прежнем уровне (немногим более 50%), а основной рост пришелся на среднетоннажные автомобили. Более 70% производимой предприятием автотехники приходится на шасси. Объем продаж увеличился на 4,7%, доля АМО «ЗИЛ» в общем объеме продаж грузовых автомобилей отечественного производства составила 6,2%. Стремясь расширить сбыт производимой продукции, столичный автозавод одним из первых российских предприятий начал реализацию широко распространенной за рубежом схемы продажи trade-in, предусматривающей обмен старых автомобилей на новые. К новинкам АМО «ЗИЛ» на рынке 2004 г. можно отнести большегрузы: шасси ЗИЛ-433182 (полная масса 14 500 кг, двигатель ММЗ-Д-260.11 Е2), бортовой ЗИЛ-433180 (грузоподъемность 8 т, полная масса автопоезда 26 000 кг), а также полноприводные карбюраторные: шасси ЗИЛ-433442 (полная масса 11 200 кг, двигатель ЗИЛ-508.10) и бортовой ЗИЛ-433440 (полная масса автопоезда 15 370 кг, грузоподъемность 3750 кг).

Ведущему производителю российских полноприводных большегрузов ОАО «АЗ «Урал» удалось преодолеть спад и выйти на уровень 7 тыс. ед. Доля «Уралов» в общем объеме продаж отечественных грузовых автомобилей сохранилась на прежнем уровне и составила немногим более 3%. Значительно, более чем в полтора раза, увеличился экспорт. С целью сохранения рыночной перспективы руководство компании «РусПромАвто», в состав которой входит завод «Урал», намерено ускорить разработку и внедрение в производство семейства новых автомобилей. В традиционном для Уральского автозавода сегменте внедорожных автомобилей представителем нового семейства является «Урал-555741-44» (колесная формула 6х6, грузоподъемность – до 14 т, кабина унифицирована с грузовиками дорожного класса). На базе этого автомобиля может устанавливаться широкая гамма современной специальной техники. Представителями принципиально новых для миасского автозавода неполноприводных грузовиков являются показанные на выставке MIMS’2004 автомобили: бортовой «Урал-6363» (колесная формула 4х2, полная масса 18 000 кг, грузоподъемность 10 000 кг) и самосвал «Урал-63645» (колесная формула 6х4, полная масса 26 000 кг, грузоподъемность 15 000 кг). В конструкции новых автомобилей применяются узлы и агрегаты предприятий «РусПромАвто» (в том числе двигатели Ярославского моторного завода мощностью 300 и 400 л.с., Еurо 2, сцепление ЯМЗ-183, коробка передач ЯМЗ-239). На площадях, высвобождаемых в ходе проводимой реструктуризации производства, руководство намерено расширить выпуск специальной техники.

Рост выпуска в классе автомобилей особо малой грузоподъемности, производимых ОАО «УАЗ», ОАО «ИжАвто», а также ЗАО «ВАЗинтерсервис», по-видимому, сдерживается известным насыщением рынка и растущей конкуренцией со стороны ввозимых иномарок. «ИжАвто» в 2004 г. сохранил выпуск мини-грузовиков на уровне предыдущего года (немногим более 15 тыс. ед.). Из коммерческих автомобилей Ижевский автозавод фактически выпускает одну модель – фургон Иж-2717. Производство устаревшей модели Иж-2715 в 2004 г. прекращено, а выпуск пикапа Иж-27171 не превышает 200 ед. (менее 1% заводского выпуска). Продажи фургона «Иж» остались на уровне предыдущего года и составляют около 7% общего объема продаж отечественных коммерческих автомобилей.

Наличие значительных остатков нереализованной продукции на Ульяновском автозаводе (20...30% ежемесячного выпуска в начале года и до 50...60% во второй половине года), возможно, сдерживало темп производства коммерческих автомобилей. О заметном насыщении рынка в сегменте полноприводных грузовиков особо малой грузоподъемности свидетельствует и снижение уровня продаж к объему производства. Если в I квартале 2004 г. он составлял 99,6%, в I полугодии – 98,8%, то по итогам 9 месяцев – лишь 88%. Тем не менее годовой выпуск коммерческих автомобилей ОАО «УАЗ», по предварительным данным, превысил 20 тыс. ед., т. е. оказался близким к уровню 2003 г. Доля продаж составила около 9% общего объема продаж коммерческих автомобилей российского производства. Новинкой в модельном ряду автомобилей ОАО «УАЗ» стал УАЗ-2360, который должен заменить устаревший УАЗ-3303.

