Аренда кранов: прогнозы и факты
Оптимистические предсказания прошлых лет по поводу рынка аренды кранов не оправдались. Однако и сегодняшнюю ситуацию нельзя назвать стабилизировавшейся – изменения продолжаются, только вот в какую сторону? Автор оценивает данные 2003 года и размышляет над перспективами года нынешнего.
![]() |
Как видно из сравнительной диаграммы усредненных цен на мобильные краны, чтобы дать глобальную картину мирового арендного рынка сегодня, аналитики стали отображать данные не по отдельно взятым странам, а разделив всю информацию на три основные экономические зоны мира – Америку, Азию и EAME, к которой они, как ни странно, отнесли Европу, Африку, Средний и Ближний Восток.
На протяжении всего 2003 года большинство экономистов лизинговых компаний предполагали, что сложные условия рынка вот-вот изменятся и количество лизинговых и арендных сделок резко возрастет. Согласно социологическим опросам, в Австралии этого ожидали 90% специалистов, а 70% полагали, что парк кранов в ближайший год придется увеличивать. Некоторые позитивные признаки действительно замечены. В 2003 году 47% компаний Азии и 55% из EAME сообщили о повышении количества лизинговых и арендных сделок, однако 20% компаний из обоих регионов сообщили об уменьшении количества операций. В этих двух регионах произошло наиболее заметное расширение парка кранов: 69% в Азии и 50% в странах EAME.
В странах Америки ситуация несколько иная – лишь 17% компаний сообщают об увеличении количества лизинговых и арендных контрактов. Данные о расширении парка здесь также сдержанные – 38% компаний. Со времени последнего опроса здесь мало что изменилось. По крайней мере 63% компаний сообщили, что количество их лизинговых и арендных сделок не изменилось, а 46% известили о том, что они оставили объем парков техники прежними.
![]() |
Прогноз на 2004 год более оптимистичен: 50% компаний из EAME, 44% из Азии и 33% из Америки обещают увеличение количества лизинговых и арендных контрактов. Но вот что удивительно – самые пессимистические прогнозы поступили из Азии, где 27% компаний предполагают уменьшение количества контрактов. Возможно, это связано с некоторыми особенностями восточного темперамента. Для сравнения: в EAME предвидят спад на 26%, в странах Южной и Северной Америки – 17%. Причем 53% американцев утверждают, что за следующий год размер их парков будет увеличен, и это несмотря на то, что, по данным опроса, они менее всего надеются на увеличение количества новых контрактов. В Азии на это надеются 64% компаний, в EAME – 21%. Более половины компаний из этих двух регионов надеются на увеличение размеров парков в 2004 году, и это хороший знак для крановой индустрии.
Взглянем на арендные рейтинги 50-тонных автокранов. Регион EAME имеет худший ценовой показатель. Здесь недельный оборот с аренды кранов составляет всего 3 800 USD. Принимая во внимание, что 55% арендных компаний из стран EAME сообщили о повышении расценок, можно сделать вывод – рынок EAME держится главным образом на конкуренции. Самый большой недельный оборот для 50-тонных машин показывают страны Америки – 4 456 USD, но Азия отстает лишь на 150 USD. А вот EAME может похвастаться самым высоким оборотом для 100-тонных кранов, которые идеально подходят для строгих правил эксплуатации в Западной Европе. Усредненный недельный оборот для стран EAME по 100-тонным кранам в 2003 году составил 11 000 USD, в Америке эта цифра оказалась ниже – 9 800 USD, в Азии – 6 100 USD. В 150-тонном классе снова лидируют страны Америки, средний недельный рейтинг там – 13 000 USD. На втором месте Азия – 10 000 USD, завершает список с 9 000 USD регион EAME.
![]() |
Неплохое представление о мировом рынке дает и статистика использования автокранов. Например, Азия, где происходит подъем экономики и в области строительства заметен значительный рост, лидирует по использованию 50-тонных машин (79%), за ней следуют EAME (77%) и Америка (68%). В Америке использование 100-тонных кранов достигает 62%. Эта цифра хорошо иллюстрирует то, как могут различаться рынки разных регионов по использованию кранов разной грузоподъемности. В EAME используют 58% 100-тонных кранов, в Азии – 56%. Что касается 150-тонных подъемных машин, здесь показатели ниже, и это подкрепляется сообщениями о том, что многие тяжелые краны не востребованы, стоят без дела или выполняют слишком «легкую» для них работу. Такие заявления поступают и от владельцев, которые не могут найти для них достойной работы, и от арендных компаний, для которых задача сдать 150-тонный кран в аренду часто превращается в проблему. В EAME задействовано 59% тяжелых кранов, в странах Америки – 48%, в Азии – 42%.
Прогнозы специалистов в большинстве случаев оптимистичны. Так было и с ожиданиями на 2003 год. Так же дело обстоит и с прогнозами на 2004 год. Половина опрошенных компаний из Европы, Африки, Ближнего и Среднего Востока предсказывают повышение в следующие 12 месяцев. Определенно, их взгляды более оптимистичны, чем взгляды представителей двух других регионов – Америки и Азии. Тем не менее результаты опроса весьма противоречивы, ведь около четверти опрошенных компаний ничего хорошего в текущем году не ожидают.
![]() |
Сегодня аренда кранов – это хорошо развитый сектор, где существует по настоящему жестокая гонка по ценам. Многие владельцы кранов надеялись и предполагали, что жесткие условия рынка наконец изменятся в 2003 году.
Эти предположения оправдались лишь наполовину, ведь если даже и 55% компаний из EAME сообщили об увеличении арендных тарифов, то более 25% известили об их уменьшении. Во всем этом есть одно утешение: компании еще не дошли «до ручки» и не планируют распродавать машины. Подъем в сфере аренды кранов предсказывается уже очень давно, поэтому хочется верить, что именно в 2004 году эти предсказания сбудутся, о чем предварительно можно судить по результатам начала года.
![]() |
![]() |