Динамика рыночных цен на грузовые автомобили в 2004 г. была умеренной в период января–марта и ускоренной в апреле-мае. Затем рост цен замедлился и вновь несколько ускорился в осенне-зимний период. В целом рыночные цены росли монотонно, но темп их роста существенно различался в зависимости от модели автомобиля. В течение года быстрее росли цены на автотехнику ОАО «КАМАЗ» и РУП «МАЗ». Челнинские и минские большегрузы подорожали в зависимости от модели на 15...30%. При этом прирост рыночных цен на полноприводные КамАЗы (в том числе КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-44108) составил 13...16%, тогда как на новые большегрузы семейства КамАЗ-6520 увеличение цен было максимальным – 25...30%. Что касается автотехники Горьковского автозавода, то несколько быстрее дорожали среднетоннажники (прирост в цене 12...15%) и медленнее малотоннажники (10...12%). Изменения рыночных цен на продукцию АМО «ЗИЛ» и АЗ «Урал» были менее значительными. Автомобили ЗИЛ подорожали на 10...13%, а внедорожные автомобили «Урал» – на 10...15%. Рыночные цены на автотранспортные средства Кременчугского автозавода увеличились за 2004 г. на 8...14%.

В целом в 2004 г. цены на большинство марок и моделей росли заметно быстрее, чем в 2003 г. Повышению рыночных цен на грузовые автомобили отечественного производства способствует ряд факторов, в первую очередь рост цен на металл и материалы, топливно-смазочные материалы, увеличение тарифов на энергоносители.

Цены на подержанные грузовые автомобили отечественного производства в начале года менялись незначительно. В последующие месяцы они стали заметно колебаться в зависимости от срока эксплуатации и марки автомобиля. При этом если относительно новые грузовики (со сроком эксплуатации 2...3 года) подешевели в силу старения на 5...7%, то автотранспортные средства в возрасте 4...6 лет стали дорожать, поскольку в целом ускорился рост рыночных цен на новую автотехнику. Наиболее оживленным оставался рынок подержанных малотоннажных грузовых автомобилей, включая бортовые ГАЗ-3302, фургоны ГАЗ-2705, ГАЗ-2752, а также автомобиль ЗИЛ-5301 и его модификации. Заметно сократились к концу года продажи на рынке подержанных КамАЗов.

В связи с заметным ростом цен на грузовые автомобили изменилась и ценовая структура рынка. Так, доля первого ценового сегмента (до 100 тыс. руб.) фактически сошла на нет. Заполнявшие его в предыдущие годы ижевские грузовички перешли в следующую нишу – 101...150 тыс. руб. Доля второго сегмента, где помимо ижевских фургонов ничего не осталось, снизилась с 17,6 до 6,71%. Вес третьего сегмента (151...200 тыс. руб.) вырос за счет увеличения продаж малотоннажных автомобилей семейств «ГАЗель» и «Соболь». Доля четвертого сегмента (251...400 тыс. руб.) значительно выросла (с 5,8 до 18,37%) ввиду перехода в него подорожавших как российских, так и белорусских среднетоннажников. Доля пятого сегмента (400...700 тыс. руб.) вдвое сократилась (с 11,8 до 4,06%). Самый дорогостоящий сегмент (свыше 700 тыс. руб.), куда попадают «Уралы», КамАЗы, существенная часть МАЗов и бо’льшая часть импортируемых в страну коммерческих автомобилей, увеличился с 9,9 до 18,2%.

Структура продаж грузовых автомобилей по классам грузоподъемности существенно не менялась. Как и прежде, основную часть реализованных автомобилей составляют грузовики особо малого класса грузоподъемностью до 2,0 т. На их долю приходится 64,95% общего объема продаж грузовых автомобилей в стране. Практически неизменной (12,1%) осталась доля грузовиков грузоподъемностью от 2,1 до 5 т. Незначительно сократился (с 10,7 до 9,9%) сегмент автомобилей среднего класса. Заметно выросла доля продаж большегрузов (с 11,9 до 13,04%).

Итоги 2004 г. свидетельствуют о том, что отечественный рынок грузовых автомобилей достаточно динамично развивается. Объем продаж грузовиков на внутреннем рынке, определяемый количеством реализованных отечественных и импортных автомобилей (за вычетом экспорта российских), по предварительной оценке, вырос более чем на 10% и превысил 200 тыс. ед. (без учета импортных подержанных коммерческих автомобилей).

Медленно, но настойчиво отечественный автомобильный рынок интегрируется в мировой. Заметно вырос импорт грузовых автомобилей. Продажи новых иномарок из стран дальнего зарубежья, по предварительным данным, в этом году на 17% превысили продажи в 2003 г. В России растет число предприятий, выпускающих грузовики из импортных комплектующих. Совершенствуются формы оплаты. Для многих покупателей продажи в лизинг, кредит стали реальностью и дали возможность приобрести коммерческий автомобиль. Вместе с тем, по мнению экспертов, качество отечественных грузовиков существенно не улучшилось, тогда как цены на них выросли значительно и по подавляющему большинству моделей уверенно опередили официальный уровень инфляции.

Позитивные перемены на отечественном рынке грузовых автомбилей обусловлены прежде всего заметным подъемом в работе российского автопрома, созданием предпосылок для повышения качества выпускаемых автомобилей, улучшением конъюнктурных условий для реализации автотехники и дальнейшего роста ее производства. Благоприятное влияние на рынок оказывает ряд факторов, в первую очередь улучшение общего состояния российской экономики, в том числе заметный рост валового внутреннего продукта, увеличение инвестиций в основной капитал, рост промышленного производства, грузооборота транспорта.